Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

«Рекламники» по уму

360 30 мая 2007

Множество заинтересованных откликов на опубликованную в прошлом номере «Тонкостей» первую статью Анны Маликовой, навели нас на мысль, что бухгалтерскую тему в журнале можно и нужно продолжать. Поэтому сейчас мы с удовольствием предлагаем вашему благосклонному вниманию новый материал Анны, также посвящённый специфике финансового учёта в туристическом агентстве. Поддерживая тему номера, «инвестиции в будущее», он подробно раскрывает профессиональные нюансы так хорошо знакомого всем нам рекламного тура.

Маликова Анна
Анна Маликова
Туристический рынок изменчив — появляются новые направления, новые курорты и новые отели. Турагентства стараются не отставать от туроператоров и с появлением новых предложений моментально обеспечить спрос. А, как известно, чтобы успешно продавать товар, нужно знать его во всех деталях.

Итак — рекламные туры полезны турагентству. А многие менеджеры их просто любят, ведь в «рекламниках» повышается их профессиональный уровень, а к тому же находится время просто отдохнуть. И всё это — без ущерба для собственного кошелька. К этим бесспорным плюсам хочется добавить ещё один: рекламные туры — не проблема для бухгалтера, и он может смело уменьшить налогооблагаемую базу по единому налогу (налогу на прибыль) на стоимость этих туров. Скорее всего, многие из вас так и делают, но давайте разберёмся — какие у нас для этого основания. Начнем с «упрощенцев», хотя нижеизложенное касается всех турагентств, независимо от выбранной системы налогообложения.

Статья 346.16 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, которые организации могут учесть при расчёте единого налога. Рекламный тур вполне можно отнести к такому виду расходов, как расходы на подготовку и переподготовку кадров налогоплательщика. Для обеспечения этого соответствия необходимо заключить договор с российским или иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус. При этом работник, направленный на обучение, должен состоять в штате турфирмы, а программа его подготовки должна соответствовать профилю работы. Правда, в случае с рекламным туром очевидны проблемы с «образовательным учреждением», ведь, по сути, работник направляется на стажировку в иностранную туристическую фирму, которая не имеет нужного нам статуса.

В перечень расходов статьи 346.16 включены также расходы на рекламу, которые принимаются в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ. Пунктом 4 этой статьи определены расходы, которые относятся к рекламным. Рекламных туров в этом перечне нет. Таким образом, если рассматривать рекламный тур в качестве рекламы, то остаётся отнести его к «иным видам рекламы», принимаемым для целей налогообложения в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации. Тем, у кого большая выручка, этот вариант трактовки рекламного тура вполне подойдёт. Тем не менее, в рекламный тур направляется сотрудник турфирмы — следовательно, речь в любом случае идёт о командировке.

Очевидно, что рекламный тур следует рассматривать как служебную командировку, расходы по которой компенсируются работнику. Здесь есть несколько особенностей, касающихся именно турагентств и связанных с вопросами привязки рекламных туров к привычному бухгалтеру понятию служебной командировки.

В решении этого вопроса большую роль играет наличие первичных документов и их соответствующее оформление. Направляя работника в командировку, турфирма оформляет приказ по форме № Т-9. Если же в командировку направляется несколько работников, то приказ оформляется по форме № Т-9а. Основанием для издания приказа о направлении работника или работников в командировку является служебное задание (форма № Т-10а). Вернувшись из командировки, работник составляет краткий отчёт о поездке, который представляет в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением (если оно оформлялось) и авансовым отчётом. Кстати, командировочное удостоверение необходимо оформлять только при поездках по территории России. Если работник выезжает за границу, то для подтверждения времени его пребывания в командировке к авансовому отчёту достаточно приложить ксерокопию страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы.

Начиная с приказа, и во всех последующих документах необходимо избегать формулировки «рекламный тур».

При исчислении единого налога (так же, как и налога на прибыль) турфирма может принять закрытый перечень командировочных расходов, а именно:

  • проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • наём жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
  • суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
  • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта и иные аналогичные платежи и сборы.

Обратите внимание: отправляя работника в «рекламник», фирме необходимо приложить максимум усилий для обеспечения соответствия этого тура понятию «командировка». Кстати, зафиксированы попытки налоговой инспекции рассмотреть рекламный тур в виде возмещения расходов на приобретение турпутёвки работнику турфирмы. Но по этому поводу не стоит волноваться, поскольку уже есть положительный опыт рассмотрения подобных ситуаций в Федеральном арбитражном суде. Суд занимает сторону турфирмы при наличии грамотно оформленных первичных документов, упомянутых выше, доказывающих, что турфирма возмещает работникам расходы по приобретению туристских путёвок, которые были приобретены ими не в собственных интересах, а с целью выполнения ими своих служебных обязанностей.

Включите командировки (рекламные туры) в состав служебных обязанностей менеджера при заключении трудового договора. Во-первых, это облегчит саму ситуацию с командировками, во-вторых, вам не придётся исчислять размер среднего заработка менеджера за время его отсутствия.

Для документального подтверждения равенства между понятиями «рекламный тур» и «командировка» турагентству необходимо иметь документы от принимающей стороны (организатора тура), говорящие в пользу этого равенства. Возможно, придётся войти в контакт с организатором поездки для получения документов, позволяющих оформить произведённые расходы как командировочные. Имеет смысл обратиться к организатору поездки с просьбой убрать из документов формулировки «рекламный тур», «туристическая путёвка» и, если есть возможность, выделить стоимость перелёта и проживания. А совсем хорошо бы — ещё и питания. С проездом и проживанием всё ясно — расходы на них возмещаются по фактическим затратам при условии, что они подтверждены документально. Дальнейшие действия будут зависеть от того, до чего удалось договориться.

Вот примерные варианты содержания документов от организатора рекламного тура, которые мне попадались в моей практике:

Вариант первый

Вам выдали документы с указанием общей стоимости путёвки без указания на то, что было вообще какое-то питание. В этой ситуации, на мой взгляд, есть только один возможный вариант поведения — считать, что в стоимость путёвки входит стоимость перелёта и проживания, и работнику полагаются суточные в полном объёме.

Вариант второй

Вам выдали документы с указанием общей стоимости путёвки и типа питания без уточнения его стоимости. В письме № 03-05-01-04/51 от 04.03.2005 г. Минфин России трактует суточные как выплаты командированным сотрудникам, предназначенные для возмещения дополнительных расходов, связанных с их проживанием вне постоянного места жительства, и, в первую очередь, расходов на питание. В том же письме, при невозможности выделения стоимости питания, Минфин предлагает исходить из Постановления Совета Министров и Правительства РФ от 01.12.1993 г. № 1261 «О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств». В пункте 3 этого постановления установлено, что в случаях, если принимающая сторона не выплачивает командированным иностранную валюту на личные расходы, но предоставляет за свой счёт питание, направляющая сторона выплачивает им суточные в размере 30% от нормы. Из чего Минфин делает вывод, что в структуре норм суточных расходы на питание составляют примерно 70%. Указанная сумма в размере 70% от нормы суточных может быть возвращена командированным работником в бухгалтерию организации, либо на неё должен быть начислен НДФЛ.

Внимание: в данном случае имеется в виду, что принимающая сторона предоставляет питание за свой счёт (в составе проживания). Однако Постановление Правительства РФ № 1261 сейчас не действует. Вместо него введено Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 г. № 812, в котором прописаны аналогичные нормы — правда, для «бюджетников». Тем не менее, в бухгалтерских изданиях и по сей день рекомендуют использование указанных норм. Таким образом, смело выплачивайте работнику суточные в размере 30% от установленной нормы.

Вариант третий

Вам выдали документы с указанием стоимости питания. Сравниваем наши 70% по нормам суточных и далее либо доплачиваем, либо принимаем обратно в кассу от работника — в зависимости от результатов сравнения.

Вообще, вопрос применения норм суточных в настоящий момент является спорным — но это отдельная тема. В нашем случае с рекламным туром лучше их применять. Вот выдержка из Постановления Правительства РФ от 13.05.2005 г. № 299, определяющая нормы расходов организаций на выплату суточных за день нахождения в заграничной командировке сроком до 60 дней, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

Австрия — 66 USD, Андорра — 62 USD, Болгария — 55 USD, Венгрия — 61 USD, Вьетнам — 63 USD, Германия — 65 USD, Греция — 58 USD, Доминиканская Республика — 59 USD, Египет — 60 USD, Израиль — 70 USD, Индонезия — 69 USD, Испания — 62 USD, Италия — 65 USD, Кипр — 59 USD, Китай — 67 USD, Куба — 65 USD, Малайзия — 60 USD, Мальдивы — 67 USD, Мальта — 61 USD, Марокко — 58 USD, Объединенные Арабские Эмираты — 60 USD, Сейшельские острова — 71 USD, Сербия и Черногория — 60 USD, Таиланд — 58 USD, Тунис — 60 USD, Турция — 64 USD, Франция — 65 USD, Хорватия — 63 USD, Чехия — 60 USD, Шри-Ланка — 62 USD.

Выплачиваются суточные при загранкомандировке по курсу ЦБ РФ на дату утверждения авансового отчёта и, если были выплачены перед началом командировки, соответственно корректируются.

Итак, подведём итоги. Вот, коротко, ключевые моменты представления рекламного тура в виде командировки:

  • Грамотно оформленные первичные документы, без намёка на рекламный тур.
  • Наличие командировок в трудовых договорах.
  • Наличие документов от организатора тура, желательно с выделением сумм: перелёт, проживание, питание.
  • Выплата суточных на основании полученных документов и с использованием всех рекомендуемых норм.

Желаю успешно отработать новый сезон, а перед его началом хорошо съездить в «рекламники» — с пользой для дела и с удовольствием для себя!

Анна Маликова

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи