Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Штучный товар

303 14 ноября 2006

«Индивидуальный тур» — это звучит гордо. Для клиента, который может себе позволить путешествие по персональному маршруту, созданному с учётом всех его сугубо индивидуальных прихотей и предпочтений. А для туристического агентства — заманчиво, потому что всё «штучное», как известно, стоит дороже и, соответственно, сулит продавцу хорошую прибыль. Нынешний материал, посвящённый индивидуальным турам, состоит из двух частей: первая посвящена наиболее стандартному способу удовлетворения «индивидуалов» — бронированию туров у профильных туроператоров. Вторая же — для самых «умножадных» компаний, которые хотят испытать свои силы в самостоятельном формировании персональных поездок, покупая отели и прочее напрямую в международных системах бронирования.

Но, прежде всего, чтобы дальше нам было проще, давайте определимся с понятием «индивидуальный тур». Это тур, составленный согласно пожеланиям и возможностям конкретного путешественника: как правило, турист выбирает маршрут и удобное для него время поездки, а остальное берут на себя менеджеры турфирмы. Индивидуальные туры могут быть поездками по одной стране или даже городу, а также комбинированными путешествиями, сочетающими отдых и экскурсии в нескольких странах.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТУРЫ ПРОФИЛЬНЫХ ТУРОПЕРАТОРОВ

Компоненты Цена индивидуального тура, как и группового, складывается из стоимости входящих в него услуг. Разница лишь в том, что в выставляемом счёте-подтверждении стоимость каждой услуги расписывается отдельно. Наземное обслуживание — главная составная часть индивидуального тура, определяющая его направленность, интенсивность и вообще «туристическую ценность». К нему относится всё, что происходит с туристом, когда он сходит с трапа прибывшего из России авиалайнера: трансферы, экскурсии, бронирование мест в ресторанах, билетов в театры, на шоу или спортивные мероприятия, на внутренние железнодорожные переезды и т.д. Все услуги, до которых клиент «дозрел» ещё при оформлении, можно сразу же включить в состав тура, получив на них подтверждения и ваучеры. Впрочем, путешественники обычно могут без проблем забронировать любые дополнительные сервисы на месте, непосредственно у принимающей инофирмы — цены в обоих случаях будут практически одинаковы. А вот агентство с купленных «на месте» услуг никаких комиссионных, разумеется, не получит: так что если вы хотите хорошо зарабатывать на «индивидуалах» — перенимайте передовой опыт автодилеров, которые получают сегодня основную прибыль не с продажи машин, а именно с «дополнительных опций».

Тонкости: Некоторые высокоуровневые отели предоставляют своим клиентам трансферы бесплатно. В ряде «экзотических» стран, например, на Маврикии, экскурсии можно заказать только непосредственно в отеле.

«Пакетные» индивидуальные туры Несмотря на кажущуюся несовместимость понятий, «пакетные» индивидуальные туры существуют и представлены на рынке достаточно широко. Их программы, как правило, разрабатываются поставщиками туруслуг. Они носят рекомендательный характер и предназначены для групп от двух человек и больше (это могут быть семьи, компании друзей). Но в отличие от обычных групповых туров эти путешествия составляются, как правило, в виде «конструктора»: туристы могут на своё усмотрение выбирать порядок предоставления услуг, их уровень, продолжительность поездки и так далее. День начала поездки клиент тоже может выбрать исходя из личных пожеланий.

Нюансы аренды автомобиля за рубежом Три основных поставщика этой услуги с мировыми именами — Avis, Hertz и Europcar. Цены у этих компаний отличаются незначительно, они обычно несколько выше, чем у национальных фирм rent-a-car. Все три гиганта отрасли имеют свои представительства в Москве, поэтому забронировать автомобиль и оплатить аренду можно в офисах компаний. Кроме того, почти в каждом аэропорту эти фирмы имеют свою стойку — можно взять машину напрокат прямо по прилёту. Туристам обязательно нужно объяснить, что при бронировании автомобиля все компании подтверждают класс автомобиля, но ни в коем случае не марку. Исключение составляют лишь автомобили класса «люкс» (например, «Мерседесы» и BMW высоких серий). В суточную стоимость автомобиля обычно входит сама аренда, обязательная страховка гражданской ответственности, страховка от угона и ущерба, нелимитированный пробег и местный НДС. Для бронирования необходимо водительское удостоверение (Hertz при аренде автомобиля в Италии, Испании, Греции, Нидерландах и ОАЭ требует наличия международных водительских прав). Также потребуется кредитная карта, на которой заблокируется сумма, равная франшизе (невозвращаемой при нанесении автомобилю ущерба сумме). Франшиза тем больше, чем выше класс автомобиля. Чтобы избежать франшизы, можно доплатить за полную страховку авто. Кроме того, в каждой стране есть свои возрастные ограничения для водителей (обычно это 21-23 года) и минимальный стаж вождения (1-3 года). Если туристы получают автомобиль с полным баком, то и сдать его обратно они обязаны в таком же состоянии. Штрафы, даже самые незначительные, нужно обязательно оплачивать (иначе визу в эту страну в следующий раз легко могут не дать), а паркуясь, помнить об эвакуаторах, которые для Европы — вполне обыденное явление. Если ваш турист берёт и сдаёт автомобиль в одном и том же городе, вполне можно иметь дело с национальными компаниями — цены определённо будут ниже. Но бронировать автомобиль в этом случае придётся ещё из России и за несколько дней до заезда.

Корпоративный туризм, инсентив-туры, событийный туризм Корпоративные туры — поездки для клиентов-организаций, которые вывозят своих сотрудников или партнёров либо на некие тематические мероприятия, либо просто на отдых. К основным видам корпоративных поездок относятся: — поездки на профессиональные выставки и торговые форумы; — услуги по организации тренингов, семинаров и конференций; — организация туров «по интересам» (спортивной или культурной направленности, туров для гурманов и так далее; — инсентив-программы, включающие мероприятия по «укреплению командного духа»; — тематические праздники (дни рождения компании, балы, презентации, банкеты, пикники). Инсентив-туры (от английского incentive — побудительный, поощряющий) — одна из разновидностей корпоративного туризма, основной целью которой является сплочение коллектива в нерабочей обстановке. Инсентив-туром может быть и туристическая поездка, и пикник, и корпоративный уик-энд «на выезде». Инсентив-туризм включает в себя проведение выездных семинаров, совещаний, конференций, а также поездки отдельной командой на отдых, совмещённый с презентацией каких-либо новых товаров и услуг или составлением планов работы фирмы. Также к этому виду туризма относятся поощрительные поездки для отличившихся сотрудников предприятия или дилеров компании. Чтобы предложить корпоративному (читай: особенно выгодному) клиенту оптимальный вариант проведения мероприятия, нужно, прежде всего, получить от него следующую информацию: — главные цели поездки (обучение и повышение квалификации, премирование сотрудников дополнительным отдыхом, формирование корпоративного духа у сотрудников); — какой тип корпоративного мероприятия больше всего подходит для компании; — кто будет участником данной поездки (только сотрудники компании, либо будут ещё приглашённые лица: партнёры, спонсоры и другие); — впервые ли проводится подобное мероприятие, и если ранее уже проводилось, то где; — сложились ли у компании определённые традиции, которые необходимо учесть при планировании тура; — предполагаемый бюджет путешествия. Получив ответы на эти вопросы и проанализировав их, вы сможете предложить клиенту наиболее подходящий вариант страны, перелёта, размещения и, конечно же, саму программу поездки. Событийные туры — путешествия, приуроченные к определённым событиям (поездки на выставки и ярмарки к этим турам не относятся, а считаются деловыми поездками). Примеры событийных туров — поездка на «Октоберфест» в Мюнхене, карнавал в Рио-де-Жанейро, ключевые спортивные соревнования и концерты звёзд эстрады за рубежом. Бронирование авиабилетов, отелей и входных билетов на сами мероприятия, как правило, осуществляется заблаговременно, иногда — за несколько месяцев до события. При этом клиенты турфирм должны быть готовы к тому, что цены в отелях на время проведения концертов, соревнований и карнавалов «взлетают» иногда в несколько раз.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ БРОНИРОВАНИЯ ОТЕЛЕЙ

GDS-системы Amadeus, Sabre, Galileo и Worldspan позволяют бронировать практически всё: авиабилеты, отели, прокат автомобилей. Но никаких гарантий оказания подтверждённых услуг они не дают: их роль состоит исключительно в соединении продавцов и покупателей: авиакомпании, отельные цепочки, компании rent-a-car загружают в систему информацию по своим предложениям, а турагентства бронируют в ней то, что им нужно. Расчёты покупателя с поставщиком услуги производятся напрямую, способ расчётов, равно как и размер комиссионного вознаграждения — тоже предмет прямых договорённостей между ними, система к этому никакого отношения не имеет. Пользование системами GDS платное как для продавцов, так и для покупателей и требует установки на компьютер «терминала» — специального программного обеспечения.

Открытые для бронирования частными лицами (public sites) системы: HRS.com, Hotelclub.net, Hotels.com, Orbitz.com, Booking.com. Любой посетитель этих сайтов под гарантию своей кредитной карты может самостоятельно сделать бронь и отменить её. Деньги с карты могут списываться (блокироваться) в момент подтверждения брони, или же карта может предоставляться только в качестве гарантии на случай возможных штрафов. Эти системы ориентированы на конечных покупателей, а не на турфирмы, поэтому никаких «комиссионных» в них не предусмотрено. Агентствам эти системы могут быть полезны тем, что в них представлена подробная информация о продукте: описания, карты, фото отелей. В некоторых случаях в них можно найти и подтвердить отель на выгодных условиях под гарантию собственной «кредитки» — с тем, чтобы потом предложить его клиенту по цене, увеличенной на «интерес» агента. Public sites бесплатны для покупателей и не требуют установки никакого дополнительно ПО — только подключение к интернету.

Профессиональные системы для турбизнеса GTA, Miki, Travco, Kuoni, DOTW, Bedsonline, Tourico — системы «классических» поставщиков турпродукта, в первую очередь — отелей. Они ориентированы на работу с профессиональными (следовательно — дающими определённый объём бронирований) компаниями. Подключение к системам поставщиков осуществляется на основе депозитов. Как правило, подключаемые компании берут на себя определённые обязательства по объёмам бронирований и получают за это особые условия. Невыполнение взятых обязательств грозит либо изменением условий сотрудничества, либо отключением от системы. Системы заметно различаются как в плане интерфейса, так и по количеству и характеру предлагаемого продукта. Сильной стороной GTA считается очень большое число предложений — более 23 000 отелей по всему миру, значительные собственные квоты в отелях, обеспечивающие моментальное подтверждение броней, а также наличие визовой поддержки. DOTW имеет значительные преимущества на арабско-азиатских рынках, а в Bedsonline хорошо представлена Испания, Португалия и Карибский бассейн, в том числе — пляжные отели, которых не хватает в GTA, Kuoni и Travco. Поскольку отели предоставляют системам свои контрактные цены, пользователи в основном имеют доступ к стандартным номерам — редко кто берёт на контракт повышенные категории (за исключением DOTW). Описание номера включается в общее описание отеля и ограничивается перечислением удобств и указанием категории.

Тонкости: Назвать систему с самыми выгодными ценами по всем направлениям — невозможно. Как правило, GTA и Travco дают хорошие цены на Великобританию, Kuoni — на Швейцарию, а у Tourico хорошие предложения по американским отелям. GTA «рулит» в плане стандартных штрафных санкций — у него штрафуется одна ночь при отмене менее чем за один день до въезда. У Kuoni это тоже одна ночь, но за два дня до въезда, у Travco — за два рабочих дня до въезда, а у Tourico — за три дня до въезда.

К общим недостаткам профессиональных систем бронирования можно отнести следующие моменты: в наличии мало номеров на заезд в день бронирования, запросы «день в день» подтверждаются с трудом. В некоторых случаях при резервации отеля информация об источнике бронирования и форме оплаты не фиксируется, и деньги снимают напрямую с клиента. А при возникновении проблемы в цепочку участвующих в её «разруливании» сторон в случае online-систем добавляется ещё одно звено, что несколько замедляет процесс. Ещё пара «минусов», общих для всех систем: попадаются устаревшие описания (порой — на один-два года), редко публикуется информация о проводящейся реновации гостиниц. Впрочем, «плюсы» у профессиональных систем бронирования тоже немалые: это привлекательные контрактные цены (особенно на стандартное размещение и в низкий сезон), а также возможность решать все вопросы (в том числе финансовые и визовые) с одним поставщиком, а не с каждым отелем по отдельности.

Тонкости: Все системы доступны круглосуточно, за исключением периода профилактических работ (об этих периодах пользователей всегда заранее уведомляют по электронной почте). GTA, например, «зависает» по средам, в середине рабочего дня по нашему времени: в это время ничего не подтверждается, а сотрудники GTA ничем не могут помочь, потому что сами не имеют в это время доступа в свою систему. Многие комапнии, плотно работающие с профессиональными системами для турбизнеса, рекомендуют осуществлять бронирование трансферов и аренду машин не в них, а у национальных операторов: так надёжнее.

Проблема с иностранными профессиональными системами бронирования для турбизнеса только одна — цена вопроса. Агентству, делающему несколько броней в месяц, вносить депозит дорого и бессмысленно. Гораздо правильнее и проще получить доступ в систему поставщика через местного дилера. Так и происходило до недавнего времени: дилер вносил депозит и давал доступ в систему своим агентам. Минус такого подхода — в необходимости иметь одновременно несколько «экранов» и вручную сравнивать предложения разных поставщиков. Это неудобство натолкнуло некоторых дилеров на мысль создать собственный интерфейс бронирования, объединяющий предложения разных поставщиков в одном «экране». Сегодня у российских агентств есть возможность подключиться к двум таким системам: «Тарифы-Online» и «Отельдискаунт». Эти системы дают возможность не только видеть и запрашивать наличие мест, но и самостоятельно отправлять бронь на подтверждение, распечатывать ваучер, изменять бронь и так далее. Обе системы адаптированы к российским особенностям (оплаты, визы), предлагают различные варианты подключений и некоторые сопутствующие услуги.

Благодарим за участие в создание материала компании «Гольфстрим», «Инна Тур», «Карлсон Туризм» и «Отельдискаунт».

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи