Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Мы предлагаем деньги

441 18 июня 2010

Скидки, бонусы и прочие «раздачи слонов» с точки зрения ответственного бухгалтера

Едва преодолев разного рода сложности, связанные с изменением законодательства, бухгалтеры турбизнеса переходят к преодолению «кризисных» явлений, связанных с уменьшением объемов продаж в отрасли. В погоне за покупателями туроператоры и турагенты изобретают все новые и новые способы привлечения и поощрения туристов. Это различные интернет-сервисы, системы бронирования со скидкой, подарки, бонусы, лотереи, конкурсы и даже бесплатные путевки. Конечно бухгалтеру при виде всей этой вакханалии первым делом хочется закрыть глаза, заткнуть уши, запеть погромче что-нибудь из репертуара радио «Шансон» и вообще сделать вид, что вокруг ничего не происходит. Правда, в последнее время сделать это становится все труднее — и не потому, что заканчиваются шлягеры от группы «Беломорканал» и Вальдемара ибн Кобози, а поскольку мероприятия, направленные на привлечение покупателей, подвергаются широкой огласке, в том числе и в средствах массовой информации. Так что деваться некуда: приходится готовиться к учету и налогообложению разнообразных рекламных акций и прочих «раздач слонов».

Маликова Анна
Анна Маликова
К понятию «скидка» все уже более или менее привыкли, и даже законодатель несколько раз упомянул ее в своих многотомных трудах. Возможно поэтому «скидка» часто воспринимается покупателями как норма и не выполняет в полной мере возлагаемых на нее функций, а именно — не стимулирует продажи. Поэтому туроператоры и турагенты все чаще стараются привлечь покупателей, не уменьшая стоимость туруслуг в момент продажи (то есть давая скидку), а добавляя к турпакету подарки, бонусы, баллы, премии и тому подобное. В данном случае стоимость туруслуг не меняется, а в вопросах налогообложения подобных акций решающую роль играют условия, сроки проведения и другие подробности. Особенно важно грамотное оформление первичной документации, внутренних и подтверждающих документов.

Что такое «бонус»?

Давайте попытаемся разобраться, в какой форме наиболее выгодно проводить «одаривание» покупателей. Делать мы это будем для примера самыми простыми для понимания способами: подарок — он же товар, премия — она же деньги. Популярные сейчас бонусы рекомендуется представлять в виде одного из вышеперечисленных видов, так как понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, не содержат термина «бонус». В связи с этим бонус — довольно общее понятие, который может быть и скидкой, и подарком, и премией. Различного рода балльные системы, дисконтные карты и прочие подобные вещи чаще всего подразумевают под собой скидку, то есть изменение стоимости товара (услуги) в момент заключения сделки.

Любая организация, выделяя денежные средства на мероприятия, стимулирующие спрос и продажи, делает это осознанно, и связь этих акций с дальнейшей реализацией очевидна, экономическая оправданность также не вызывает сомнений. Правда, у налоговых органов на этот счет совсем другая позиция. Поэтому вопрос, к какой разновидности расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, отнести расходы на подарки и премии имеет большое значение. Вариантов несколько: при определенных условиях это могут быть прочие расходы, связанные с производством и реализацией (рекламные, представительские), либо внереализационные расходы. Для плательщиков НДС принципиальным является вид подарка, премии. Если речь идет о товаре, то раздача подарков-товаров признается безвозмездной передачей имущества (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) и на стоимость подарков нужно начислять НДС. Если товарная составляющая в подарке или премии отсутствует, то начислять НДС не нужно, так как объектом налогообложения по НДС является реализация продукции (товаров, работ, услуг) (п. 1 ст. 146 НК РФ). А при предоставлении покупателям поощрений реализации товаров, работ или услуг не происходит.

Прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Рекламные расходы

Чтобы отнести затраты на приобретение подарков-товаров к рекламным расходам, необходимо соблюдать следующие условия:

  • подарки-товары должны быть розданы во время проведения различных рекламных акций и мероприятий (например, выставки или презентации);
  • подарки-товары раздаются неопределенному кругу лиц (основной признак рекламы).

Для туристических организаций вариантами подарков-товаров могут быть путеводители, дорожные сумки, фотоаппараты и т. д. Для подтверждения рекламного характера акции желательно наличие логотипа или рекламного баннера компании на раздаваемых товарах. Что же касается денежных премий, то будем надеяться, что ситуация на рынке не доведет нас до раздачи денежных знаков с нашим логотипом неопределенному кругу лиц.

Важный момент: соблюдение всех необходимых условий должно быть подтверждено документально. Если условия соблюдены, то согласно п. 1 ст. 264 НК РФ расходы могут быть учтены для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 % от выручки.

В отношении НДС применительно к нормируемым рекламным расходам в соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ НДС можно принять к вычету только в части стоимости подарков, не превышающей нормы (1 %). Что касается начисления НДС, то на рыночную стоимость подарков нужно начислить НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ). Для применяющих УСН турфирм порядок отнесения рекламных подарков-товаров к расходам, уменьшающим Единый налог, идентичен: тот же 1 % от выручки.

Едем дальше. Если турфирма поощряет подарками уже имеющихся покупателей или, например VIP-клиентов — это говорит о том, что между сторонами существуют договорные отношения и круг лиц вполне определен. В этом случае представить раздачу подарков в виде «рекламных» расходов уже не получится.

Представительские расходы

Если у вас есть приказ руководителя о проведении представительского мероприятия, список приглашенных, программа, стоимость вручаемых в рамках этого мероприятия призов и подарков, смета расходов, протокол, то расходы на приобретение или изготовление подарков можно попытаться отнести к разряду представительских. Согласно определению НК РФ, представительские расходы — это расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Поэтому в данном случае необходимо будет подключить воображение и составить подтверждающие документы в соответствии с этой формулировкой. Тогда в соответствии с п. 42 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются затраты в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ. Допустимый лимит составляет 4 % расходов налогоплательщика на оплату труда за соответствующий налоговый период. Соответственно, НДС подлежит вычету в размере указанной нормы и подлежит начислению с рыночной стоимости подарков в полном объеме. Но чтобы представить себе раздачу денежных премий в рамках представительского мероприятия, потребуется воображение недюжинной силы (а, как известно, все «налоговики» напрочь лишены этого атавизма). Организациям, применяющим УСН, вариант с представительскими расходами не подойдет, так как этот вид расходов не указан в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Внереализационные расходы

В налоговом учете премия покупателям, которые выполнили определенные условия договора, учитывается в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Эту норму можно применить и к подарку-товару, и к денежной премии при наличии соответствующих документов (маркетинговая, учетная политика, условия получения подарка закреплены в договоре, акт о выполнении условий договора). Это, конечно, самый выгодный вариант: расходы на приобретение подарков-товаров или выплату денежных премий в данном случае учитываются полностью. Начислять НДС с рыночной стоимости подарков-товаров также обязательно, но и к зачету он принимается полностью. Если не хочется менять договоры, вносить в них условия получения подарков-товаров, то подарки можно не подарить, а реализовывать. Это значительно упростит процесс подготовки и оформления документов. Сделать это можно, например, в составе турпакета. В этом случае также есть возможность уменьшить прибыль на полную стоимость продаваемых подарков (ст. 268 НК РФ). Если реализовать подарки в составе турпакета не получится, можно «продавать» их в качестве сопутствующих товаров. Конечно, «реализация подарков» — довольно странный вариант «одаривания» покупателей, но, возможно для многих компаний он окажется проще, чем головоломка с условиями договора. НДС на приобретение «продаваемых» подарков подлежит вычету в полном объеме и начисляется как при обычной торговой сделке.

Заметно более простой представляется ситуация с внереализационными расходами в виде денежных премий, хотя подобную форму поощрения покупателей нечасто встретишь в туризме. Если денежная премия выплачивается покупателю за выполнение определенных условий договора — полностью учитываем ее в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Для дополнительного подкрепления того факта, что при предоставлении покупателям премий реализации товаров, работ, услуг не происходит, необходимо учесть в условиях договора, что получение премии не зависит от количества или стоимости турпутевок. Возможен вариант: покупатель получает премию, если в течение летнего сезона приобрел путевку в Турцию (пляжный отдых) и во Францию (экскурсионный тур). Премии могут быть удобны турагентам, которые являются посредниками, которым условия договора с туроператором не позволяют менять стоимость путевки или предоставлять скидки.

Внереализационные расходы не подходят «упрощенцам», так как не значатся в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

И наконец — НДФЛ

С 01.01.2009 г поправками в пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ установлено, что физические лица обязаны самостоятельно уплачивать НДФЛ только по тем подаркам, которые они получают от иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Получается, что при выдаче физическим лицам премий и подарков стоимостью более 4000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ) организации признаются налоговыми агентами, то есть обязаны удерживать налог, вести учет данных доходов и подавать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. При «реализации» подарков об этом можно не беспокоиться, в остальных же случаях решающий фактор — стоимость, размер премии.

Подведем итоги

Ситуация: в организации выделяются денежные средства для поощрения и привлечения покупателей, организация применяет общую систему налогообложения.
  • Наилучшие варианты с точки зрения налогообложения: денежные премии в размере менее 4000 рублей (в год), выдаваемые по условиям договора — или «реализация» подарков любой стоимости.
  • Приемлемый вариант: подарки-товары стоимостью менее 4000 рублей (в год), выдаваемые по условиям договора. Этот вариант осложнен хлопотами с определением рыночной стоимости подарков с целью начисления НДС. Подарки и премии стоимостью более 4000 рублей (по условиям договора) добавляют проблему удержания НДФЛ или сообщения в налоговую инспекцию о невозможности удержания налога.
  • Наконец, бюджетный вариант для «упрощенцев» — «продажа» подарков.

Анна Маликова

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи