Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Раскрутка и накрутка

219 15 декабря 2003

Не будет преувеличением сказать, что все турагентства, имеющие свои сайты, знают о Ramblers Top100 — рейтинге ресурсов. И те, кто заходят в раздел «Путешествия», наблюдают в первой десятке-двадцатке сайты с невероятной для туристического ресурса посещаемостью. Особенно загадочно выглядит рейтинг в самом начале суток — выглядит все так, словно тысячи полуночных посетителей ломятся на ресурсы, часто состоящие всего из пары страниц. Действия, ведущиеся в рейтинге, больше всего напоминают войну. Или жестокую конкуренцию, что по сути — одно и то же.

Зачем же так нужно место в первой двадцатке? Все очень просто — утром на Rambler приходят пользователи, которые ищут информацию по турам или турагентствам, и переходят на сайты, находящиеся наверху, рассуждая, что раз сайт популярен, значит, там есть что-то полезное. Первая пятерка получает не менее полутора тысяч переходов на сайт. И это уже практически целевая аудитория, ради которой все и делалось. Но сколько стоит один такой пользователь и что он даст? Легко подсчитать, что, чтобы попасть где-то на 2-5 место и продержаться на нем весь день, надо получить не менее 6 тысяч заходов на первую страницу. По самым низким расценкам «раскрутчиков» (от 0,5 до 2 центов за переход), это будет 30-120 долларов в день (или 800-2400 долларов в месяц) по самым скромным прикидкам. Итого, целевой посетитель будет стоить в среднем от 2 до 8 центов. Цена не так уж и велика, но что произойдет дальше? С каждым днем для того, чтобы оставаться одним из «царей горы» в рейтинге, будет требоваться все больше и больше денег, так как каждый будет стремиться занять это место. Тратить поменьше и стоять ниже в рейтинге смысла нет, так как посетители Ramblers Top100 несравнимо реже переходят на сайты, находящиеся за пределами первой двадцатки. Цена за переход в «визитинг-клубах» будет расти (это устойчивая тенденция последнего времени), а количество «оплаченных гостей», необходимое для того, чтобы сайт оставался в «топе», будет увеличиваться еще быстрее. Вопрос в том, как долго такие непрерывно растущие затраты будут окупаться?

Ведь, кроме стоимости «привода» посетителя сайта, нужно еще знать и то, во сколько обходится каждый состоявшийся клиент. То есть — сколько было затрачено на того, кто пришел и стал покупателем. По данным одного из туроператоров «среднего звена» (около 1000 посетителей сайта в сутки), не использующего системы взаимораскруток, только 0,5% их веб-гостей становятся покупателями. С другой стороны, у небольшого агентства с аналогичной рекламной политикой, от 17 до 25% клиентов пришли через интернет. Затраты на рекламу в интернете у обеих компаний далеки от 2400 долларов в месяц, что не мешает им вполне успешно использовать его для увеличения продаж.

К сожалению (или к счастью?) получение целевой аудитории через рейтинг Рамблера с помощью «накруток» может быть эффективно только в течение достаточно короткого времени. Пользователи привыкают к названию сайта в top100, и вероятность перехода снижается. Если сайт достаточно информативен и полезен, многие пользователи запомнят его (или занесут в «избранное»), если же нет — из рейтинга перейдет только тот, кто еще не знает, куда он идет. В то же время, по данным самого Рамблера, достаточное число людей использует рейтинг в качестве системы навигации, то есть не утруждает себя запоминанием адреса, зная, что всегда найдет сайт в «топе».

Существуют и другие эффективные способы получения целевой аудитории по невысоким ценам (в любом случае, цена на покупателя «из интернета» ниже, чем при стандартных способах рекламы в офф-лайне). Например, размещение баннера (или текстового блока) на результатах поиска в Рамблере или Яндексе обходится примерно в 0,5 доллара за переход при правильно подобранном тексте и поисковых словах. Еще ниже цена перехода с удачного «длинного» баннера (разумеется, тематического, без «теток») на Рамблере или на ГисМетео — около 20 центов. В ту же цену (и даже местами дешевле) обойдется размещение баннера или текстового блока на туристических порталах с настройкой по конкретным странам. Вероятность совершения покупки пользователем, привлеченным таким баннером, тем выше, чем больше соответствие между размещенным баннером и содержимым страницы, на которую он попадет. Не так давно появилась система Бегун, позволяющая пользователю (рекламодателю) самому устанавливать стоимость перехода с возможностью привязки рекламного объявления к определенным словам. Минимальная цена — 1 цент. Все дальнейшие повышения происходят в режиме аукциона с другими участниками системы, заинтересованными в аналогичных словах и тематиках. Бегун является хорошей альтернативой покупке переходов в клик-клубах и системах взаимораскрутки. Тем более, что аудитория последних оставляет желать лучшего в плане покупательской способности и не может быть использована сама по себе, являясь по большому счету «издержками производства» при достижении места в рейтингах.

Эта статья — размышления на тему целесообразности «гонки вооружений» в рейтинге Ramblers Top100: Путешествия и полностью оставляет за рамками вопрос этичности ведения бизнеса с помощью имитаций. Более того, в процессе написания статьи и сопутствующих этому процессу расчетов, автор убедилась в сиюминутной эффективности накруток для получения целевых переходов. Но это только сейчас. Не исключено, что к моменту, когда вы читаете эту страницу, цена места в первой пятерке будет уже неразумной. Да и думать надо не только о сегодняшнем дне, но и о репутации, которая останется на завтра.

Анастасия Патрышева, руководитель портала Travel.ru

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи