Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Велосипед для турагента

102 03 декабря 2010

Обзор систем управления контентом

О том, в какую именно сторону движется сегодня развитие веб-технологий, можно спорить долго и со вкусом. Но есть одно утверждение, с которым согласны практически все: время изобретателей велосипедов (читай — тех, кто с нуля пишет свои сайты) в интернете прошло. По крайней мере, среди владельцев агентских турсайтов таковых — исчезающе малое количество. Дело тут прежде всего в экономических причинах: нет смысла нанимать дорогостоящих программистов и корпеть над техзаданием, если весь (ну, почти весь), функционал, необходимый «типовому» современному сайту, уже давно и неоднократно написан. И не просто написан, а в виде многочисленных систем управления контентом доступен по сходной цене (а то и вообще бесплатно, причем на совершенно легальных основаниях).

Система управления контентом или CMS (Content Management System) представляет собой программное ядро сайта, его «движок». Такие системы дают пользователю возможность управлять содержимым сайта, причем разработчики современных CMS стремятся к тому, чтобы работа пользователя была как можно более простой, очевидной (знаменитый принцип WYSIWYG — What You See Is What You Get, «что видишь, то и получишь») и не требовала специальных знаний и навыков. От правильного выбора системы управления во многом зависит, насколько успешно в дальнейшем будет работать сайт: удобно ли будет редактировать информацию, создавать и удалять новые разделы, анализировать посещаемость, легко ли будет расширять функционал сайта — и так далее.

CMS бывают:

  1. Свободно распространяемые (бесплатные). Обычно они создаются сообществом разработчиков со всего мира. Такие системы, как правило, имеют большое число дополнительных модулей, расширений и готовых шаблонов дизайна. Примеры: Joomla!, WordPress, Drupal.

  2. Собственные разработки веб-студий. Эти CMS используются в рамках одной студии для решения задач своих клиентов.

  3. «Коробочные» CMS создаются специализированными компаниями и распространяются как самостоятельный программный продукт. Такие системы обычно имеют техническую поддержку и систему обновлений, а также соответствуют высоким требованиям в плане безопасности. Примеры: «1C-Битрикс: Управление сайтом», UMI.CMS, NetCat.

По результатам исследования, проведенного в 2010 году экспертной группой Tagline, 96 % компаний используют CMS-системы при разработке своих проектов. 21,6 % студий используют для разработки сайтов только свои собственные CMS, 39,6 % — только сторонние коробочные CMS, а 38,8 % студий используют как свои CMS, так и сторонние решения. Выходит, большинство студий (почти 80 %) используют сторонние решения, что легко объяснить общей тенденцией к более узкой специализации.

Понятно, что разработчики используют системы управления в качестве инструмента для создания сайта с нужным функционалом. А что же дает CMS непосредственно владельцу сайта после того, как он готов и запущен в работу?

  1. Все современные популярные CMS обладают инструментарием для визуального редактирования содержимого страниц сайта (тот самый WYSIWYG, о котором уже говорилось). Обычно он схож интерфейсом с популярной программой Word.

  2. Система управления предоставляет удобные инструменты для редактирования разделов с большим количеством элементов. Если на сайте есть такие сервисы, как каталоги (например, туров), новости, статьи, фотогалереи, их будет удобно обновлять.

  3. Создание новых разделов и добавление пунктов меню обычно осуществляется парой щелчков мышкой.

  4. Также различные CMS могут предоставлять и другие возможности. Например, анализ посещаемости сайта, разделение прав доступа к функциям CMS, сохранение резервных копий сайта, импорт и экспорт информации в популярных форматах, интеграцию с бухгалтерскими программами, управление баннерной рекламой на сайте и многое другое.

Первое, что приходит в голову: есть ли смысл в платных CMS, если существуют бесплатные. Есть. Разработка сайта на основе бесплатной системы вовсе не обязательно окажется в итоге дешевле: это зависит от конкретного проекта и каждой студией рассчитывается по-разному. При этом платные CMS имеют несколько приятных преимуществ.

Для начала, эти системы разработаны специализированными компаниями: за счет этого этого они, как правило, более качественные, удобнее для пользователя и имеют развитый интерфейс, что тоже немаловажно. Далее, платные CMS имеют систему обновлений — эта функция гарантирует, что программная часть сайта не устареет. Наконец, разработчики платных CMS всегда организуют техническую поддержку своих продуктов: это очень важно для быстрого решения возникающих проблем с сайтом.

Популярные бесплатные CMS предлагают вместо техподдержки сообщества и форумы, где тоже можно получить помощь, просто там ее оказывают не штатные сотрудники компании-разработчика, а в основном другие пользователи, уже успевшие хорошо разобраться в возможностях и нюансах системы. Бесплатно распространяемые системы также имеют библиотеки всевозможных расширений, периодически выходят новые версии этих CMS. Другое дело, что поставляется все это «как есть», без гарантий, и забота о работоспособности сайта целиком и полностью ложится на веб-студию (или непосредственно владельца сайта, если он решил обойтись при разработке своими силами). В общем случае будет верным следующее утверждение: бесплатные CMS не уступают платным по многим параметрам, но требуют от пользователя более высокой квалификации и определенных специальных знаний.

При выборе CMS стоит учитывать возможность интеграции на сайт специализированных модулей сторонних разработчиков. Например, сервисов для поиска туров, бронирования отелей, вывода описаний стран. Всегда имеет смысл заранее выяснить, будут ли они совместимы с «вашей» CMS и насколько трудоемким окажется подключение.

Еще один важный критерий, который можно применить ко всем CMS — популярность. Высокая популярность говорит (по крайней мере, косвенно) о высоком качестве. Популярная система много используется, многочисленные веб-студии и владельцы сайтов сообщают ее создателям об ошибках, вносят предложения. Разработчик, как правило, реагирует на такие сообщения, выпуская обновления и исправления. Кроме того, популярность CMS означает, что существует большое число специалистов по этой системе: легко найти студию или сотрудника для поддержки сайта и его доработки. Например, достаточно распространена следующая ситуация: заказчик обращается в студию, чтобы доработать существующий сайт, а ему предлагают создать сайт заново на другой CMS. Для сайта на базе популярной CMS гораздо легче найти подрядчика и избежать подобной ситуации.

А еще у популярных CMS есть банки специальных шаблонов дизайна. Кстати, именно дизайн часто «съедает» основную часть выделенного на проект бюджета, поэтому наличие шаблона может помочь заметно сэкономить на разработке сайта.

Весной 2010 года экспертная группа Tagline опубликовала рейтинг популярности CMS:

  1. 1C-Битрикс — 55,7%
  2. UMI.CMS — 30,9%
  3. NetCat — 28%
  4. Joomla! — 22,6%
  5. Wordpress — 21,7%
  6. Drupal — 15%
  7. MODx — 9,8%
  8. HostCMS — 5,2%
  9. Amiro.CMS — 3,3%
  10. S.Builder — 2,9%
  11. ABO.CMS — 2,9%

Пять наиболее популярных на российском рынке CMS мы рассмотрим подробнее. Система WordPress распространяемая бесплатно, является платформой для блогов и по этой причине из нашего обзора выпадает.

«1C-Битрикс: Управление сайтом»

Лидер российского рынка, распространяется на коммерческой основе. Существует в различных редакциях, стоимость редакции зависит от числа включенных модулей. Одна лицензия позволяет создать два сайта.

Минимальная редакция «Старт» стоит 4 900 RUR, включает в себя 7 основных модулей и позволяет создавать страницы и разделы, публиковать новости, статьи, каталоги, распределять права доступа к сайту. В целом минимальной редакции достаточно, чтобы создать большинство сайтов со стандартным функционалом. В случае необходимости можно перейти на другую редакцию, доплатив разницу в цене.

«1C-Битрикс: Управление сайтом» выделяется удобным визуальным интерфейсом редактирования страниц, большой функциональностью и разнообразием настроек, имеет систему обновлений и службу технической поддержки. Все редакции включают в себя SEO-модуль, который помогает оптимизировать сайт под поисковые системы. В более дорогих редакциях есть модуль веб-аналитики с возможностью анализировать рекламные кампании, посещаемость сайта и многое другое. На официальном сайте есть онлайн демо-версия продукта, позволяющая оценить возможности и интерфейс CMS.

UMI.CMS

Распространяется на коммерческой основе, имеет бесплатную версию, позволяющую создать сайт объемом до 10 страниц.

У этой CMS две линейки редакций: Small and Home Office (SOHO) и Professional (PRO). Редакции PRO имеют большее количество включенных в систему модулей и позволяют подключать собственные дополнительные модули. Кроме того, на одной лицензии редакции из линейки PRO можно создать неограниченное количество сайтов. Для большинства стандартных сайтов подойдет редакция Lite стоимостью 2 990 RUR, если в дальнейшем функционала выбранной редакции окажется недостаточно, можно перейти на более дорогую, доплатив разницу в цене.

Разработчики UMI.CMS делают основной упор на простоту и удобство редактирования контента сайта. CMS имеет систему обновлений и службу технической поддержки. На официальном сайте можно протестировать онлайн демо-версию системы.

NetCat

Распространяется на коммерческой основе.

Минимальная редакция Personal стоит 2 900 RUR и имеет ограничения по структуре. Для большинства стандартных сайтов подойдет редакция Standard стоимостью 5 820 руб. Одна копия системы может обслуживать неограниченное количество сайтов.

NetCat имеет систему обновлений (в более дорогих редакциях) и службу технической поддержки. Как и описанные выше CMS, поддерживает визуальное редактирование. На официальном сайте можно скачать и установить демо-версию этого продукта.

Joomla!

Распространяется бесплатно по лицензии GNU GPL.

Joomla широко распространена во многих странах и может похвастать весьма многочисленным интернет-собществом, в котором активно участвуют как разработчики, так и сами пользователи этой системы. Для Joomla создано огромное количество всевозможных дополнительных модулей и компонентов — и коммерческих, и бесплатных. Также существуют обширные банки шаблонов дизайна для сайтов на базе этой CMS.

Joomla реализована с некоторыми ограничениями по структуре сайта, что усложняет разработку масштабных проектов. Впрочем, для «среднестатистического» сайта турфирмы ее функциональных возможностей вполне достаточно.

Drupal

Распространяется бесплатно по лицензии GNU GPL.

Так же, как и Joomla, эта система распространена во многих странах и имеет множество дополнительных модулей. В целом Drupal считается более качественной CMS по сравнению с Joomla, но при этом разработка сайтов на Drupal считается сложнее.

Панель управления этой CMS имеет весьма аскетичный интерфейс: в оформлении отсутствует графика, вся навигация — текстовые ссылки.

Кроме описанных выше CMS и им подобных систем сегодня также существуют и так называемые «конструкторы сайтов», такие как как uCoz, Narod.ru и другие. Их тоже вполне можно назвать системами управления контентом, но они расположены на серверах своих разработчиков и не продаются, а как бы сдаются в аренду. Своим пользователям они обычно предоставляют целый «джентльменский набор»: собственно возможность создания сайта и управления им, хостинг и доменное имя (для тех, кто брезгует доменами третьего уровня, иногда предусмотрена возможность «перевести» сайт на свой домен). Обычно «конструкторы» предлагают свой сервис бесплатно, но не безвозмездно. Впрочем, все это — тема для отдельной статьи.

Светлана Ряхина, компания Halm

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи