Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

More прибыли

89 05 декабря 2008

Несмотря на то, что морские круизы пока что сложно назвать массовым или, тем более, общедоступным вариантом туристических поездок, они с каждым годом успешно отхватывают себе всё больший сегмент «туристического пирога» на российском рынке. Такой рост интереса со стороны путешественников неслучаен: во-первых, уровень доходов «среднестатистического» российского туриста по-прежнему растёт, а, во-вторых, организаторы круизов стремятся избежать или, по крайней мере, максимально компенсировать все те моменты, которые раньше отпугивали клиентов от морских путешествий. Все современные круизные лайнеры оборудованы стабилизаторами качки, а их маршруты разрабатываются таким образом, чтобы по возможности избегать штормов. Ощущение «замкнутого пространства» нивелируется за счёт продуманной планировки кают и всех «пассажирских» помещений корабля. А чтобы туристы, паче чаяния, не заскучали во время плавания от одного порта до другого, для них предусмотрено множество развлечений на борту.
Опять-таки, если раньше морские круизы считались отдыхом для очень богатых людей, то сегодня туристы уже могут выбирать, скажем, между отдыхом в Испании или морским путешествием. Постепенно меняется и сам дух морских путешествий: теперь это действительно в большей степени отдых, чем демонстрация своего социального статуса. Ещё один, новый «плюс» круизов — на ряд морских туров теперь начали выставлять групповые пакетные цены (раньше всё рассчитывалось по отдельности).

Лайнеры

Одно из первых правил, которое следует усвоить, приступая к продаже круизов: размер лайнера действительно имеет значение, причём даже большее, чем принадлежность судна к той или иной круизной компании. Именно размер в первую очередь определяет стиль и характер отдыха на борту, его основные плюсы и возможные минусы. Если говорить коротко, то большие корабли могут предложить путешественникам гораздо больше возможностей, тогда как корабли поменьше имеют более уютную, приватную атмосферу на борту. Кроме того, есть и другие важные моменты, в первую очередь, год спуска корабля на воду. Дело в том, что при строительстве современных круизных лайнеров всё, что нужно для комфортного отдыха и развлечений на борту, предусмотрено ещё на стадии технической разработки. И потому заметно лучше, чем на кораблях «в возрасте», где заведения наподобие детских клубов, спа-салонов или «альтернативных» ресторанов обычно размещают во время реконструкции в более или менее подходящих для них помещениях. Если говорить об условиях размещения пассажиров на судне, то стандартные каюты на круизном лайнере по площади обычно меньше номеров в гостинице аналогичной «звёздности», зато обстановка и обслуживание при этом будут заметно лучше. В каждой каюте есть все удобства и кондиционер. Сервис на борту — всегда на высоком уровне, вне зависимости от класса корабля. Экипажи большинства круизных лайнеров, как правило, многонациональны, поэтому с высокой вероятностью на борту найдутся члены команды, говорящие по-русски, которые помогут решить возникающие вопросы. Кроме того, сейчас на рынке уже появились туры «с русским языком», причём это не просто сопровождающий группы, умеющий изъясняться по-русски, а полноценный русскоязычный сервис на судне. Большинство современных лайнеров адаптировано для семейного отдыха. По распространённой среди круизных компаний схеме ценообразования первый и второй пассажиры в каюте платят полную стоимость за размещение, а третий, четвёртый, пятый и шестой — гораздо меньше. Это очень выгодно для путешествующих семьями или компаниями.

Какой маршрут выбрать?

Выбор круизных программ огромный в любое время года, так что подобрать достойный вариант можно практически любому туристу. Круизы по Средиземному морю популярны круглый год, но летом, в высокий сезон, выбор таких туров гораздо больше. Плавания в районе морей Северной Европы предлагаются в период с июня по сентябрь, а маршруты вокруг Европы — обычно только в мае и сентябре. Карибы, Французская Полинезия и Гавайи круизные лайнеры навещают круглый год, Аляску — с мая по сентябрь, Южную Америку — с ноября по март, Австралию и Новую Зеландию — с декабря по февраль, а побережья Юго-Восточной Азии — с ноября по март. Кругосветные путешествия обычно проходят с декабря по апрель. Есть маршруты с ярко выраженной познавательной направленностью, включающие в себя посещение больших городов и культурно-исторических центров — их выбирают те же туристы, которые «на суше» отправляются в качественные и недешёвые экскурсионные поездки. Есть круизы, удачно совмещающие насыщенный экскурсионный ритм и расслабляющий отдых на пляжных курортах — такие программы интересны более широкому кругу отдыхающих. В отдельную группу можно выделить «эксклюзивные маршруты» с посещением, например, Исландии, норвежских фьордов, а также круизы, посвящённые знакомству с древними цивилизациями восточного Средиземноморья. Эта категория — для настоящих путешественников: знатоков, любителей особо ярких впечатлений. Если говорить о продолжительности круизных программ, то наиболее востребованными являются восьмидневные программы (8 дней и 7 ночей), часто встречаются круизы продолжительностью 10, 12 и 14 ночей. Самые короткие круизы — двухдневные weekend-прогулки, а самые продолжительные — «кругосветки» от 90 до 180 дней.

Цена вопроса

Стоимость круиза зависит от следующих критериев: продолжительности плавания, сезона путешествия, класса корабля, ну и, конечно, выбранной каюты. Как правило, каюта с окном дороже, чем внутренняя — но дешевле, чем каюта с балконом. Каюта на верхней палубе дороже аналогичной на нижней, а размещение в центре корабля дороже, чем на носу или корме. В стоимость круиза включено: размещение на корабле в каюте выбранной категории, всё питание на борту (не только основные приёмы пищи, но и закуски в промежутках между ними), все развлекательные программы на борту, пользование палубным инвентарём и спортивным оборудованием, в том числе бассейнами. В стоимость, как правило, не входят портовые сборы, спиртные напитки (но иногда их всё же включают в стоимость), услуги индивидуального характера (массаж, стирка и глажка одежды, процедуры в спа-центрах, покупки на борту и тому подобное), береговые экскурсии. Средняя стоимость круиза — от 2000 EUR на человека, есть варианты и с более низкой ценой, но обычно не в самое удобное время (в «низкий» сезон). Один из самых доступных по цене круизов — короткий восьмидневный маршрут по Средиземному морю: можно уложиться в 1500 EUR на человека во внутренней каюте без окон при двухместном размещении, в стоимость также включено питание, перелёт и визы. А самые дорогостоящие, «эксклюзивные» варианты морских путешествий могут стоить 15 000 EUR и выше.

Бронирование тура

Как и у большинства обычных направлений, у круизов тоже есть свои «высокий» и «низкий» сезоны, а также пиковые даты. Наиболее активный спрос наблюдается обычно на майские и новогодние праздники, а также на июле, августе и сентябре. При этом никогда не стоит забывать о том, что почти все круизы необходимо бронировать заранее. Самые активные продажи идут, как правило, за 3-6 месяцев до начала самих туров. В первую очередь обычно уходят самые дорогие и самые дешёвые каюты, «средние» по цене варианты несколько менее востребованы, поэтому их нередко можно успеть забронировать и позднее. Также следует отметить, что на круизы никогда не бывает так любимых всеми туристами «горящих» цен: напротив, по мере приближения даты отплытия стоимость путёвок только увеличивается. В зависимости от времени года лидерами продаж становятся разные регионы. Круизы по Средиземному мору активно продаются с февраля по апрель, тогда как навигация в этом регионе начинается с мая и продолжается всё лето. Уже с апреля нужно ориентировать клиентов покупать круизы по Юго-Восточной Азии, Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии — эти маршруты «работают» с начала октября и вплоть до марта следующего года. Для бронирования круиза необходимо иметь паспортные данные всех пассажиров (фамилию и имя в соответствии с действующим загранпаспортом, дату рождения, номер и срок действия загранпаспорта). Обычно в момент поступления заявки каюту выбранной категории фиксируют за указанными в ней пассажирами лишь на несколько дней: по истечении этого срока необходимо подтвердить заказ, иначе бронирование будет аннулировано. В некоторых случаях каюту необходимо подтверждать в день бронирования. Для подтверждения каюты вносят депозит, сумма которого — разная у разных круизных компаний. Кроме того, при оформлении тура особое внимание нужно уделять дополнительным услугам, чаще всего не входящим в стоимость круизной программы: авиабилетам, медицинской страховке на весь срок поездки, дополнительному проживанию в гостиницах, трансферам и визам. Следует также помнить, что многие круизные компании требуют ещё и соблюдения определённых условий оплаты, согласно которым круиз должен быть полностью оплачен за 30-90 дней до начала тура. Если же круиз забронирован позднее такого срока, то полная оплата должна быть внесена при подтверждении каюты. Депозита в таком случае будет недостаточно, даже если действующие штрафные санкции на момент бронирования равны 10-25 %.

Ну а напоследок — о самом приятном. О том, какие же материальные выгоды получает турагент, продавая круизы. «Базовый» размер комиссионного вознаграждения для морских путешествий — точно такой же, как и для обычных «сухопутных» туров на массовых направлениях, то есть в общем случае 10 %. Однако по мере роста продаж комиссия агента может возрастать до 12-14 или даже до 17 % у некоторых иностранных круизных компаний. Так что перспективы агентской работы на круизном направлении с точки зрения прибыли — весьма неплохие.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи