Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Франчайзинг: краткий словарь терминов

608 22 июня 2010

Франчайзинг
(От фр. franchir, «освобождать»; англ. franchising, «право», «привилегия») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения.
Франчайзер
Компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услугу, особый стиль работы, развивает бизнес, вкладывает средства в его продвижение, создает хорошую репутацию и узнаваемый бренд. Доказав работоспособность своей бизнес-концепции и ее успешную тиражируемость, компания может начать предлагать предпринимателям купить свою франшизу.
Франшиза
Совместные права промышленной и интеллектуальной собственности на торговые марки и товарные знаки, наименования фирм, авторские нрава, конструкторские разработки, ноу-хау или патенты, которые должны использоваться для реализации продукции или оказания услуг конечным потребителям. Франчайзи — человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет франчайзи специальные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства), необходимые для ведения бизнеса. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь при открытии бизнеса, а также принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право использования торговой марки и бизнес-системы, а также за всю поддержку, осуществляемую франчайзером в рамках договора франшизы.
Первоначальный взнос (франшизный взнос)
Плата, за которую франчайзи предоставляется право присоединиться к определенному бизнесу и использовать торговую марку (бренд) франчайзера на определенной территории.
Франшизная система или сеть
Общее количество франчайзи, работающих в рамках одной франшизы и заключивших франшизные контракты с одним и тем же франчайзером.
Роялти
Регулярный платеж франчайзеру, сумма платежа может быть либо фиксированной, либо представлять собой определенный % от оборота и/или прибыли. Размер и периодичность выплат определяется франчайзером.
Рекламный (маркетинговый) сбор
Дополнительная целевая оплата, которая взимается в некоторых франшизах и расходуется на консолидированную рекламу и продвижение всей сети. В зависимости от политики компании это может быть ежемесячный, ежеквартальный или годовой платеж, величина его определяется бюджетом рекламной компании и количеством офисов.
Информационная справка
Документ, который обеспечивает оценку осуществления франшизного соглашения для потенциального франчайзи.
Операционное пособие
Всесторонние руководящие принципы, уведомляющие франчайзи относительно того, как использовать уполномоченный бизнес, охватывающий все аспекты ведения бизнеса.
Прямой франчайзинг
Вид франчайзинга, при котором франчайзер продает франшизу непосредственно предпринимателю, обеспечивающий максимально тесную взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. А вот в случае международного или просто масштабного франчайзинга недостатком такого варианта может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимание к особенностям конкретных регионов.
Мастер-франшиза
Схема, по которой международный франчайзер продает исключительные права на развитие системы на территории всей страны (или какой-то определенной территории) одной компании, который и становится его представителем в данной стране, продавая франшизу другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Этот вариант оптимален для крупных франчайзинговый объединений с большим числом участников на разных территориях.
Франчайзинговый пакет
Сравнительно новое понятие в российском франчайзинге. С юридической точки зрения франчайзинг сопровождается только одним документом — договором коммерческой концессии или лицензии, регламентирующим взаимоотношения между франчайзером и франчайзи. На практике для эффективной организации работы одного договора недостаточно. Наиболее продвинутые компании предоставляют целый пакет документов, который позволяет сделать работу франчайзи легче. Обычно он включает в себя:
  • презентационные материалы — демонстрируют преимущества работы в данном проекте;
  • финансовую модель — позволяет оценить потенциальные затраты и рассчитать момент выхода на точку безубыточности;
  • детальное описание фирменных стандартов работы — обязательные и рекомендованные требования к ведению бизнеса, в том числе штатное расписание, должностные инструкции и регламенты для персонала, формы отчетности перед франчайзером, правила использования элементов фирменного стиля и другое;
  • собственно договор коммерческой концессии или лицензии.
Договор коммерческой концессии
В соответствии со статьей 54 ГК РФ этот договор устанавливает, что одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и так далее. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Договор лицензии
Статья 26 Закона РФ № 3520-1 устанавливает, что право на использование зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. При этом лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи