Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Право на ошибку

699 05 мая 2008

Единственное право, которым турагенту лучше не пользоваться

В настоящий момент можно с уверенностью сказать, что самое трудное время для турагентов и туроператоров — позади. Теперь, кроме нашумевшего закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», у нас есть ещё целых три документа:

  • Приказ Минфина России от 9 июля 2007 № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчётности»
  • Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта»
  • Письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 № 010/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»
Плюс, разумеется — появившийся личный опыт работы в рамках «нового закона о туризме».
Маликова Анна
Анна Маликова
Более того, налоговики уже выработали позицию по основным проблемам, связанным с работой туристических фирм в новых условиях. Можно начинать разговор о первых ошибках, допускаемых турагентствами в работе. Остановимся для начала на самых явных недостатках, по которым налоговики уже высказали своё мнение. Не учитывать его, на мой взгляд, значит поступать недальновидно.

Ошибки, связанные с применением бланков строгой отчётности

«Новый закон о туризме» существенно изменил статус туристской путёвки. Если раньше она в основном лишь подтверждала факт передачи туристского продукта, то сейчас стала неотъемлемой частью договора, подтверждающей факт оплаты туристского продукта. Сам бланк туристской путёвки также претерпел значительные изменения. Вместо поля «Стоимость путёвки» в новом бланке появилось два реквизита — «Общая цена туристского продукта» и «Оплачено»: наличными денежными средствами или с использованием платёжной карты.

Думаю, каждое турагентство сталкивалось, и не раз, с оплатой туристических услуг по безналичному расчёту. В связи с этим возникает вопрос: как поступать в случае оплаты туруслуг по «безналу»? С одной стороны, туристская путёвка является неотъемлемой частью договора с туристом (ст. 10 Закона № 132-ФЗ), а с другой стороны, является бланком строгой отчётности и исполняет функции платёжного документа, приравниваемого к кассовому чеку. В настоящий момент налоговики придерживаются следующего мнения на этот счёт: невзирая на фразу «наличными денежными средствами», необходимо указать номер платёжного поручения и дату поступления денежных средств на расчётный счёт исполнителя.

Обратите внимание! При этом должна быть выписана туристская путёвка, изготовленная типографским способом. Таким образом, все иные варианты: оставить строчку об оплате туруслуг пустой, распечатать туристскую путёвку на принтере, вообще не выдавать путёвку при получении оплаты на расчётный счёт — можно считать ошибкой. Стоит упомянуть и об основных требованиях «Положения об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171, соблюдение которых поможет избежать ошибок, связанных с порядком приобретения, хранения и аннуляции БСО.

В учётной политике турагентства желательно предусмотреть положение о документообороте БСО. Аннулированным считается бланк, в котором допущены те или иные ошибки, но отрывная часть туристской путёвки, предназначенная для покупателя, попросту говоря, не оторвана менеджером или кассиром. Так же в учётной политике нужно предусмотреть порядок составления актов на приём и уничтожение БСО. И снова — внимание! Бланки не уничтожаются как таковые, а хранятся в систематизированном виде в сейфе организации в течение пяти лет. Под «актом на уничтожение» в данном случае понимается создание комиссии в определённом составе, которая принимает решение о признании того или иного бланка аннулированным. Плюс, конечно, не забывайте вести учёт на забалансовом счёте и в книге по учёту БСО. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером, а также скреплены печатью.

Говоря о «новой» туристской путёвке, нельзя не отметить тот факт, что сам бланк и его содержание не вполне согласуются с положениями нового закона о туризме. Это сложно назвать сенсацией, поскольку нам не впервые приходится сталкиваться со всякого рода нестыковками в законодательстве. Зато на сенсацию вполне тянет известие о признании недействительным нового бланка туристической путёвки Верховным судом РФ, появившееся в тот самый момент, когда этот материал уже верстался. Как события будут разворачиваться дальше, предугадать сложно. Почти наверняка, решение суда будет опротестовано, и разбирательства продолжатся ещё не один месяц. Нам же остаётся лишь «держать руку на пульсе» и внимательно отслеживать развитие ситуации.

Ошибки, связанные с одновременным использованием ККМ и БСО

Упоминание о таких ошибках не будет лишним, так как они по-прежнему часто встречаются. Мнение налоговиков: при поступлении предварительной оплаты необходимо выдать покупателю кассовый чек. Затем, принимая доплату за туруслуги, нужно выполнить возврат денежных средств, принятых в качестве предоплаты, и оприходовать полную стоимость туристской путёвки в обмен на БСО. Таким образом, все другие действия: выдача при доплате кассового чека на сумму доплаты и распечатанной на принтере туристской путёвки, выдача ПКО на предоплату и т. д. (вариантов встречается достаточно много) — будут считаться ошибочными.

Ошибки, выявляемые Роспотребнадзором в ходе участившихся проверок турагентств

Как показывает практика, все они связаны с невыполнением или ненадлежащим выполнением требований, содержащихся в Постановлении Правительства РФ от 18.07.2007 № 452. Здесь можно сказать только одно: необходимо внимательно изучить этот документ и обеспечить максимальное соответствие между порядком работы турагентства и его положениями. Особое значение уделяется структуре и составу договоров с туристами. Например, отсутствие договора с туристом, отсутствие в имеющемся договоре реестрового номера туроператора или отсутствие туристской путёвки с указанием общей цены туристского продукта квалифицируются Роспотребнадзором как «ущемление прав потребителя на получение информации, обеспечивающей правильный выбор турпродуктов». А такие упущения, как отсутствие в договоре с туристом программы пребывания, маршрута, информации об условиях проживания и питания, информации о наличии гида и т. д., квалифицируются как «непредоставление или предоставление недостоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта».

Приведу один пример из практики, для начала процитировав пункт 19 правил оказания услуг по реализации туристского продукта:

«Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путёвку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.»

Руководствуясь этим пунктом, турагентство включило в договор с туристом пункт о передаче потребителю туристской путёвки в аэропорту за два часа до вылета, основываясь на том, что, подписав договор, турист выражает своё согласие с этим пунктом. В ходе проверки Роспотребнадзор указал на то, что согласие потребителя должно быть выражено в письменной форме и заверено подписью — наряду с тем, что договор должен содержать положенные 24 часа. Конечно, в данном случае нельзя сказать, что турагентство вольно трактовало пункт 19, но правильнее будет всё же учесть замечание Роспотребнадзора, нежели пускаться в бесконечные споры.

Ошибки, связанные с работой по договорам «купли-продажи» с туроператорами

Большинству турагентств и по сей день приходится заключать подобные договора с туроператорами. В письме Роспотребнадзора от 31 августа 2007 № 0100/8935-07-32 выражено мнение, что в вопросе выбора норм, подлежащих применению в области правоотношений, касающихся сферы туризма, приоритет по степени юридической значимости имеют, прежде всего, положения ГК РФ и Закона об основах туристской деятельности, которые не могут противоречить нормам ГК РФ. Таким образом, можно предположить, что суть договорных отношений между туроператорами и турагентами является агентской, невзирая на формы заключённых договоров. Действительно, даже сами налоговики в последнее время всё чаще называют договор «купли-продажи» между туроператором и турагентом разновидностью агентского договора.

Агентирование регламентируется главой 52 ГК РФ и подразумевает наличие агентского вознаграждения и отчёта агента. Вопрос состоит в том, не совершают ли турагентства ошибки, работая по договорам «купли-продажи» и не составляя при этом отчётов агента. Кстати, о том, будет ли отчёт принят, можно не беспокоиться — статья 1008 ГК РФ «Отчёты агента» применительно к нашей теме гласит: если в течение 30 дней с момента отправки отчёта по нему нет возражений со стороны туроператора, отчёт считается принятым. Если же говорить о практическом опыте работы подобным образом, могу сказать, что навязывание агентских отчётов по договорам «купли-продажи», часто вызывает крайне негативную реакцию туроператоров. Но, согласитесь, существуют ситуации, в которых просто невозможно действовать иначе. Например, туроператор находится на УСН, а турагент применяет общую систему налогообложения, являясь к тому же плательщиком НДС. В этом случае, идя на поводу у туроператора, он будет вынужден увеличить стоимость тура на 18%, то есть на сумму НДС. Уже само по себе это противоречит «новому закону о туризме», и турагент оказывается в абсолютно невыгодной ситуации по отношению к конкурентам. И таких примеров можно привести множество — скажем, случаи, при которых турагенты, применяющие УСН, вынуждены платить налоги с полной стоимости туристской путёвки. Обнадёживает в этой ситуации то, что налоговики в один голос называют договоры «купли-продажи» ошибкой туроператоров.

Право на ошибку имеет каждый. Фраза банальная, но для туристического рынка России — неизменно актуальная: ошибаются все — и агенты, и туроператоры, и даже, как показали последние события, сами законодательные органы. Но давайте всё-таки следить за «узкими местами» в своей работе, чтобы пользоваться этим правом нам приходилось как можно реже. А всё остальное — приложится.

Анна Маликова

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи