Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Москва — 2020

87 02 ноября 2011

Через 9 лет столица хочет в два раза больше гостей

Почти 7 миллионов туристов в 2016 (причем половина — из дальнего зарубежья), статус ведущего туристического направления в 2018 и, наконец, удвоение турпотока в 2020. Все это — вехи стратегического плана развития туризма в столице, недавно одобренного правительством Москвы. Плана амбициозного, но вполне реального, как считает председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько.
Шпилько Сергей
Сергей Шпилько

Проект программы по развитию туризма в Москве обещает, что в 2016 году столица примет в общей сложности 6,8 млн. туристов. Не слишком ли смелые планы?

Нет, это вполне реально. Ежегодно через московские аэропорты прибывает около 4 млн. иностранцев. Примерно столько же останавливается в гостиницах. Приезжающие на автобусах и железнодорожным транспортом в эту цифру не входят. То есть реальное количество гостей в российской столице гораздо больше, чем показывает официальная статистика.

Надо иметь в виду, что в соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности», туристом считается лицо, временно въехавшее на срок более 24 часов или с ночевкой, но менее чем на полгода с культурно-познавательными, культурно-спортивными, деловыми, религиозными и иными целями, не получающее дохода от местных источников. Другими словами, почти всех, кто приезжает в Москву, кроме трудовых мигрантов, беженцев и нелегалов можно считать туристами.

Другое дело, что цифра в 4, или даже 5-6 млн. иностранных туристов для такого города как Москва — мягко говоря, небольшая, и над ее увеличением еще работать и работать.

Туризм — сфера рыночных отношений, его нельзя развивать только как социальный проект, город вправе рассчитывать на отдачу, в том числе в виде соответствующих налоговых поступлений в бюджет. Я уверен, что у Москвы есть все шансы войти в десятку крупнейших городов мира с весомыми доходами от туризма. Однако сегодня у нас нет объективных статистических данных не только о числе туристов в Москве, но и о том, сколько они тратят, сколько город зарабатывает на туризме. Даже разработка необходимых для соответствующих расчетов методик — отдельная, сложная задача, не говоря уже о сборе самой информации и оценке мультипликативного эффекта от развития туризма. Речь идет не только о совершенствовании статистики в части турпотоков и финансов, но и данных об инвестициях, занятости, движении основных фондов. Пока доходы от турбизнеса учитываются, главным образом, по налоговым поступлениям от гостиниц, большинство из которых попадает в федеральный бюджет.

У нас состоялась плодотворная встреча с руководством Минспорттуризма и Ростуризма, на которой говорилось о том, как объединить усилия для разработки методик оценки результатов работы туротрасли. Если удастся это сделать в Москве, Ростуризм сможет распространить полученный опыт на другие регионы.

Что, на ваш взгляд, нужно сделать прежде всего? На данном этапе — «подтянуть» уровень развития культурно-познавательного туризма. Сейчас Москва является российской столицей двух видов туризма — делового и речного круизного. Это не значит, что, например, с развитием MICE-индустрии нет проблем. Не хватает современных конгресс-площадей, мешает визовый режим и т. д. Но средний уровень загрузки отелей в высокий деловой сезон (осенью и весной) составляет около 60 %. А летом, на новогодние каникулы он падает до 40 %, а то и ниже. То есть гостиницы простаивают в период высокого сезона поездок с целью отдыха и развлечений. Отсюда вытекает задача увеличения массовых рекреационных турпотоков, что невозможно сделать без популяризации Москвы как туристического направления. Иными словами, речь идет о схеме продвижения города как туристского центра: «увеличение спроса на поездки — рост предложения».

Между тем, Москва стабильно лидирует во всевозможных рейтингах дороговизны отелей. Да и бюджетных объектов размещения в столице явная нехватка.

С этими рейтингами не все так однозначно. Они составляются в основном по цене «от стойки» отелей бизнес-класса. А рассчитывать надо по фактическим продажам и дифференцировать по звездности.

Летом, например, многие отели 4-5* принимают тургруппы через туроператоров. При этом стоимость туродня без учета цены авиабилета варьируется в диапазоне от 100 долларов до 100 евро, включая питание, экскурсии, трансфер. То есть соотношение «цена/качество» в самой Москве для туриста в таком пакете — лучше не придумаешь. Что же касается летних цен в бюджетных гостиницах туристического класса, в среднем, по данным соответствующего мониторинга, они составляют около 2000 рублей, хотя можно найти номер и за тысячу. А в хостелах цена начинается от 500 рублей, так что дороговизна московских отелей, по крайней мере, в высокий сезон группового туризма — это миф, с которым пора расставаться.

Другой миф — низкий уровень гостиничного сервиса. В Москве сегодня представлено абсолютное большинство мировых гостиничных брендов, причем их присутствие расширяется и в сегменте управления трехзвездочными отелями, например, на московский рынок недавно вышла сеть Best Western. Как известно, управление сервисом в сетевых отелях осуществляется по единым стандартам качества, что в Москве, что в Нью-Йорке, что в Куала-Лумпуре.

Другое дело, что большинство отелей бизнес-класса построено или реконструировано в последние два десятилетия. А большинство гостиниц эконом-класса открывались еще в советское время и нуждаются в реконструкции. Например, остро стоит вопрос их кондиционирования. Так что в этом смысле проблема действительно есть, но растет и интерес инвесторов к этой категории средств размещения.

Что же касается гостиниц эконом-класса, то в Москве их действительно не хватает, но реальная картина лучше статистической. По официальной статистике, в Москве 215 гостиниц и иных средств размещения, а даже предварительный анализ показал, что их значительно более 300. За бортом статистического учета оказываются в основном бюджетные средства размещения — хостелы, мини-отели, а также гостиницы, встроенные в торговые, развлекательные, спортивные комплексы и, как правило, находящиеся на их балансе. То есть, как правило, те же бюджетные места.

В мае мы развенчали еще один миф — о том, что в Москве хостелов раз-два и обчелся. На тот период их было 45 на 2300 мест, в подавляющем большинстве они в центре города. С тех пор открылось еще больше десятка. Очередной открывается на Садово-Кудринской улице, в нескольких минутах ходьбы от площади Маяковского.

Вопрос строительства новых отелей — это в первую очередь вопрос поиска новых площадок и зданий под реконструкцию, улучшения инвестиционного климата, над чем сейчас активно работает Правительство Москвы. У нас в комитете находится несколько интересных проектов создания гостиничных сетей эконом-класса, в том числе модульных, быстро возводимых отелей, а также гостиниц с весьма комфортным номерным фондом и минимумом инфраструктуры, хорошо зарекомендовавших себя в Скандинавии. Наш комитет «передает» эти и другие проекты в градостроительный комплекс города, где с инвесторами работает уже Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. В непосредственной компетенции нашего комитета — стратегия развития гостиничного хозяйства столицы и работа с уже действующими отелями.

Поговорим о «внутренних конкурентах» Москвы как туристического направления, прежде всего — о Санкт-Петербурге. Считается, что в плане достопримечательностей он гораздо интереснее столицы.

Питер и раньше был более привлекательным городом в экскурсионном отношении. В последние годы он совершил качественный скачок в процессе своего формирования как туристического направления, отчасти благодаря динамичному развитию морских круизов. Москва, по большому счету, тоже созрела для такой трансформации.

Расширяется первый эшелон объектов показа, в который вошли столичное метро, парковый комплекс музея-заповедника «Коломенское», «Бункер Сталина» на Таганке, появилось множество новых интересных музеев, а существующие обновляют экспозиции. Обновляются экскурсионные программы, событийный ряд. Меняет формат «Широкая Масленица», набирает популярность Фестиваль военно-духовых оркестров «Спасская башня». В начале сентября мы проводим первый крупный Фестиваль военно-исторических реконструкций, это одна из немногих незанятых пока ниш на мировом событийном рынке. В октябре в городе впервые состоится Фестиваль света.

В общем, многое делается для того, чтобы вдохнуть в столичную индустрию гостеприимства новую жизнь. В том числе с точки зрения создания условий, привычных для туристов в других мировых мегаполисах: это современная система ориентирования для туристов в городе, городской туристический Интернет-портал, туристские информационные центры, колл-центр и т. д., вплоть до туалетов. Каждая из этих задач, казалось бы, немудреная, но, с учетом проведения конкурсных процедур по 94-му Федеральному Закону и создания соответствующей нормативной базы, год-другой на это понадобится.

В общем, делается многое, но этого недостаточно. По сути мы только приступаем к ребрендингу города как туристического центра.

Очевидно, что для выполнения поставленных задач Комитет по туризму просто обязан находиться в тесном взаимодействии с другими комитетами Правительства Москвы.

Мы работаем со многими структурными подразделениями Правительства Москвы — с градостроительным и транспортным комплексами, с Департаментами средств массовой информации и рекламы, социальной защиты населения, культуры, образования. Органично выстраиваются отношения с Минспорттуризмом, Ростуризмом, Минрегионом — в общем, со всеми ведомствами, имеющими отношение к туротрасли на городском и федеральном уровне.

Палки в колеса нам пока не ставят. Другое дело, что реализация любого проекта требует длительных процедур согласования, выпуска распорядительных документов. Взять, казалось бы, не самый сложный вопрос — организацию стоянок для туристических автобусов. Двадцать лет автобусы останавливаются в одних и тех же местах, группы туристов высаживают, а водителей штрафуют. Мэр дал четкое указание: вопрос решить. Турбизнес определил места, где надо организовать остановки и парковочные стоянки в первую очередь. Хотели управиться к сезону, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры вместе с нами взялся за работу, но процесс согласования с различными инстанциями, вопрос разработки и утверждения схем занял несколько месяцев. А еще предстоит разработка техзаданий балансодержателями, проведение конкурсных процедур, сама разметка и вывешивание знаков... То есть, как ни крути, а если действовать по закону — еще несколько месяцев работы.

Москва — город большой и сложный. Ставка в первую очередь делается на решение масштабных логистических проблем, которые актуальны не только для приезжих, но и для самих москвичей — комплексной застройки, ЖКХ, паркового хозяйства. Что касается отдачи, то торговля, транспорт, промышленность и финансовый сектор приносят в городскую казну доходов больше, чем туриндустрия. Поэтому нереально ждать, что Правительство Москвы, отложив все, сосредоточится на развитии туризма.

Соответственно и в программе развития отдыха и туризма центр тяжести приходится на развитие городского рекреационного хозяйства, включая парки, обустройство дворов, учреждений культуры, спорта и т. д. При этом тема гостиничного строительства в значительной степени уходит в городскую программу «Жилище». Денег на развитие собственно туризма, не считая инвестиции, выделяется, может быть, и меньше, чем хотелось бы — на этот год порядка 270 млн. рублей. Но, прежде чем претендовать на большее, необходимо обеспечить эффективное использование уже выделенных средств. А это для нашего небольшого комитета, которому придано теперь еще и гостиничное хозяйство и в котором пока не закончилась реорганизация — задача непростая. Решать ее будем вместе со столичным турбизнесом и гостиничным хозяйством. Опыт работы в Российском Союзе Туриндустрии и госструктурах на федеральном уровне мне здесь большое подспорье. И, возвращаясь к городским госпрограммам: в общей сложности их 17, и все они прямо или косвенно работают на развитие туризма.

Сергей Шпилько

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи