Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Новый закон в действии: что делать турагенту?

388 26 ноября 2007

Итак, новые правила игры! Уважаемые коллеги, сразу хочу посочувствовать отдельным участникам туриндустрии, а именно – туроператорам и турагентам. Уже далеко не первый день мы все вместе читаем новый закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации, перечитываем старый и строим догадки о том, как всё-таки законодатели представляют себе «формирование» и «продвижение» туристского продукта. И что самое интересное, с каждым прочтением нового закона возникает всё больше и больше вопросов. Так что читать нам явно придётся ещё долго – в ожидании разъяснений, дополнений и, самое главное, результатов судов.

Маликова Анна
Анна Маликова
Впрочем, некоторые впечатления уже есть. Вот самое отчётливое: раньше было трудно в основном турагентам, теперь же нелегко придётся и туроператорам. Об этом можно судить по опыту практической работы по «формированию» и «продвижению» туристского продукта, начиная с 1 июня нынешнего года. Возможно, все мы просто возлагали слишком большие надежды на «новый» закон, надеялись, что наконец-то наступит долгожданная ясность понятий, и работать станет легче. Легче не стало: остаётся лишь надеяться, что со временем всё сложится в соответствии с «обычаями делового оборота», как, в, общем-то, и было раньше. А нынешняя неразбериха на туристическом рынке – явление временное, связанное с нововведениями законодательства, которые приходится учитывать в спешном порядке, да ещё и в летний период.

Сегодня российский туррынок может похвастать обилием самых разнообразных договоров между туроператором и турагентом. Практически в каждом из них более или менее явственно ощущается попытка сформировать взаимовыгодные отношения – в соответствии с «новым» законом. Начиная с 1 июня после небольшой паузы (видимо, взятой для размышления), стали появляться исключительно грамотные, я бы даже сказала – честные договора комиссии, агентские договора между туроператорами и турагентами. Плюсов у них было сразу несколько. Во-первых, сам факт, что это – договор комиссии, во-вторых, эта комиссия была выражена в реальной сумме. В-третьих, в некоторых договорах турагент получал право давать туристам скидки и предоставлять туроператору отчётность на сумму вознаграждения за вычетом этой скидки (ну, а за это – просто низкий поклон). Конечно, объём документов увеличился, но для агентов это было вполне терпимым недостатком. Зато нетрудно себе представить, во что превратилась жизнь туроператоров, особенно в плане работы с региональными агентствами: документооборот не только здорово усложнился (у одних агентов комиссия была с НДС, у других – без), но ещё и неимоверно затянулся.

Так что неудивительно, что больше месяца подобные договоры в основной своей массе не просуществовали. Очень скоро турагенты стали получать от туроператоров письма с настойчивой просьбой перезаключить договоры на новые. «Новые» выглядели примерно так: договор комиссии, комиссия 30 рублей (по сумме есть разные варианты, не меняющие, впрочем, сути). Выходит, что туроператоры снова стремятся к заключению договоров купли-продажи – и их можно понять. Почему же новый закон не предоставил такой возможности, хотя бы в порядке исключения? Да, туристический продукт формирует туроператор, да, турагент только продвигает (продаёт) его «от имени и по поручению», но ведь у каждой деятельности есть свои особенности! По новым договорам получается, что стоимость тура складывается из цены «нетто» плюс 30 рублей. А всё остальное? Формально выходит, что турагент чуть ли не «обирает» туристов! Ничего не скажешь, завидная роль достаётся розничным продавцам и консультантам…

Если вам эта роль не нравится – читайте главу пятую «нового» закона, про «объединения туроператоров и турагентов». И объединяйтесь, потому что, скорее всего, только крупная турагентская сеть может позволить себе предъявлять требования к содержанию договоров туроператоров. Впрочем, это вариант не для всех: кто-то наверняка не захочет «объединяться» и вынужден будет подписать договор комиссии на 30 рублей. В этом случае, уважаемые коллеги, как и раньше, внимательно читайте предлагаемые вам договоры. Обратите внимание на то, что в договоре с туроператором должно быть указано, что дополнительная выгода от продажи турпродукта (помимо 30 рублей) принадлежит турагенту. Либо указано, что туроператор предоставляет вам скидку (не забудьте, что размер скидки должен быть отражён в счетё от туроператора). Если подобных указаний нет, и по договору турагенту полагается лишь 30 рублей, то, дорогие друзья, есть авторитетное мнение, что несмотря ни на что нужно составлять отчеты на комиссионное вознаграждение на реальную сумму этого вознаграждения и отправлять по почте туроператору. К своему экземпляру рекомендуется прилагать распечатки с сайтов туроператоров, в которых указана стоимость того или иного тура.

Эту же схему предлагается использовать и в том случае, если вы были вынуждены подписать с туроператором договор купли-продажи. Вы, наверное, уже обратили внимание, что некоторые операторы продолжают по ним работать – не смотря на то, что в «новом» законе для подобных договоров шансов практически не осталось.

Скажу честно: мне этот вариант не слишком нравится. Согласитесь, что такое распечатка страницы сайта, например, при налоговой проверке? Ведь вы же подписали договор, в котором чётко прописана сумма вашего вознаграждения. К тому же после отмены лицензирования турагентской деятельности, именно наличие договора с туроператором и подтверждает, что та или иная организация является турагентом.

А теперь — предложение, которое мне нравится. Во всяком случае — пока что. Конечно, это не совет – для советов пока рановато. Это, скорее, повод для размышления. Подумайте вот о каком варианте: работать по комиссии 30 рублей, дабы соответствовать новому закону, а всё, что сверх цены «нетто» плюс эта «тридцатка», оформлять дополнительным соглашением с туристом и пробивать по кассе. Само собой, у такой схемы есть недостаток — обнародование вознаграждения. Но здесь уже решать каждому в отдельности. Я лично вижу в этом варианте весомые «плюсы»: я, как турагент, работаю строго в соответствии с договором, я, как субъект предпринимательства, веду экономически оправданную деятельность, применяю контрольно-кассовую технику при получении денежных средств от физических лиц за свои услуги и не усложняю себе жизнь тяжёлыми взаиморасчетами с туроператорами. И, самое главное, я не мучаюсь вопросом: как доказать налоговой инспекции, что тур стоил 35 тысяч рублей, а не 30 тысяч плюс 30 рублей, ссылаясь на цены в каталогах и на сайтах туроператоров (которые, кстати, имеют свойство меняться).

Конечно, с появлением в «новом» законе установки на заключение только комиссионных договоров, ситуация усложнилась. Как говорится, «за что боролись, на то и напоролись». Если раньше обсуждались, в общем-то, риторические вопросы: «может или не может быть купля-продажа между туроператором и турагентом?», «выгодна или невыгодна турагенту упрощённая система налогообложения?», «тур – это товар или комплекс услуг?», то теперь этих вопросов нет, зато есть одна большая проблема. Процесс «формирования» и «продвижения» турпродукта стал настолько громоздким, что операторы и агенты вынуждены искать приемлемые способы сотрудничества в рамках «нового» закона.

Анна Маликова

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи