Когда у нас начнутся улучшения экономике, политике и взаимоотношениях с западными странами. Когда будут разрешены выезды различным категориям туристов, которым они на сегодняшний день запрещены, тогда и будет восстанавливаться спрос.
Естественно, популярными будут наиболее дешевые направления — это Россия, Абхазия, Египет, Болгария, Черногория. Спросом будут также пользоваться дешевые азиатские направления, такие как Таиланд. Популярна будет и Турция, если простимулирует вывоз государственными или полугосударственными инвестициями турецких туроператоров. Европа – нет.
Объемы, естественно, сокращаются. По ряду направлений спрос все же растет, например по России и Абхазии мы увеличиваем объемы. Черногорию сохраняем на уровне прошлого года. А объемы Западной Европы, безусловно, оптимизируем и сокращаем.
Конечно, сильно упала. В силу неопределенности экономической и политической ситуации люди сейчас стараются бронировать туры уже ближе к вылету.
По российским направлениям дела обстоят лучше. Большая часть продаж, которые у нас сейчас идут — это Россия, Абхазия — здесь люди чувствуют себя более уверенно. И знают, что цены по ним не будут колебаться из-за изменения курса.
Да, безусловно — в первую очередь в цене. Стоимость туров сейчас в приоритете. Но не стоит ожидать, что граждане, у которых сохранилось разрешение на выезд и которые привыкли отдыхать в лучших отелях мира, получат тот же самый сервис и на российских курортах. Существуют примеры, когда люди, которые относятся к государственным или полугосударственным структурам, выкупают себе чуть ли не целые этажи в дорогих средствах размещения в Краснодарском крае и размещают там свою прислугу. Они организуют себе некое подобие того отдыха, к которому они привыкли, скажем на Сардинии или на берегу Франции. Они берут с собой своих поваров, свою прислугу и организуют маленький Лазурный Берег.
Но это естественно единицы. В основном, повторю, цена в приоритете перед качеством, а по цене отечественные курорты чувствуют себя прекрасно. Наш сервис улучшается, но пока отстает от того, к чему люди привыкли в Турции или Греции.
Мы усиливаем наши позиции в России и здесь у нас достаточно много программ по средствам размещения, с которыми мы естественно ранее заключили контракты и сейчас активно продаем. И, кроме того, мы усиливаем нашу технологическую составляющую — это «онлайн экспресс» и еще один онлайн проект, который мы сейчас будем выводить на рынок и который появится, наверное, уже в апреле месяце.
Нет, по «онлайн-экспрессу» они тоже снизились, но, кстати, не так сильно, как пакетные туры. Безусловно, этот проект ориентирован на агентства, а у них клиентов стало меньше, в январе-феврале спрос был критическим. Разумеется, это отразилось на продажах «онлайн-экспресса». Но все же ниша оказалось более устойчивой по сравнению с пакетным и организованным отдыхом.