Уже более пяти лет мы далеко не сторонним взглядом наблюдаем и анализируем рынок разработки и поддержки сайтов для туристических агентств. Кое-где рост действительно поражает: за пять лет произошли большие сдвиги в понимании структуры сайта, оптимизации процессов его администрирования и внешних улучшений для посетителей. И это весьма отрадно: ни в одной другой сфере такой мощной положительной динамики не наблюдается. Увы, совсем по-другому обстоят дела с продвижением сайтов в поисковых системах. Причем у всего рынка. И не потому, что никому не хочется в эту сферу вникать, а потому что рынок продвижения — по-прежнему теневой. Методы, которыми осуществляется продвижение, не афишируются, а настоящих (подчеркнем мысленно это слово) специалистов в этой области — ой как немного.
Тем не менее, вопрос надо решать. Для начала давайте разберемся, «откуда есть пошло продвижение поисковое». Изначально поисковые машины были больше похожи на каталоги: они собирали базы данных ссылок, по которым пользователь интернета мог найти ту информацию, которая ему нужна. На заре интернета в России, да и в мире тоже, сайтов было не так много (как и пользователей), и схема работала просто отлично. Как для информационных ресурсов, так и для коммерческих организаций.
Посетитель набирает слово или словосочетание — поисковик отдает результаты — все счастливы. Коммерческая выгода поисковика в данной схеме заключалась в рекламе, когда под определенные запросы пользователю выводился баннер с информацией о коммерческом сайте. Сегодня баннерная реклама в поисковиках почти полностью заменилась контекстной: это удобнее поисковой системе. Ведь баннер можно увидеть и запомнить, а на контекстную рекламу обычно кликают, и стоимость контекстной рекламы оценивается поисковиками как раз за клик, то есть — за переход.
Естественно, никакого поискового продвижения самими поисковиками не предусмотрено: внутренний алгоритм поисковой машины просто выдает результаты, которые, по его мнению, максимально соответствуют запросу. Понимание этого процесса, того, как машина определяет это самое максимальное соответствие — и есть по сути основная задача организаций, занимающихся продвижением. Отмечу, что сами поисковики не признают поисковой оптимизации в принципе и очень недовольны самим фактом ее существования. Их легко понять: мало того, что, «взломав» логику поисковой машины, можно заставить ее выдавать первыми строчками какие угодно сайты, даже имеющие самое отдаленное отношение к введенному запросу, так это еще и прямая конкуренция с рекламным отделом самого поисковика. Неудивительно, что уже много лет длится противостояние между поисковиками и оптимизаторами: первые внедряют все более изощренные способы отделения «зерен от плевел», вторые — вычисляют закономерности и ищут логические лазейки в новых алгоритмах. Финала этой специальной олимпиады в ближайшее время не предвидится.
Забегая вперед, хотим предупредить всех потенциальных клиентов поисковых оптимизаторов: поскольку рынок теневой, никакой 100 % гарантии результата никто дать не может. Оптимизация хороша, когда она осуществляется не на основе свеженайденной «дырки» в логике поисковой машины (которую могут заткнуть в любую секунду) — а осуществляется по определенным, вполне себе легальным и общепризнанным правилам, которые не менялись никогда и, думается, никогда и не поменяются. Но зависит она не только и не столько от оптимизаторов, сколько от владельца сайта, потому что в конечном итоге именно он решает — какую информацию и какие разделы на сайте ему иметь.
В этой статье мы расскажем о тех работах, которые должны производиться на сайте совместно с теми, кто будет его продвигать — или без них. Статья основана на реальных событиях: именно опытным путем мы смогли понять, почему одни сайты видны в рунете лучше прочих, а другие — нет.
Для начала: продвижение и оптимизация — вовсе не одно и то же. Хоть вопрос заказчика или владельца сайта и звучит обычно rак: «а сколько стоит продвижение и оптимизация?»
Оптимизация сайта — это комплекс мер и действий, который осуществляется внутри сайта и, как правило, реализуется разработчиками. Комплекс этих мер направлен на расширение сайта, обновление заголовков, установку необходимых ссылок, создание грамотной структуры его разделов и подразделов. Стоит отдать должное разработчикам, которые специализируются на турсайтах: уже сегодня большинство из них даже на этапе сдачи проекта оптимизированы под поисковые системы, что значительно снижает владельцам будущие затраты. Ее можно смело назвать внутренней оптимизацией — собственно, так мы и будем делать.
Продвижение сайта — это комплекс действий, которые проводятся как внутри сайта, так и за его пределами (то бишь — не других ресурсах) и направлен на работу с правилами поисковой системы по выдаче результатов поиска. Это уже работа тех, кто занимается продвижением — назовем ее внешней оптимизацией.
Компании, специализирующиеся на продвижении, часто неохотно берутся за внутреннюю оптимизацию, потому что каждый сайт имеет свой «движок» (административная часть и ядро сайта), свою верстку и свои стилевые файлы. Разобраться в этом стороннему специалисту, даже с учетом большого опыта и знаний — не так-то просто, потому о продвижении обычно договариваются либо во время разработки сайта, либо еще до начала работ. О черных и белых методах продвижения сайта в поисковых системах мы уже писали в других статьях, но нелишним будет напомнить, что любые обещания сделать за минимальные деньги максимально много и с гарантией скорее всего приведут к потере доменного имени и занесению его в «бан-лист» (он же — черный список) поисковиков, причем тоже с гарантией. И все придется начинать сначала.
Прежде всего, нащупайте золотую середину между тягой к оригинальности и здравым смыслом. Вовсе не плохо, если ваш сайт будет похож на другие — удобные для посетителей — сайты. Тем более, что отличия все равно возникнут: даже если вы сделаете сайт, очень похожий на какой-нибудь другой, вы все равно получите в итоге уникальный проект. Но лучше, конечно, делать ресурс, который будет нравиться и вам, и вашим посетителям, и будет хотя бы визуально отличаться от других проектов.
Не бойтесь ошибаться: с первого раза ничего идеального и абсолютно качественного в сайтостроении не бывает. (Если говорят, что бывает — значит, обманывают.) Все приходит с опытом, ошибки прощаются. Не прощается бездействие.
Чтобы у вас сложилось правильное понимание процесса, давайте разобьем его условно на два этапа, уже обозначенных чуть выше:
Перечислим для начала самое главное и основное:
Вот пять основных моментов, необходимых для успешного продвижения абсолютно любого сайта. Давайте разберем их по отдельности.
Качественный уникальный контент — содержимое сайта должно быть уникальным. Уникальные тексты очень ценятся поисковыми системами, поэтому карт-бланшем для успешного продвижения является именно уникальность информации проекта. Исключений тут практически нет, разве что разнообразные интернет-магазины, информация в которых часто дублируется. Если информация на сайте не уникальна — нет смысла начинать раскручивать этот проект: вы впустую потратите время и деньги. Перед публикацией статей (и вообще любых достаточно объемных самостоятельных текстов), рекомендуется всегда проверять материал на уникальность. Для этого лучше всего воспользоваться специальной программой ETXT-Антиплагиат. С ее помощью можно очень быстро проверить уникальность текста и при необходимости исправить недочеты. Программу можно скачать с официального сайта www.etxt.ru/antiplagiat. Нужно добиться как можно большей уникальности текста перед его публикацией на сайте. Нормой считается уникальность порядка 97-99 %. Чем выше уникальность материалов, тем проще вам будет продвигать сайт — и наоборот.
Правильная поисковая оптимизация страниц — все страницы сайта должны быть оптимизированы под определенные поисковые запросы. Проще говоря, информация, которая будет находиться на определенной странице, должна соответствовать той поисковой фразе или запросу, по которому она будет продвигаться или вы хотели бы, чтобы она продвигалась. Если этого не сделать, вы не получите посетителей с поисковых систем, а если и получите, то они будут не целевыми, а значит, никаких клиентов из этих посетителей не получится. Здесь главное — придерживаться определенных правил:
После проведения мероприятий по внутренней оптимизации можно приступить ко второму этапу продвижения сайта — внешней оптимизации (но не забывайте ни на секунду, что ее эффективность будет во многом зависеть от того, насколько правильно вы провели оптимизацию внутреннюю). В данном случае под внешней оптимизацией мы подразумеваем получение обратных ссылок с нужными нам анкорами. Чем качественней сайты, которые на нас ссылаются и чем их больше — тем сильнее будет эффект от продвижения ссылками — выдача вашего сайта в поисковой системе.
Начинать закупать ссылки, не оптимизировав предварительно сайт — пустая трата денег. Проведя правильную внутреннюю оптимизацию, вы сможете многократно усилить эффект от каждой купленной вами ссылки. Учитывайте это, когда организации будут предлагать вам продвинуть сайт, не проводя никакой внутренней оптимизации.
На данный момент существует множество способов получить внешние ссылки на свой сайт. Есть как платные, так и бесплатные варианты. Последние зачастую являются очень трудоемкими и малоэффективными, поэтому большинство оптимизаторов использует только платные способы получения обратных ссылок. При покупке ссылок стоит выделить несколько основных моментов:
Подчеркну еще раз, покупка ссылок — весьма неоднозначный способ продвижения, не поддающийся точному прогнозированию и сопряженный с известными рисками. Тем не менее, поисковые системы отдают предпочтение проектам, на которые ссылаются другие сайты — потому и придуманы эти самые биржи ссылок. Любой оптимизатор будет пользоваться этим методом, потому что результат заказчику нужен как можно быстрее. Ведь не будет же он вкладывать деньги и ждать полтора или два года, пока сайт станет популярным «сам по себе». Или не станет. Потому и идут многие на это сомнительное предприятие: здесь, как говорится, из двух зол. Каждый выбирает для себя сам — ждать самостоятельного продвижения сайта или немножко (а то и множко) ему помочь.
Для начала нам нужно определиться, на какую тему и в каком разделе будет писаться статья (текст) и определить, какая у этого материала будет конкуренция (насколько много подобных текстов уже есть в интернете). Затем, если конкуренция невелика, приступить к написанию самой статьи, «заточенной» под поисковые запросы. Определившись с темой, сформируем семантическое ядро. Семантическое ядро — это группа запросов, по которым ваш сайт может быть найден в поисковых системах целевым пользователем. Другими словами, вы составляете список ключевых слов, которые использует потенциальный турист в поисковой строке Яндекса, Гугла или любой другой поисковой системы при поиске интересующей его информации. Разумеется, эти запросы должны реально соответствовать информации в вашем материале — быть тематическими, полностью соответствовать теме запроса. Иначе со временем такая страница просто «вылетит» из выдачи. Для создания семантического ядра нам очень пригодятся такие сервисы, как Wordstat Yandex, Adstat Rambler и Liveinternet. Все поисковые запросы, по которым люди ищут в интернете, можно разделить на три группы:
Чтобы определить частотность запроса, можно воспользоваться вышеперечисленными сервисами от Яндекса, Рамблера и Liveinternet. Когда есть уже понимание, по каким словам сайт будет продвигаться, вам останется внедрить их в продвигаемую статью. Опыт показывает, что оптимальная длинна текста составляет 1000-2000 слов, а наполненность ключевыми словами должна находиться в пределах 4-5 % (напомню, для проверки этого параметра есть специальная программа). Также на ранжирование текста влияет наличие ключевых слов, выделенных заголовками. Тут важно тоже не перестараться: оптимально пару раз выделить ключевые слова на протяжении всего текста статьи.
Теперь определяем конкурентность запроса. Здесь все просто: введите его в поиск и посмотрите, какие сайты попадут по нему в топ. Если их показатели ТИЦ (суммарная оценка «авторитетности» сайта от Яндекса) и PR (примерно то же самое от Гугла) высоки, плюс тексты на их страницах явно оптимизированы под данный поисковый запрос — пробиться в топ будет очень сложно. Для этого вам нужны как минимум такие же показатели рейтинга и «заточенный» под поисковики материал. Если же показатели рейтинга низкие, а статья оптимизирована под запрос, либо наоборот — показатели высокие, а статья не оптимизирована, то у вас есть хорошие шансы выбиться по этому запросу повыше.