Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Когда ждать e-туристов?

224 05 декабря 2008

Выбирая тему для очередного «монстрариума», мы первым делом закинули куда подальше вопросы про «фиги» и прочие последствия нового Закона о туризме: сейчас за такое в приличном обществе можно получить не менее приличную зуботычину. Затем мы в срочном порядке расставили принтеры и системные блоки в офисе по фэн-шую, расстелили коврики для медитации, заварили в калебасе матэ, отключили телефоны и аськи, остановили сервер и внутренний диалог с самим собой.

В наступившей непривычной тишине тут же стали отчётливо слышны звуки, которые в суетном коловращении жизни обычно не замечаешь: шёпот листвы за окном, приглушённые стеной крики сисадмина из соседнего офиса (сервер был не только нашим), страстное голубиное курлыканье на излёте лета и гул самолёта, заворачивающего на посадку в «Домодедово».

Как это и должно быть, решение пришло само собой. А интересно (синхронно подумали мы), сколько пассажиров в этом «Ту» (в этом «Боинге» — тут мнения разделились) летят по электронным билетам? И не менее интересно, что скажут операторы, агенты (а также один постановщик проектов, который, возможно, сейчас как раз и летит этим самым «Ту-Боингом» на историческую родину) о перспективах появления на российском туррынке полноценных электронных путёвок?

Через пять минут телефоны-аськи были включены, админ успокоен глотком матэ, а по линиям оптоволоконной связи веером разлетелись e-письма вот с таким e-вопросом:

Примерно полгода назад в России началась активная продажа электронных билетов сразу несколькими авиакомпаниями. Оценивать результаты в цифрах пока рано, но уже сейчас можно сказать, что «e-билеты» пришлись по душе пассажирам: удобства новой схемы оценены, а их «нематериальность» не стала для большинства критичным моментом.

Иными словами, схема продажи через интернет одного из компонентов туров, перелёта — уже действует. Насколько, на ваш взгляд, реально появление в России (в массовом порядке) «электронных путёвок», то есть продажи турпродукта целиком и полностью через интернет? В какие сроки это может произойти? И если развитие рынка пойдёт по этому направлению — что ждёт турагентства?

Агафонов Сергей
Сергей Агафонов, генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок»
Я бы разделил вопрос на две составляющие: первое — продажу путёвок через интернет и второе — электронную выписку документов, входящих в турпутёвку. Начну со второго. Одним из первых серьёзных шагов к продаже путёвок через интернет будет электронная выписка документов. Чтобы такой переход произошёл в массовом порядке, к нему обязательно должно быть готово программное обеспечение значительного числа туроператоров. И в этом году несколько туроператоров уже начали практиковать выписку документов (авиабилет, ваучер, страховка) не у себя в офисе, а в офисе турагента — с помощью своего программного обеспечения.

А вот для того, чтобы продавать путёвки через интернет, одного лишь «софта» недостаточно. Здесь нужны изменения в законодательстве. Сейчас, чтобы купить любую путёвку, покупатель должен поставить оригинал своей подписи на документах. Как можно это сделать, если клиент находится в Норильске, а агентство, продавшее тур — в Москве? Если оригинала подписи клиента нет, то сделку впоследствии могут признать недействительной — со всеми вытекающими.

В какие сроки может произойти такое изменение законодательства? Отвечу: сразу же после принятия закона об электронной подписи. Впрочем, если развитие рынка пойдёт по такому направлению, турагент без работы всё равно не останется. Приведу пример: когда человек покупает авиабилет, он точно знает, что ему нужно из точки А перелететь в точку В такого-то числа. Большинство клиентов, которые сегодня приходят в турагентство не знают, где они хотят отдохнуть и какой отель им стоит выбрать. Потенциальному туристу нужно проконсультироваться, поговорить с менеджером, который был в той стране, куда он планирует поехать отдохнуть. И, на мой взгляд, у агентов есть ещё как минимум три года до того момента, когда что-то сможет начать кардинально меняться. Тем не менее, доля так называемых «прямых продаж» — продаж без участия агента, будет пусть медленно, но всё же расти в течение всего этого времени.

Бадалова Мария
Мария Бадалова, заместитель генерального директора Coral Travel
Прежде всего, хочу отметить, что системы электронных продаж давно и успешно функционируют в Европе и в Северной Америке. Уже 10-15 лет европейцы имеют возможность покупать туры через интернет. При этом в Германии, например, насколько мне известно, работает порядка 17 000 турагентств. Они никуда не исчезли, не прогорели и не закрылись. Более того, там же, в Германии, большими объёмами выходят печатные туристические каталоги: их количество рассчитывается таким образом, чтобы каждый турист мог получить свой личный экземпляр. То есть на 500 тысяч потенциальных (только потенциальных!) туристов как раз полмиллиона каталогов.

Иными словами, людям просто необходимо живое человеческое общение. Кроме того, именно от турагентов они получают дополнительную информацию по путешествию, по стране, могут задать любые дополнительные вопросы и так далее. Да и просто при покупке тура в агентстве туристы более уверены в его качестве.

Наша компания в ближайшее время не планирует переходить на продажи путёвок туристам через интернет. Мы как работали с турагентствами-партнёрами, так и продолжим работать по той же схеме. Но и в дальнейшем, по мере внедрения новых технологий, если и будет введена продажа туров через интернет, мы в любом случае будем строить свою работу таким образом, чтобы наши уполномоченные агентства «получали» своих туристов. Уверена, что наши агентства — необходимое и важное звено при продаже туров прямому потребителю.

Бахтин Сергей
Сергей Бахтин, генеральный директор ITS
По такой схеме — схеме электронных путёвок — наша материнская компания в Германии работает уже не первый год. Все документы либо турист, либо агентство (если клиент предпочитает доверить работу по выбору тура и бронированию агентству) получает через интернет и просто распечатывает на принтере. И билет, и турпутёвку, и ваучер, и страховку. В России туроператоры придут к этому сразу же, как только появятся электронные авиабилеты на чартерные рейсы. Я думаю, ряд авиакомпаний предложит таковые уже к следующему сезону. Я говорю именно о чартерных рейсах, а не о регулярных.

Уже сейчас мы можем «отдать» выписку страхового полиса и ваучера любому клиенту. Однако наше законодательство ещё не готово к тому, чтобы турпутевка также выписывалась бы через интернет, автоматически. И это, наверно, единственное слабое звено, потому что оно требует изменений в новом законе о туризме и положений о турпутёвке.

Ванд Татьяна
Татьяна Ванд, генеральный директор «Ванд интернэшнл»
Перспектива электронной путёвки прослеживается так же, как и внедрение электронного авиабилета в США в 1996 году, когда появились первые «e-билеты». Но препятствием для этого в нашей стране может стать законодательная база. Поэтому надо посмотреть, с какими трудностями столкнутся турагентства и потребители на «западе», а также иностранные компании в РФ, после чего скорректировать законы и попробовать внедрить новшество, начиная с низкого сезона. Такой переход будет легче преодолён, так как наши сограждане уже научатся верить «электронике» на примере авиабилетов.

Зотова Татьяна
Татьяна Зотова, коммерческий директор «Лабиринта»
Действительно, с каждым годом туризм становится всё более технологичной отраслью бизнеса. Если пять лет назад об online-бронировании говорили как о «прекрасном далёком», то сегодня большинство крупных туроператоров основную часть заявок получают именно так. Технологии становятся главным конкурентным преимуществом.

С внедрением электронного билета у туроператоров появилась возможность формирования полного пакета документа и его доставки агентству по электронной почте или через свой сайт. Хотя это касается только так называемых «безвизовых» стран: на туры в другие страны и туристам, и агентствам всё так же нужно готовить документы для оформления визы и передавать их вместе с заграничными паспортами в офисы туроператоров. «Электронные визы», к сожалению, пока не появились...

Но даже для «визовых» стран появление электронного билета оказалось способным решить многие проблемы. Во-первых, агентство больше не «привязано» к выписке бумажных билетов туроператором — процессу, который, как известно, может занять много времени. Во-вторых, если агентство заранее сдало документы на визы и заранее получило паспорта туристов, то ему больше не нужно ехать в офис оператора, чтобы забрать оставшиеся документы: ваучеры на отель, авиабилеты, страховки можно распечатать на сайте туроператора, используя уникальный номер своей заявки. Поэтому я не удивлюсь, если ещё через пять лет «электронная путёвка» будет таким же обычным явлением, каким сейчас стало бронирование туров online.

Что касается продажи турпродукта полностью через интернет, то не думаю, что объём таких продаж превысит 10-20%. Ведь в этом случае клиенту необходимо чётко представлять, в каком отеле он хочет остановиться, какой вариант перелёта или переезда будет наиболее оптимальным по цене и качеству.

К сожалению, в нашем обществе существует чёткий стереотип, что туризм — это не наука, ему не нужно учиться. Почти каждый турист уверен, что он знает если не больше, то, по крайней мере, ровно столько же, сколько турагент и туроператор вместе взятые, и при случае мог бы организовать себе поездку и самостоятельно. На самом деле в туризме, как и в любой другой отрасли, есть свои законы, своя терминология, своё профессиональное знание. При выборе турпакета клиент выбирает не только курорт и отель, но и вид перелёта, варианты страхования, экскурсионную программу. И, конечно, немалую роль играет опыт агента, который посмотрел и сравнил множество стран, курортов, имеет чёткое представление, чем один тур отличается от другого, на каком курорте будет интересно молодёжи, а какой подойдёт для семьи с детьми — и так далее.

Посмотрите на ту же «прогрессивную» Америку, Европу. Online-бронирование туров, авиабилетов и отелей находится там, казалось бы, на пике своего развития, но турагенты работают, как и прежде: помогают, советуют и даже выбирают за клиента. Там чётко знают: любое дело лучше доверить профессионалам, в том числе и организацию турпоездки.

Кобищанов Тарас
Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского экспресса»
Такая возможность вполне вероятна. Думаю, что в первую очередь «дистанционная» продажа туруслуг коснётся «безвизовых» направлений, а также бронирования отдельно гостиничных номеров. Если говорить о сроках и технологии внедрения таких продаж, то, думаю, нам нужно смотреть, какими темпами это происходит в Европе, прибавив 2-3 года из-за общего отставания нашей туриндустрии, а также традиционного недоверия россиян к электронным платежам. Пострадают ли из-за этого агентства? Да, но потеря подобных «продвинутых» туристов компенсируется появлением нового слоя клиентов, которым потребуется профессиональная помощь турагента. Не будем забывать, что пока, по данным ВЦИОМ, заграничные путешествия может позволить себе лишь чуть больше 3% наших соотечественников, и перспективы роста у рынка — огромные.

Конколь Евгения
Евгения Конколь, президент группы компаний «Спектрум»
Вопрос продажи через интернет турпродукта в целом, а не только авиабилета — достаточно сложный и спорный. Авиабилет — собственность авиакомпании, и ответственность за качество предоставленных по нему услуг несёт перед пассажиром только авиакомпания. Выписка билетов уже давно во многом автоматизирована. В цепочке «авиакомпания — агент (билет) — пассажир» влияние человеческого фактора минимально. Все агенты работают в определённых, общих для отрасли автоматических системах бронирования. Причём ресурс системы бронирования находится исключительно в компетенции авиакомпании, агенты допущены лишь к её определённым опциям. Поэтому использование e-tickets вполне закономерно. Оно упрощает процедуру продажи, облегчает отчётность агентства перед перевозчиком, позволяет генерировать список пассажиров, что, в свою очередь, упрощает регистрацию и так далее.

На туррынке ситуация иная. Турпутёвку на сегодняшний день могу выписывать и операторы, и агентства. Роль человеческого фактора в этом сегменте очень велика, как велико и разнообразие программных комплексов автоматизации турофиса, используемых участниками рынка. О каком бы то ни было единообразии, а тем более — централизации говорить не приходится. Поэтому сегодня введение в оборот электронных путёвок нецелесообразно. Это нововведение будет оправдано в том случае, если продажа путёвок будет исключительно в компетенции оператора, он будет управлять единой электронной системой, и он же единолично будет нести ответственность за свой продукт перед клиентом. Так что агентства могут спокойно работать по старым схемам, не ожидая никаких революционных преобразований. К тому же, чтобы внедрить электронную систему продаж, необходимо принятие ряда законодательных решений на федеральном уровне. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в ближайшие 2-3 года внедрение электронных путёвок маловероятно.

Кузнецов Эдуард
Эдуард Кузнецов, президент холдинга «Мегаполюс турс»
Я считаю, что появление электронных путёвок абсолютно реально. Как только появится возможность выписки электронных билетов на чартерные направления, думаю, реакция рынка не заставит себя долго ждать. Уже сейчас некоторые операторы предлагают агентствам частичную выписку документов через сайт в автоматическом режиме. Данная схема у нас сейчас в стадии разработки, так что мы тоже готовимся к грядущим переменам.

Если же говорить о сроках, то технически введение «e-путёвок» не займёт много времени, программное обеспечение уже сейчас позволяет решать и более сложные задачи. Вопрос в том, как грамотно предусмотреть различные варианты изменений в бронировании и аннуляции после выписки документов. Но это тоже не самая большая проблема: предполагаю, что полноценный переход на автоматическую электронную выписку путёвок может занять максимум 2-3 месяца после её введения.

Что ждёт турагентства? С одной стороны — то же, что и в Европе. Они будут выполнять сопутствующую функцию. А туристы, предпочитающие самостоятельно организовывать своё путешествие, будут рады воспользоваться такой возможностью. Но, с другой стороны, в России очень велика доля людей, которые предпочитают услышать совет, лично поговорить с менеджером об отпуске, задать вопросы. Они не доверяют машине планирование своего отпуска. И таких людей в России пока большинство, поэтому ещё лет десять турагентства могут не переживать относительно «живых» клиентов.

Лыжов Кирилл
Кирилл Лыжов, генеральный директор Intravel-Stoleshniki
Во-первых, если мы говорим о продажах массовых, то продажи «е-билетов» через интернет массовыми пока ещё не стали, основные продажи по-прежнему ведутся через кассы. Юридической базы для «электронных» продаж нет, а как медленно у нас работает система законообразования и отладка документооборота, всем известно. Поэтому электронные путёвки в массовом понятии — дело уж точно не ближайших лет. Мы согласны, что когда-то все туры путешественники смогут покупать путём online-бронирования прямо на сайте производителя турпродукта. И в связи с этим, будущее турагентств это, скорее всего — консалтинговые услуги. Ведь туристы в любом случае привыкли к общению с живым менеджером, им нужны его советы при выборе того или иного курорта.

Макарова Светлана
Светлана Макарова, член правления СТА и генеральный директор «Горячих туров»
Законопроект «электронная путёвка» в настоящий момент разрабатывается, и для его дальнейшей реализации потребуются изменения в российском законодательстве. Конечно, по схеме своей работы электронная путёвка во многом похожа на электронный билет. Однако разработка такого законопроекта — вещь долгая и кропотливая, так как надо учесть всю специфику туристического рынка, чтобы понять механизм действия нововведения. И опять же, речь, скорее всего, будет идти о продаже туристических путёвок в страны, не требующие оформления визы. Что же касается «визовых» стран, то здесь придётся пройти длительный путь, прежде чем можно будет легко и просто заполнить документы на визу, отправить их в режиме online — и быть уверенным в том, что твой отдых сорвётся в последний момент из-за отказа по необъяснённым причинам.

Внедрение нового проекта поможет сделать процесс оформления тура проще и удобнее:

  • Возможность привлечения туристов и различных регионов, областей, городов, а также из зарубежья (ближнего или дальнего). В этом случае интернет как средство рекламы — вне конкуренции (несложно подсчитать, во что обойдётся, хоть сколько-нибудь широкая рекламная кампания в прессе хотя бы в масштабах области).
  • Система предварительных заявок позволит клиенту, находящемуся в любом городе, оформить и оплатить путёвку, не прибегая к услугам турагентств, долгим переговорам и прочим действиям, сам факт необходимости которых может заставить его искать более простые пути организации отдыха.
  • При оформлении заявки турист может спокойно изучить информацию, не спеша рассчитать и составить программу своего отдыха с учётом всех возможных вариантов проживания, питания и развлечений.
  • Для оформления и оплаты заявки через интернет клиенту не нужно контактировать с работниками турфирм — соответственно снижается нагрузка на менеджеров турфирм, работающих предварительно с клиентами.
  • Опосредованно решается проблема «свободных мест» в пиковые периоды. Фактически большинство клиентов едет в это время наугад, и отсутствие свободных номеров ставит их в весьма затруднительное положение. Просматривая туроператорские сайты, клиент сможет увидеть реальную загрузку в любой интересующий его промежуток времени.

«На бумаге» всё вроде выглядит не так уж и сложно, но вот когда дело дойдёт до практики... Наш российский турист всегда любит найти крайнего и обратиться к нему, если его во время отдыха что-то не устроило — а здесь всю ответственность за выбранный тур он несёт самостоятельно! В настоящий момент в федеральном Законе о туризме есть чёткое разграничение ответственности по оказанию туристических услуг, в котором ответственность за качество подбора тура ложится на турагентство, которое предложило туристу конкретную страну, и тем более — конкретный отель. Если, конечно, турист заранее не подобрал его себе самостоятельно. Также все претензии по ненадлежащему исполнению услуг по туру могут подаваться только при наличии договора и подтверждения оплаты данного тура (требования фингарантов).

Немаловажным остаётся и сам процесс подбора тура по запросам клиента: в руках опытного менеджера сосредоточена не только доступная для пользователей информация, но и его личные, годами накопленные знания по странам и отельной базе. Фактор личного присутствия играет немаловажную роль.

Как быстро российский турист «в массовом порядке» осознает, что отдых за границей — это так же легко и просто, как покупка электронного билета (но — с необходимостью выбирать всё самостоятельно)? На это, по моему мнению, потребуется не менее пяти лет.

Михеева Екатерина
Екатерина Михеева, руководитель департамента продвижения группы компаний «Путешествуй!»
Наша компания давно внедрила возможность бронирования типовых туров через интернет. Единственная причина, по которой туристу необходимо приезжать в офис — это оплатить тур и забрать авиабилеты. Остальные документы клиент получает через интернет, если ему это удобно. С введением «e-билетов» ситуация упростилась существенно, особенно в плане работы с турагентствами, которые теперь, пользуясь личным кабинетом системы online-бронирования, могут забирать весь пакет документов, в том числе и авиабилеты.

Выгоды для агентств очевидны: экономия времени и значительное сокращение затрат при ведении электронного документооборота, необходимого для отправки туриста. А так как оплата чаще всего происходит по безналичному расчёту в рамках заключённых договоров, то всё общение агентства с туроператором происходит в режиме online. Это означает появление большей свободы действий, существенное расширение географии предоставления услуг и переход на качественно иной уровень взаимодействия.

Продажа туров потребителям online пока имеет одно существенное ограничение — необходимость оплаты через интернет. Уровень доверия, который существует в России по отношению к электронным платёжным системам, ещё недостаточен, а стоимость турпродукта зачастую довольно высока, и не каждый готов оплатить тур своей банковской картой на сайте оператора.

Я думаю, что как только использование банковских карт в глобальной сети станет для нас абсолютно привычной процедурой, турпродукт будет целиком и полностью реализовываться через интернет. А работа успешного туроператора будет сводиться к грамотному формированию продукта и организации взаимодействия с конечным потребителем услуг, способствующего оптимальной организации отдыха.

Озолинь Андрей
Андрей Озолинь, постановщик проектов
Я не сомневаюсь, что продажи путёвок через интернет — это мощный тренд и основной будущий способ реализации турпродукта. Издержки розничной реализации высоки (10-15% стоимости путёвки). Без претензии на точность, можно прикинуть именно порядок этого рынка. Если предположить, что путёвки сегодня покупают около четырёх миллионов человек в год и принять, что комиссия агентства составляет 100-150 долларов «с головы», то розничному агентскому рынку достаётся не меньше 500 миллионов долларов. Сегодня это деньги турагентств. Не меньше трёх четвертых этой суммы — зарплата турагентов и аренда офисов. Но на эти деньги претендуют туристы, которые при прочих равных выберут то, что дешевле, а также туроператоры, которые оставляли бы комиссию себе. Часть заберут, конечно, сервисы дистанционных продаж: рекламные и IT-компании, а также организаторы приёма платежей.

Все понимают, что сегодня продажи электронных путёвок уже идут. Значит, сегмент энтузиастов их уже покупает. Но вехами, предшествующими действительно массовым online-продажам, станут:

  1. Укрупнение операторского рынка и более ответственное квотирование продукта: предметом массовой купли-продажи может быть не мягкое намерение купить-продать, а твёрдое право. Сделка должна стать гарантированной. При переходе к массовому рынку очень желательно страхование сделок.
  2. Хотя бы один сетевой банк из первой десятки должен провести рекламную кампанию «Наши платежи в интернете безопасны, потому что...». Именно известные банки должны это заявить. Продвинутые пользователи уже знакомы с платёжными решениями и не опасаются таких покупок, но для массового рынка нужен голос из первой десятки.
  3. Оператор из первой пятёрки должен доверительно и доступно рассказать про то, как покупать — примерно как это делал «Аэрофлот», рекламируя электронный билет. У туроператоров есть для этого отличный якорь: «Это как билет Аэрофлота, только путёвка». Целевая ко-брендинговая рекламная программа «банк + туроператор» — сильный ход в установлении доверия к дистанционным продажам.
  4. Рекламная риторика хотя бы нескольких туроператоров сменится с призыва «Покупайте наш продукт в агентствах» на приглашение в собственный интернет-магазин. Это сработает как «спусковой крючок»: на следующий год остальные операторы вынуждены будут бороться за привлечение внимания частников именно к своим сайтам, оставив в прошлом рекламу своих агентов.

Полезными улучшениями для перехода к массовым продажам станут совершенствование дистрибутивных систем и появление консалтинговых сервисов, которые «говорят с туристом» языком турагентов, делают первую часть работы агентств (презентацию) и переводят туристов для второй части (оформления) на сайты интернет-магазинов. Кстати, отладку интернет-магазинов туроператоров проведут сами агентства.

Думаю, что до начала массовых продаж осталось не больше двух лет. Далее, лет за пять, значительная часть рынка станет пользоваться интернет-магазинами туроператоров, и именно тогда отток станет ощутим для агентств. Полагаю, такой революции, как это было в билетах, не произойдёт. Туроператоров значительно больше, чем авиакомпаний, и агентства пока обладают большим ресурсом в плане замещения поставщика. Отмена комиссии одним или пятью туроператорами не убивает розницу: часть потоков перераспределится на конкурентов. Поэтому туроператоры вынуждены действовать осторожнее: постепенно развивать прямые продажи, корпоративные программы, гибко варьировать статусы покупателей и условия для различных групп клиентов... Но само направление постепенного перетока оформлений на сайты операторов и специализированных e-агентов не вызывает сомнений.

А что же делать турагентам, что станется с агентствами? Рынок изменится, но не будет ликвидирован. Потеряют те, чей акцент в работе — техническое оформление. Есть и останется слой туристов, которым «некогда разбираться». Тех, кто организацию отдыха и бронирование будет поручать «своему» турагенту. Но психология и бизнес-модель агентского рынка поменяется: от модели дистрибьютора туроператора — всё более к организации путешествия «по поручению». Те турагенты, которые развивают отношения с туристами, которые понимают их нужды лучше, чем сами клиенты, кто пользуется их неограниченным доверием, переживут даже отмену агентской комиссии. Которая в ближайшую пятилетку, скорее всего, не случится.

P. S. Уважаемые коллеги! С удовольствием рассмотрю ваши возражения и дискуссионные тезисы. По результатам откликов тема получит продолжение в блоге, который доступен через мой сайт-визитку Ozolin.ru.

Пучкова Людмила
Людмила Пучкова, президент «Ланта-тур вояж»
На самом деле, в плане технологий наш рынок давно готов продавать через интернет не только авиабилеты, но и турпутёвки прямому потребителю. Но есть две преграды, которые пока не позволяют это делать полноценно. Первая: когда туроператор оформляет визу от имени клиента ,ему необходимо заполнять с оригинальными подписями многочисленные документы, а для этого необходимо присутствие клиента. Вторая: согласно российскому законодательству, для продажи турпутёвки необходим договор с прямым клиентом — опять-таки, с его оригинальной подписью.а значит и встреча с клиентом опять-таки необходима.

Ромашкин Сергей
Сергей Ромашкин, генеральный директор «Дельфина»
На мой взгляд, «e-путёвки» начнут захватывать рынок в сегментах внутреннего туризма и «безвизовых» зарубежных направлений. Там, где не требуется перемещения загранпаспортов от туриста в посольство и обратно. «E-путёвка» должна появиться вместе с «e-платежом». Вот здесь — масса проблем: от страха «засветить» кредитную карту в интернете до технологической неготовности основной массы туроператоров и турагентов.

Мы ожидаем, что в ближайшие 2-3 года доля таких путёвок (забронированных и оплаченных через интернет) не превысит 10-15% — что тоже немало. Такой сервис повысит скорость и надёжность бронирования, а также приведёт к уходу с рынка неэффективных посредников — как туроператоров, так и турагентов. Технологические лидеры получат серьёзное преимущество и новых туристов. Но «сложные» зарубежные туры будут бронироваться по-старому.

Шевченко Дмитрий
Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group
Если говорить о нашей компании, многопрофильном туроператоре, необходимо чётко представлять деление стран на «визовые» и «безвизовые». В случае «безвизовых» направлений (Туниса, Египта и некоторых других) переход на электронные документы теоретически возможен уже в ближайшем будущем. Однако для поездок в большинство стран всё-таки необходимо получение въездной визы. Таким образом, внедрение электронных путёвок полностью зависит от решения «визового вопроса».

Мне кажется, что в ближайшее время глобальный переход на электронные путёвки — маловероятен. Возможно, в будущем, когда будут решены вопросы с визами, а туроператоров станет меньше, когда произойдут изменения в платёжных системах и появятся механизмы регулирования, это сможет стать осуществимым. Но, думаю, что не ранее чем лет через пять. Электронные документы могут быть в ближайшее время использованы только под «безвизовые» направления, самыми массовыми из которых остаются Турция и Египет. Сейчас развитие в этом направлении сдерживает ещё и то, что не все авиакомпании перешли на электронные билеты. Но, возможно, это препятствие исчезнет уже за ближайший год — учитывая, что под влиянием IATA авиаторы переходят на электронные билеты достаточно быстро.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи