Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

В сеть или не в сеть — вот в чем вопрос

1290 15 января 2015

Далеким летом 2010-го мы провели опрос среди турагентов на тему их принадлежности к туристическим сетям. По его итогам почти четверть агентств уже состояла в каком-либо объединении, и выходить почти никто не собирался.
Тогда мы обещали повторить исследование через несколько лет, чтобы понять, в какую сторону идет тенденция — к объединению или к независимости?

Как показали результаты исследования, а нами было опрошено без малого 1 140 турагентов, туриндустрия тяготеет к объединению: доля сетевых агентств на рынке увеличилась — теперь их не четверть, как было раньше, а треть. Количество независимых агентств, никогда не вступавших в сеть или объединение, сократилось на 13% по сравнению с 2010 годом, а тех, кто «побывал» в составе сети и вернулся к самостоятельности, стало в два раза больше.

Отрадно видеть, что из этих 13 % ранее независимых агентств, решивших попробовать себя в роли сетевых, к самостоятельной работе вернулись лишь 5 %. Остальные, познав прелесть «семейного бизнеса», продолжают свою деятельность в составе какого-либо объединения.

Далее мы спросили тех, кто еще сохраняет свою независимость, собираются ли они передумать и все же вступить куда-нибудь. Подавляющее большинство из них остаются верны своим прежним убеждениям, причем таких принципиальных «одиночек» становится все больше:

Однако есть вероятность, что 13 % на предыдущей диаграмме, решившие попробовать себя в качестве сетевого агентства, как раз из тех 33,5 %, кто в 2010 году не исключал такой возможности. Логично предположить, что, если эта тенденция сохранится, в следующие 4 года количество сетевых агентств может увеличиться еще процентов на 10 и составить уже около половины рынка. Следующая диаграмма показывает, какие причины побудили независимые ныне агентства покинуть сети, в которых они ранее состояли.

2010, %

2014, %

Слишком высокие франчайзинговые отчисления 35 41
Отсутствие или недостаточный объем централизованной рекламы объединения 16 27
Низкий эффект от вступления в сеть или объединение 50 58
Чрезмерные ограничения в выборе поставщиков турпродукта 5 12
Недостаточное число туроператоров давало повышенную комиссию 13 5
Невыполнимые требования сети по минимальному объему продаж (план) 10 8
Руководство сети/объединения не выполняло свои обязательства 6 10
Открытие поблизости конкурирующего агентства под той же вывеской 2 5
Сеть или объединение закрылось 10 17


Главной причиной выхода по-прежнему остается низкий эффект от вступления в сеть. Видимо, за прошедшие годы руководители агентских объединений так и не поняли, что чрезмерные франчайзинговые отчисления в сочетании с недостаточной рекламой (которая, кстати, в большинстве случаев находится на совести самой сети) способны свести к нулю все преимущества статуса «сетевика». А значит, агентства не захотят надолго задерживаться в «стае» и, получив драгоценный опыт, отправятся в свободное плавание. Зато туроператоры, похоже, оценили преимущества работы с сетевыми агентствами и стали предоставлять им приемлемые условия, раз недовольство размером агентской комиссии среди «сетевиков» снизилось аж в два раза.

Последний вопрос анкеты был посвящен планам турагентств, работающих в составе сети или объединения на текущий момент: собираются ли они вернуться к независимой деятельности или продолжать «командную игру»?

Ответы оказались несколько неожиданными: количество агентств, довольных своим вступлением в сеть, сократилось, а планирующих «побег», как в перспективе, так и в ближайшее время, возросло. О чем это говорит? Учитывая предыдущие диаграммы и цифры, — многие пробуют, да не у всех получается.

Выходит, что агентские сети становятся все более привлекательными и выгодными как для самих турагентов, так и для туроператоров. Тем не менее, сами сети пока не готовы проявлять лояльность к своим франчайзи, раз недовольства со стороны участников сетей растут. Будем надеяться, что общими усилиями вскоре удастся сгладить все неудобства и оставить независимые агентства в меньшинстве. Посмотрим, оправдаются ли наши прогнозы через пару-тройку лет.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи