Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Виртуальное плавание

354 04 мая 2011

Жизнь не стоит на месте, и никто не станет отрицать, что за последние несколько лет отношение к морским круизам в России сильно изменилось: для большинства менеджеров туристических агентств это уже давно не диковинный экзотический продукт, а одно из направлений, приносящих заметную прибыль. С успехом развенчан и один из главных стереотипов, что круизы — это всегда очень дорогой элитный отдых не для всех. Мы надеемся, что есть в этом и наша заслуга, ведь ни один из 16 номеров «Тонкостей» не обошелся без «круизного» раздела.

Многие агенты успели накопить немалый багаж знаний на семинарах и обучающих программах у туроператоров, наработали собственный опыт продаж, побывали на кораблях. Но совсем немногие побывали собственно в круизе. Ознакомительные туры, конечно, проводятся, но на них может попасть сравнительно небольшое число агентов, да и что греха таить — чаще всего в «ознакомительный круиз» едут не сами продавцы, а директора или владельцы турфирм. Вот и получается, что sales-менеджер подчас не может рассказать туристу о каких-то нюансах круиза, составить личную программу или предупредить о некоторых мелочах, которые вроде бы совсем уж очевидный пустяк, но испортить впечатления от круиза могут весьма ощутимо.

Чтобы избежать этого, давайте для начала хотя бы отправимся в «виртуальный круиз» на страницах «Тонкостей», в ходе которого высветим все «подводные камни» и особенности этого вида отдыха. Возьмем некий усредненный вариант — без конкретного маршрута, корабля и круизной компании — и представим, что мы отправляемся в морское путешествие. Для большей наглядности и удобства мы разделим материал на две части: «до корабля» и «на корабле».

ДО КОРАБЛЯ

Документы

Итак, маршрут круиза выбран, программы отдыха до и после него (если они есть) утверждены. Самое время для нескольких советов по бронированию авиаперелета, которые помогут избежать неприятных сюрпризов во время путешествия. Настоятельно рекомендуем выбирать рейс, прилетающий за день до начала круиза. Так вы избежите нервотрепки и для себя, и для туристов в случае задержки рейса. Это касается не только чартерных рейсов, но и регулярных. Не все порты посадки находятся рядом с крупными аэропортами, и иногда от аэропорта до порта приходится добираться пару-тройку часов. А если элементарная пробка? Или, того хуже, какая-нибудь забастовка дальнобойщиков с блокированием трасс? Никто не будет виноват, и корабль уйдет, не дождавшись опоздавших.

Еще один нюанс, о котором, к сожалению, нередко забывают: настоятельно советуйте клиентам страховать багаж от утери и повреждения. Круизные компании регламентированы в этом вопросе международными соглашениями и выплачивают относительно небольшие компенсации. Понятно, что они не воспримут аргументы, что утерянный чемодан был битком набит бриллиантами и платьями «от кутюр». Офицеры компании просто выплатят 300 EUR компенсации и забудут. Таковы законы, ведь по статистике претензий в каждом втором утерянном чемодане находились все сокровища Агры. Страховка багажа придаст туристам определенную уверенность и спокойствие, а вам — дополнительный бонус, комиссию от страховой компании.

Итак, все нюансы соблюдены, путешествие забронировано и оплачено. Вы получили билет на круиз. Выглядеть он может по-разному, но обычно это книжица, похожая на авиабилет — только значительно толще и напечатанная не на такой тонкой бумаге.

Основные разделы круизного билета:

• маршрут круиза, информация по бронированию (номер бронирования), ваучер на круиз, время начала регистрации на посадку, время посадки, контактная информация круизной компании и корабля;

• анкета (boarding form) — самые простые вопросы; лучше ее заполнить еще в офисе, при передаче документов туристам, но можно сделать это и в порту;

• указания, как добраться до пирса, адрес порта, общая информация о порте (в том числе парковках в здании морского терминала);

• ваучеры на дополнительные услуги, заказанные через круизную компанию (отели до и после круиза, трансферы, экскурсии);

• описание портов, предлагаемых на борту экскурсий и других услуг;

• багажные бирки на посадку.

Ваучеры на «другие» услуги. Имейте ввиду, что эти ваучеры появятся только при условии, что услуги были заказаны через круизную компанию. Если вы или ваш туроператор заказывает услуги не через круизную компанию, то эти ваучеры не появятся в билете на круиз. Их выдадут те, у кого они были заказаны — отдельными документами.

Багажные бирки на посадку. Это и есть тот самый «сущий пустяк», который может не просто испортить впечатление от круиза, а сделать путешествие ужасным даже для самых неприхотливых клиентов. Ниже вы поймете — почему, а пока просто расскажу, что это такое. Это аналог багажной бирки, которую прикрепляют на багаж при регистрации на авиарейс. Она на клеевой основе и крепится на ручки багажа (на ручную кладь прикреплять не надо). На каждой либо уже напечатаны, либо надо заполнить следующие данные: имя и фамилия (латиницей), дата посадки, порт посадки, имя корабля, номер каюты. Если багажных бирок нет в билете, надо узнать у туроператора как, где и когда их получать — и рассказать об этом туристам. После чего переспросить их, все ли они поняли правильно. Не бойтесь повторять и выспрашивать: если багаж потеряется, это большая беда. Бирок обычно вполне достаточно: 4-6 на каюту.

Дорога до корабля

Аэропорт, таможня, перелет и дорога в гостиницу позади — пора собираться в порт. Пора вспомнить о нескольких простых правилах упаковки багажа. Прежде всего, распределить вещи надо так, чтобы все необходимое было в ручной клади — с тем расчетом, что до основного багажа вы не доберетесь в течение 5-6 часов плюс время на дорогу до порта. Под рукой должны остаться лекарства, очки, дорожные средства гигиены, деньги, документы, телефоны. Не рекомендуется сдавать в багаж фото и видеотехнику, ноутбуки, а также прочие высокотехнологичные хрупкие и дорогие вещи.

После того, как багаж упакован, надо снять багажные бирки, оставшиеся после авиаперелета, и прикрепить круизные бирки. Это важно сделать именно перед посадкой на трансфер, чтобы не пришлось заниматься этим «на коленке» в толпе у пассажирского терминала.

Пассажирский терминал достоин отдельного описания. В крупном порте это обычно огромное сооружение: одновременно он может принять до 15 пассажирских кораблей общей вместимостью ни много — ни мало 20-25 тысяч человек. А так как ночью как-то не принято начинать или заканчивать свое плавание, то это количество пассажиров выходит с корабля (и такое же число совершает посадку) в течение светового дня. Высадка обычно идет с 9:00 до 13:00, а посадка с 14:00 до 17:00. При этом соблюдаются иммиграционные и таможенные нормы, нормы безопасности, принятые в порту и на кораблях. Со стороны это может показаться хаосом, но на самом деле все очень разумно организовано.

В некоторых случаях сразу по прибытии в порт грузчики сами забирают ваш багаж из такси или багажного отделения автобуса. После чего вы отправляетесь на регистрацию, а ваш багаж своими тайными путями следует в вашу каюту: в следующий раз вы увидите свои вещи лишь через несколько часов.

А теперь представьте себе, что на чемоданах нет бирок. Куда они его отнесут? Самый «счастливый» случай — оставят там, где заметят, что нет бирок. То есть в терминале. Тогда его будет легко найти в комнате «lost and found». А если по простоте душевной закинут на другой корабль? Вот вы на корабле отправляетесь в плавание, предвкушая несколько дней счастья и не подозревая, что ваши вещи уплывают в противоположном направлении. А может, и не в противоположном... но не на вашем корабле точно. Уж ужин близится, а багажа все нет. Вы с тревогой в голосе сообщаете об этом персоналу и начинается настоящая катавасия: поиск багажа в терминале, по всем кораблям, что отправились в тот же день с этого порта, затем проработка вариантов — как их поскорее переправить на ваш корабль. А корабль-то не ждет ваш багаж, у него маршрут и он его исполняет: каждый день — новый порт. А вы все босиком, и ни позагорать, ни потренироваться, ни на прием у капитана сходить: ведь из одежды у вас джинсы да футболка, в которой вы в порт приехали. Какой уж там отдых: сидишь в каюте и выходишь с тоскливым выражением лица только чтобы покушать, посвящая все свободное время составлению списка безвременно утраченных семейных реликвий.

Весь этот кошмар, что мы описали, происходит крайне редко именно потому, что важность такого «пустяка», как багажная бирка, доводится агентами до туристов, и они все делают правильно. Так что будьте бдительны!

А что делать тем, кому не выдали багажные бирки вместе с билетом? Вы твердой рукой отстраняете грузчика от родных чемоданов и идете в здание вокзала, попутно высматривая служащих в форме с эмблемой вашей круизной компании. Обычно таких девушек и юношей много в зоне высадки: они с радостью дадут вам нужное количество незаполненных бирок. Или проводят к месту, где они есть. Вы заполняете бирки (имя корабля, фамилия-имя туриста, дата отправления, номер каюты — все латиницей) и отдаете багаж грузчикам. Все, про багаж можно забыть: его доставят к двери вашей каюты после отправления корабля.

Теперь надо решить следующую задачу: найти среди этого моря людского место регистрации на ваш корабль. Есть два пути: не отпускать служащего и попросить его проводить вас до места регистрации или найти указатели с именем вашего корабля, которые укажут путь до вожделенных стоек регистрации. Кстати, рядом с ними всегда есть стойка с персоналом по контактам с пассажирами круизной компании («Guest Relations» или «Information»). Здесь вам помогут решить любые вопросы: те же бирки, выдадут билет, если не успели переслать его вам до вашего выезда с Родины, и многое другое.

Пора регистрироваться на круиз. Для этого вам понадобятся загранпаспорт и билет на круиз. А если вы будете оплачивать все кредитной картой, то и сама «кредитка». Совет: на одну каюту регистрируется одна кредитная карта, поэтому заранее убедитесь, что на ней достаточно денег, чтобы оплатить все ваши расходы в предстоящем круизе. Каждая стойка регистрирует определенные номера кают. Находите свою и встаете в очередь, вас зарегистрируют на корабль. Процедуру описывать нет смысла: вы только отдаете документы — и все. В результате вам возвращают билет, паспорт и вы получаете время вашей посадки на корабль и круизную карту. Что это такое? Прохождение четырех тысяч человек необходимо регламентировать, поэтому в зависимости от времени регистрации вам определяют «коридор» (обычно в полчаса), когда вы должны пройти иммиграционный пост и отправиться на корабль. Круизная карта — один из двух самых важных документов на круизе. Эта карта является одновременно и средством оплаты на борту, и посадочным талоном (по аналогии с авиа), и магнитным ключом от вашей каюты.

С момента регистрации до момента посадки может пройти значительное время — до двух часов. Что делать в это время? Можно посидеть в терминале, выпить кофе и перекусить. Можно выйти в город и прогуляться по близлежащим улочкам. Обычно получается так, что город посадки и город высадки толком посмотреть не получается, даже если вы прилетели на день раньше — просто времени не хватает. Сейчас некоторые круизные компании берут пассажирские терминалы в собственное управление и перестраивают их с целью предоставления дополнительных услуг ожидающим. Это и бизнес-клубы, и детские клубы, кафе и рестораны. Иногда анимационные группы с кораблей даже могут давать представления в здании терминала.

Когда приходит ваше время посадки, вы отправляетесь к иммиграционному контролю. Процедура рутинная и простая. Дальше вы выходите на трап, ведущий к двери на корабль и встаете в длинную очередь из ваших будущих сокруизников. Ожидание в этой очереди может показаться очень нудным и неприятным, но опытные «круизеры» находят в нем свою прелесть. Ведь здесь можно спокойно приглядеться — с кем вы проведете отпуск на борту корабля и даже завязать первые знакомства.

Последнее препятствие при входе на корабль в виде службы безопасности корабля — самая строгая процедура. Не стоит ее описывать, просто надо выполнять то, что просит офицер службы безопасности четко и без задержек. Если так станут поступать все, то очередь будет идти максимально быстро. Здесь вам понадобится круизная карта, паспорт и вы сами — для фотографирования в базу данных пассажиров корабля. Добро пожаловать на корабль!

НА КОРАБЛЕ

Каюта

Вот вы и на борту: практически все формальности позади, остались мелочи. Первым делом подойдите к «ресепшн» и отдайте свой паспорт. Стойка «ресепшн» всегда вблизи главного входа на корабль: пройти мимо очень сложно. Пока вы находитесь на борту корабля, ваш паспорт обязательно должен находиться на «ресепшн». Это связано с правилами так называемой «очистки» корабля иммиграционными и таможенными службами по приходу в каждый новый порт по маршруту круиза. Ведь каждый выход или вход корабля в порт есть пересечение границы: даже если вы сегодня в Неаполе, а завтра в Палермо — вы пересекаете границу. Если ваш паспорт находится в соответствующей службе корабля, то ваше присутствие при рассмотрении документов при входе в порт не требуется. Иммиграционные офицеры порта общаются не с каждым отдельно взятым пассажиром, а с ответственным офицером, и вы этих формальностей даже не замечаете. Есть некоторые исключения, но они крайне редки. Впрочем, вам все-таки нужен документ, удостоверяющий личность, когда вы находитесь на берегу. В разных круизных компаниях этот вопрос решается двумя разными способами. Либо делается копия паспорта (первого разворота с фото) и заверяется печатью корабля. Такой документ является легитимным удостоверением личности во всех странах в соответствии с международным правом. Либо каждый раз, выходя на берег, вы забираете паспорт с «ресепшн», а по возвращении на корабль сдаете его обратно.

Последняя формальность: вам надо получить номер вашего столика и смену питания. Смена питания обычно указывается при бронировании, но иногда ее можно при желании поменять на месте, пообщавшись с администратором ресторана, который во время посадки находится либо на «ресепшн», либо за столиком поблизости. Немного про смену и столик — это касается только ужинов в основном ресторане корабля. Первая смена обычно с 19:30 до 20:00, вторая — с 20:00 до 21:30, но в зависимости от сезона и региона время может быть другим. Вы закреплены за определенным столиком на весь круиз. Отдельно обращу ваше внимание: это правило касается только ужинов и только в основном ресторане. Завтракать и обедать можно в любое время в любом открытом ресторане. На кораблях обычно как минимум три ресторана:

— основной ресторан «а-ля карт», в котором сервируются обеды и ужины; — ресторан-буфет «шведский стол» — там сервируются завтраки, обеды, полдники, иногда ужины и «полуночные» буфеты; — альтернативный ресторан «а-ля карт», где подают ужины и иногда обеды.

Пару слов об альтернативном ресторане. Это небольшой ресторан с меню более высокого качества, чем в основном. Часто такие рестораны курируются поварами, имеющими «звезды» по Мишлену, или какими-нибудь знаменитыми ресторанами. Уровень обслуживания в этом ресторане заметно выше, чем в основном, и блюда приближены к стандартам «высокой кухни». Питание в нем, так же, как и в основном и ресторане-буфете — бесплатное (кроме напитков), но чтобы поужинать в альтернативном ресторане, надо заказать столик. Стоимость заказа столика — примерно 20 EUR с человека. Заказать столик можно или сразу при посадке у администратора, или позже на «ресепшн», или в самом ресторане. Конечно, чем раньше вы это сделаете, тем вернее получите место в удобное для вас время.

Итак, теперь мы в круизе, полноценный отдых начался. Первым делом надо осмотреть вашу персональную территорию корабля — каюту.

Современные круизные лайнеры огромны: это даже не отели на воде, а целые курорты. На которых можно было бы легко потеряться, если бы круизные компании не озаботились этим заранее. Эта забота проявляется во всем: на каждом углу коридора, при выходе с лестниц, возле и внутри лифтов пассажир найдет указатели направлений, список помещений, что находятся на палубе и даже планы палубы. Первые цифры номера каюты — порядковый номер жилой палубы, начиная с самой нижней. Все что нам нужно — это добраться до лифта или лестницы и подняться на свою палубу. Дальше нужно просто следовать указателям.

Каюты на корабле можно разделить на четыре типа:

— внутренние каюты без окон (могут располагаться на всех палубах); — внешние каюты с окном (располагаются обычно на нижних палубах корабля); — внешние каюты с балконом, находятся на верхних палубах из соображений безопасности и удобства — до них не только не достают волны, но и практически не долетают брызги от них; — всевозможные сьюты располагаются также на верхних палубах, в основном они тоже имеют балкон.

Все каюты делятся на два помещения: жилое помещение и санузел с душем. Очень редко в обычных каютах можно найти ванную: сейчас ее практически всегда заменяет душевая кабинка. В ванной всегда найдется мыло, шампунь и различные полотенца. В рейтинговых круизных компаниях ванные принадлежности — от известных марок (например, Bvlgary), и набор может не ограничиваться мылом и шампунем.

На кроватях стоит остановиться подробнее. Их всегда две, но пугаться рано: они, как это сейчас называют, «convertible». То есть, если конфигурация не устраивает и надо сделать из кровати «дабл» кровать «твин» (или наоборот), достаточно попросить стюарда: трансформация займет минут десять. Также в жилом помещении есть трюмо со столиком, пара стульев или кресел и еще один небольшой чайный столик. Современные требования к каютам предполагают несколько большую площадь жилого помещения, так что на новых кораблях в каюте есть и софа. Балконы достаточно просторны для двух человек: там располагается небольшой столик и два кресла или шезлонга (чаще всего пластиковые). Каюты всегда оборудуются телефоном, телевизором и феном.

Последние лет пять круизные компании в условиях обострившейся конкуренции при плановом обновлении кают всячески улучшают их оснащение. Устанавливают современные LCD-телевизоры, DVD-проигрыватели, оснащают каюты разъемами для подключения интернета, закупают постельные принадлежности от известных брендов (например, Frette). Так что каюты год от года становятся все более уютными и современными.

В каютах (исключение составляют сьюты) могут расположиться до четырех человек. То есть — два основных спальных места и максимум два дополнительных. Дополнительные спальные места могут конструктивно быть разными: это или откидное спальное место (наподобие тех, что есть в поездах), или раздвижная софа, или даже (в крайних случаях) раскладушка. Но есть и каюты, в которых не предусмотрено дополнительных спальных мест. При бронировании каюты на трех или четырех пассажиров круизная компания может отказать в проживании в одной каюте и предложить размещение в двух каютах. Это зависит от наличия свободных кают, предполагающих такое размещение. На кораблях есть ряд кают, соединенных межкомнатной дверью, но их достаточно мало.

Все время круиза вашу каюту будет убирать один и тот же стюард. Во время посадки он старается познакомиться со всеми «своими» пассажирами в тот момент, когда они впервые попадают в свою каюту. Если он не подошел к вам сразу, значит, он просто был занят с другими пассажирами и скоро придет познакомиться — ведь в сфере его ответственности находится несколько кают. При чем чем выше класс круизной компании, тем меньшее число кают обслуживает один стюард — а значит, делает это более качественно. Как зовут вашего стюарда, вы узнаете из карточки на столике перед зеркалом в вашей каюте.

Корабль

Там же в специальной папке вы найдете огромное количество материалов, которые помогут вам во время круиза: рекламные листовки и буклеты ресторанов, магазинов, казино, расценки на услуги спа-центра и салонов красоты, план корабля, список телефонов и — самое главное — круизную газету. Она представляет собой информационный листок (обычно на четыре страницы), в котором пассажиры найдут всю важную информацию о жизни на корабле в течение ближайших суток. В «передовице» есть информация — во сколько и куда корабль приходит, когда отправление, контактная информация агентов в порту, краткое описание порта стоянки и возможных экскурсий, важная информация от капитана. На второй и третьей страницах — расписание мероприятий аниматоров, выступлений артистов и музыкантов, работы ресторанов, магазинов, казино, салонов красоты, детских и юношеских клубов, спортивных мероприятий. Именно эта информация поможет пассажирам спланировать свой день с наибольшей пользой и получить максимальное удовольствие от круиза. На последней странице публикуется контактная информация всех служб корабля: от обслуживания в номерах до медпункта. Эта газета будет доставляться в каюту каждый вечер.

После того, как вы освоились в своей каюте, пора приступать к знакомству с кораблем. Прогуляться по верхним палубам, полюбоваться на вид порта со стороны моря, пройти по закрытым палубам и найти основные или самые интересные для вас помещения корабля: бары и лонжи, театры, спа, тренажерный зал, детские клубы, библиотеку, интернет-кафе и, конечно, сердце корабля — центральный атриум. Внутренние помещения корабля пассажиров-новичков порой так поражают, что у них перехватывает дыхание: увидеть такую роскошь и красоту на корабле они ну никак не ожидают. Все внутренние помещения современных кораблей разрабатывают ведущие архитекторы и дизайнеры мира, и круизные компании предоставляют им полную свободу творчества. Иногда корабли даже превращают в арт-галереи, украшенные авторскими работами: картинами, скульптурами, инсталляциями.

В самом начале каждого круиза есть одно обязательное мероприятие — учения по эвакуации. Пожалуй, это единственная обязанность пассажиров, но при этом она становится и первым развлечением на борту. По специальному звуковому сигналу все пассажиры отправляются в свои каюты, достают и одевают спасательные жилеты и отправляются на свое место на шлюпочной палубе. В этих учениях задействованы все, кто находятся на корабле: и команда, и пассажиры (даже из самых дорогих сьютов). Члены команды помогают пассажирам, указывая, куда им надо идти к месту их сбора на шлюпочной палубе. По приходу на место инструктор по безопасности информирует пассажиров о том, что необходимо делать в случае возникновения чрезвычайной ситуации. К сожалению, он это делает на одном языке — как правило, английском. По окончании инструктажа (все мероприятие занимает примерно полчаса) все возвращаются в каюту и оставляют там свои жилеты. Это мероприятие может на первый взгляд показаться обидно обязательным и скучным, но на самом деле таковым не является. Пассажиры знакомятся с соседями по каюте, фотографируются в красном спасжилете — в общем, веселятся, как могут. А по окончании учений наслаждаются завораживающим зрелищем выхода корабля из порта.

Наступает вечер, и с открытых палуб жизнь постепенно перетекает в закрытые помещения корабля. Начинается вечерняя жизнь: открываются магазины и казино, заполняются столики в барах, начинаются выступления артистов в лонжах и театрах. Это время, когда пассажиры находят для себя самые уютные места, завязывают знакомства и начинают ощущать ритм жизни корабля. Открытые палубы преображаются из полных жизни и энергии мест в романтические уголки, где так приятно провести немного времени на свежем морском воздухе, слушая крики чаек и любуясь лунной дорожкой.

Перед ужином — самое время немного посидеть в баре, выпить коктейль или кофе, послушать приятную музыку. Первый ужин обычно проходит на фоне некоторого утомления, вызванного дорогой и новыми ощущениями, полученными на борту. Персонал ресторанов на первом ужине старается не нагружать пассажиров какими-либо сильными впечатлениями: это просто ужин. После ужина можно еще немного посидеть в полюбившемся баре или прогуляться еще раз под звездами по верхним открытым палубам.

Первый день путешествия

Первый полный день на борту можно отдать под релаксацию: заказать завтрак в каюту и с собственного балкона посмотреть за вхождением корабля в порт. А после завтрака заняться собственным здоровьем: посетить тренажерный зал, поиграть в теннис или баскетбол или насладиться спа. Перед обедом — позагорать и покупаться в бассейне под ярким солнцем. Тем более, что во время стоянок большинство пассажиров сходит на берег и возле бассейнов хватает свободных лежаков. Пообедать можно как в основном ресторане «а-ля карт», так и в ресторане-буфете.

Если время стоянки корабля в порту позволяет, можно самостоятельно выйти в город и самостоятельно прогуляться немного неподалеку от порта, посетив небольшие магазинчики и посидев в кафе с видом на свой корабль.

Можно, конечно, и поужинать в городе, но это, во-первых — за дополнительные деньги, а, во-вторых, так можно пропустить прием у капитана и гала-ужин, которые проходят именно в этот вечер.

На капитанский прием дамы надевают свои вечерние наряды, а мужчины — строгие костюмы и идут в главный театр корабля. У входа в театр их встречает лично капитан, и у «круизеров» есть возможность сфотографироваться с ним на память. В театре пассажирам бесплатно предложат незатейливые напитки, а капитан со сцены представит своих ближайших помощников из команды: старших офицеров корабля, директора отеля (ведь лайнер это, по сути, все-таки отель для пассажиров), директора круиза (он отвечает за все развлечения и анимацию на борту) и шеф-повара. В зависимости от личности капитана это представление может приобрести форму шоу, но все-таки, говоря по совести, чаще всего это формальное представление ключевых людей из команды корабля, повторяемое капитаном на нескольких языках.

После приема все идут на ужин, где предлагается особое меню и создается атмосфера званого ужина: дамы в вечерних платьях и мужчины в элегантных костюмах ведут светские беседы, продолжают знакомства и рассказывают о первых впечатлениях. После ужина в главном театре проходит гала-представление, которое не стоит пропускать, потому что в этом шоу артисты показывают лучшее из своего репертуара. Это действительно феерическое представление.

Кое-кого это официальное мероприятие может испугать настолько, что он захочет совсем отказаться от отдыха в круизах. Но на самом деле оно необязательное. Круизные лайнеры огромны, и можно провести этот вечер так, что вы даже не заметите, что все эти торжественные события вообще происходят. Поужинать можно и в ресторане-буфете, и в альтернативном ресторане. А на гала-шоу пустят всех, а не только гостей в вечерних нарядах.

Продолжить вечер можно в лонже (более спокойный вариант), в казино (для азартных людей) или на дискотеке. К этому моменту уже сформировываются определенные компании, и этим праздничным вечером они все больше сплачиваются, возникают совместные планы на следующие дни и, скорее всего, именно с этой компанией вы будете в основном общаться все оставшееся время круиза.

Второй день путешествия

Два дня подряд проторчать на борту — значит не увидеть новые города. Потому день второй мы проведем на берегу. Любая круизная программа предлагает весьма солидный набор экскурсий в каждом порту на маршруте: от обзорных поездок на полдня до многочасовых экскурсий в города, достаточно удаленные от порта. Это могут быть не только экскурсии в привычном смысле слова, но и поездки на пляж, чтобы понырять с маской или просто позагорать на песке. Или, к примеру, гольф-туры, прогулки на яхтах, рафтинг. Некоторые экскурсии рекомендуется заказывать заранее, может быть, даже при бронировании круиза, потому что если в автобусах мест всегда предостаточно, то яхты бронируются круизными компаниями заранее и количество мест в них ограничено.

Можно скомбинировать организованную экскурсию и самостоятельную прогулку по городу. Пройтись по магазинам, посидеть в местных ресторанах и кафе, ощутить атмосферу, присущую этому месту. А это сделать в организованной экскурсии практически невозможно. В общем, весь день можно провести на берегу, разве что в целях экономии вернуться на борт пообедать.

Поскольку описание полноценного круиза продолжительностью хотя бы в неделю займет очень много места, будем считать, что наступающий после второго дня вечер — наш последний вечер в круизе.

В последний вечер на корабле устраивают таки мероприятия, чтобы пассажиры навсегда запомнили свой круиз. Это и распродажи в магазинах на борту, где золотые и серебряные цепочки продаются не на вес, а на длину, и карнавалы, где участвуют не только аниматоры корабля, но и непосредственно сами пассажиры, и еще один гала-ужин в основном ресторане с шоу официантов и поваров. В общем, феерия и веселье. Это сложно описать словами, а надо прочувствовать на личном опыте.

Последний день путешествия

Увы и ах: наш круиз подходит к концу, и пришло время подготовиться к сходу на берег. Вечером в каюту принесут багажные бирки. На этих бирках написано время, когда пассажиры выходят. Если вас это время не устраивает — например, вы торопитесь на трансфер в аэропорт или, наоборот, вам торопиться некуда, и вы хотите подольше поспать, подойдите к своему стюарду и попросите поменять время схода на берег. Никаких проблем это для него не создаст.

Чтобы вашим багажом занялись службы корабля, вам необходимо прикрепить бирки на каждое место вашего багажа и до ночи выставить его за дверь каюты в коридор. Ночью его заберут и перенесут в багажное отделение, а по приходу в порт отправят в зону выдачи багажа в порту. Вы его возьмете с ленты точно так же, как это происходит в аэропорту, только в определенное время, указанное на багажных бирках.

Примерно в час ночи ваша круизная карта перестает работать в качестве средства оплаты. Это не значит, что вы не сможете выпить коктейль в баре — просто теперь вы оплатите его за столиком наличными. После приостановки действия круизной карты распечатают ваш итоговый счет и положат в почтовый ящик у двери вашей каюты. Утром вы его проверите и, если все нормально, погасите его. Если вы при регистрации выбрали форму оплаты с кредитной карты, достаточно просто подписать счет и отдать его на «ресепшн», если вы выбрали оплату наличными, надо подойти к специально оборудованной кассе и оплатить остатки. Если что-то в счете вас не устраивает, его можно оспорить на «ресепшн», приведя в доказательство чеки, которые вам давали при совершении каких-либо покупок. Ошибки, пусть крайне редко, но все же случаются.

Немаловажный момент — чаевые персоналу корабля, который обслуживал лично вас: стюарду каюты, официантам и метрдотелю. Размер чаевых зависит от продолжительности круиза, региона плавания и политики круизной компании. Эту информацию можно найти на официальных сайтах круизных компаний или узнать у туроператора. В последнее время большинство круизных компаний ввели сервис «предоплаченных чаевых». Их можно включить в счет при бронировании каюты.

Утром в день высадки буфет-ресторан работает в обычном режиме, обычно часов до 11, так что вы можете спокойно позавтракать (никто денег за это требовать не будет), а вот если решите попить кофе непосредственно перед сходом на берег, то оплатите это на месте наличными. В установленное время вы выходите в порт, получаете свой багаж, проходите таможенный и иммиграционный пост. На этом наш виртуальный круиз заканчивается: спасибо, что были с нами!

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи