Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Великие потрясения

30 мая 2007

Надо сказать, что тему для нынешнего Большого Опроса, который «Тонкости» традиционно проводят среди самых заметных фигур российского туристического бизнеса, долго искать не пришлось. Да вы, наверно, и сами уже догадались, о чём мы спрашивали «монстров» туризма. Разумеется, о новом законе, об отмене лицензий и введении фингарантий. Вопроса получилось два.

Первый, более личный, звучит так: Новый «туристический» закон принят и действует. Как он уже успел повлиять на вашу компанию, и какие изменения, на ваш взгляд, произойдут в ближайшем будущем?

Второй вопрос во многом продолжает первый, но касается уже всей туротрасли в целом: Что произойдёт с туристическим рынком страны после отмены лицензирования и введения финансовых гарантий? Ваш прогноз на нынешний год и на более отдалённую перспективу — следующие три года.

Итак, мнения и прогнозы одиннадцати туроператоров. Практически совпадающие в одних моментах и диаметрально противоположные в других. Никаких собственных комментариев мы давать не будем (как говорится, «поживём — увидим»), а вместо этого приведём небольшие цитаты из выступлений некоторых наших сегодняшних спикеров на страницах поза-позапрошлых «Тонкостей № 5» (зима 2005-2006). Ведь в тогдашнем опросе речь тоже шла об отмене лицензий и о переменах, ждущих в связи с этим туристический рынок. Разумеется, мы цитируем только выдержки из прошлых выступлений. Их «полные версии» вы можете найти в пятых «Тонкостях» (надеемся, что они уцелели в вашем офисе, и никто из сотрудников не утащил их домой) или на нашем сайте www.tonkosti.ru, в разделе «Для пользы дела».

Шевченко Дмитрий
Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group
Естественно, закон повлияет на нашу работу. Прежде всего, мы будем наделять большими полномочиями агентства, которые продают наши туры. Но и наш подход к выбору партнёров среди них станет более избирательным: будут выдвинуты корпоративные стандарты, и мы будем стремиться, чтобы все агентства и агентские сети работали с нами в соответствии с ними.

Что касается изменений всего рынка — уверен, что он станет ещё более структурированным. Прежде всего, на мой взгляд, это приведёт к укрупнению существующих туроператоров за счёт слияния и поглощения небольших компаний, которые на сегодняшний день фактически операторами в полном смысле этого слова не являются. В этом году резких изменений не будет, но уже в 2008 следует ожидать заметного укрупнения действующих операторов. «Нишевые» туроператоры почувствуют серьёзную конкуренцию со стороны многопрофильных компаний. Существенные трудности, без создания пулов с крупными российскими операторскими компаниями, станут испытывать региональные туроператоры. И, как закономерный итог, эволюционно всё будет идти к тому, что в итоге крупных российских операторов останется определённое количество — гораздо меньше, чем сейчас.

Лыжов Кирилл
Кирилл Лыжов, генеральный директор Intravel-Stoleshniki
Мы считаем, что вокруг этого вопроса и так много шумихи, и, не являясь сторонниками всякого рода прений, дебатов и тому подобных мероприятий, стараемся просто работать и решать вопросы по мере их поступления. Конечно, мы заглядываем и в будущее, но по данному вопросу считаем, что кардинальных изменений не произойдёт как в ближайшее время, так и в течение двух-трёх лет. Тенденция укрупнения бизнеса в нашей отрасли наметилась уже давно, и новый закон, скорее всего, просто ускорит этот процесс — но, повторюсь, серьёзно ничего не изменится. Есть сформированные рынком за долгое время профессиональные отношения между участниками рабочего процесса, и изменить их в корне очень сложно. Кто-то будет в силах официально работать с новым законом, кто-то найдёт «пути обхода» некоторых нововведений и перестроит под них свою деятельность. В начале года мы подготовили и сдали документы в Федеральное агентство по туризму — и на данный момент только эти действия являются следствием нового закона применительно к нашей компании.

Механизмы нового закона во многом непрозрачны, и сейчас вопросов намного больше, чем ответов. Поэтому точно сказать, что будет после отмены лицензирования, нельзя. Но, повторюсь, есть полная уверенность, что к радикальным изменениям в ближайшие два-три года это не приведёт.

Рыбаков Роман
Роман Рыбаков, pr-директор Tez Tour
На самом деле, «Закон о внесении изменений в Федеральный закон об основах туристской деятельности» принят, но вступает в силу только с первого июня. На нашей непосредственной деятельности этот факт скажется не так уж и сильно. Ведь, по сути, для хорошо работающих туроператоров с принятием этих изменений ничего не меняется. Они и сейчас не оставляют агентов «один на один» с недовольными туристами, готовы разбираться, в ряде случаев даже принимают на себя ответственность за «проколы» гостиниц или авиаперевозчиков. Просто с момента вступления нового закона в силу у обоснованно недовольных туристов появляется возможность не ждать, пока по решению суда им заплатит туроператор (как показывает практика, часто в подобной ситуации туроператора уже нет в природе), а может обратиться к гаранту, который будет обязан возместить понесённый туристом ущерб.

Думаю, что теперь туристы будут более внимательно подходить к выбору туроператора — ведь в договоре, который он будет заключать, будет информация и о его гаранте. Это в целом повысит уровень ответственности перед клиентами у тех, кто занимается туристическим бизнесом. А если смотреть более глобально, то я считаю, что на формирование туристического рынка страны в первую очередь оказывают влияние именно экономические механизмы: ведь рынок, по сути, является саморегулирующейся системой. Любые законы и подзаконные акты только устанавливают границы правового поля, в котором нам с вами жить и работать, а дальше начинает действовать пресловутый естественный отбор.

Кузнецов Эдуард
Эдуард Кузнецов, президент холдинга «Мегаполюс турс»
Введение новых правил означает для нас как, для оператора, в первую очередь — серьёзную дополнительную нагрузку на бухгалтерию, связанную с необходимостью практически полностью менять договорную базу с иностранными поставщиками услуг и агентствами. Ведь, согласно новой формулировке закона, российский оператор может работать с иностранными поставщиками либо на основе договора возмездного оказания услуг, либо на основе агентского договора, причём во втором случае финансовое обеспечение потребуется как иностранному поставщику, так и российскому оператору.

Изменятся и договорные отношения с агентствами: отныне турагентства могут сотрудничать с операторами исключительно на основе агентских договоров «от имени и по поручению оператора» или «от своего имени и по поручению оператора» и реализовывать операторские турпродукты конечным потребителям на основе договоров купли-продажи. Это, с одной стороны, способствует легализации турагентской деятельности, избавляет агента от необходимости нести ответственность перед конечным потребителем за некачественный продукт или срыв тура по причине банкротства оператора, а с другой — лишает его права принимать заказы от физических лиц на самостоятельное формирование индивидуальных туров.

Я считаю, что введение финансовых гарантий в большей степени защищает интересы конечного потребителя — туриста, который будет иметь гарантированную возможность получить возмещение по суду от страховых компаний или банков. К сожалению, вводимые финансовые гарантии, являясь, по сути, страхованием конечного потребителя, не страхуют сам бизнес, то есть риски юридических лиц, участвующих в цепочке поставщиков. Так, по-прежнему, не обеспечены риски авиаброкеров: им, в случае банкротства туроператора, будет сложно возместить понесённый ущерб. Также не нужно забывать, что и туроператор является лишь посредником между поставщиками услуг (авиакомпаниями, отелями, транспортными компаниями и т. д.) и турагентством.

Но всё же в целом влиянию нововведений на туристический рынок можно дать позитивную оценку. По нашим прогнозам, они должны положительно сказаться на более чёткой структуризации операторского рынка, его укрупнении и, как следствие, на повышении доходности от продукта, особенно в нашей ценовой нише — тура класса «премиум». Кстати, доходность от туров в этой ценовой категории у крупных европейских операторов в настоящий момент после выплаты агентского вознаграждения составляет не менее 20%.

Введение фингарантий приведёт к повышению доверия к отрасли в целом со стороны туристов, а более жёсткое регламентирование взаимоотношений между туроператорами, поставщиками услуг и агентами ускорит дальнейшее «обеление» участников рынка, что, в свою очередь, позволит существенно уменьшить число недобросовестных фирм. Небольшим компаниям теперь придётся всерьёз задуматься о формировании своей себестоимости, организации валютной бухгалтерии, легализации платежей и взаимоотношений с партнёрами: они уже просто не смогут позволить себе выбрасывать на рынок низкорентабельные продукты с доходностью в 10-15% и, подобно маленьким пираньям, «разрывать» рынок.

Кстати, ещё два с небольшим года назад Эдуард Кузнецов очень слабо верил в возможность отмены лицензий. Вспомним часть его выступления в пятых «Тонкостях»: «Прежде всего, я не верю, что лицензии отменят — такая «кормушка» для чиновников! Сертификация услуг и лицензирование такого многогранного вида деятельности, как туризм, нужны обязательно. Но всё же «если и вдруг»: договорные отношения между юридическими лицами никто пока не отменял, и мы продолжим действовать в рамках агентского договора или договора купли-продажи.»

Лощиц Валерий
Валерий Лощиц, генеральный директор «Астравел»
Новый закон о туризме для нашей компании не приведёт ни к каким последствиям. Мы безо всяких проблем и серьёзных финансовых потерь получили банковскую гарантию на 10 млн. рублей. И мы не собираемся разделять эту ответственность с нашими агентствами или повышать стоимость своего турпродукта. С нашим сегодняшним финансовым оборотом мы самостоятельно примем на себя это обременение. Если туроператоры, работающие на наших сегментах рынка, поведут себя более жёстко по отношению к розничным продавцам, нам легко достанется часть их агентских продаж.

Говоря о будущем всего рынка, я хочу, прежде всего, отметить парадоксальность ситуации: термины «банковские гарантии» и «лицензирование» оказываются в итоге почти синонимами. Проще сказать — если раньше в офисе оператора должна была висеть бумага под названием «Лицензия», то завтра должна будет висеть бумага под названием «Приказ о внесении в реестр туроператоров». Требования для получения этой новой бумаги те же, что и для лицензии, плюс банковская гарантия. Орган, выдающий её, тот же — Федеральное агентство по туризму. Банковские гарантии — это проблема для малых туроператоров и очень большая проблема для новых игроков при их вхождении на туристический рынок. В этом смысле введение закона в чём-то подведёт черту для сегодняшних участников рынка. Некрупные фирмы будут уходить, либо станут по договорённости подразделениями крупных операторов. Первое время многие будут искать «лазейки» через агентские по форме договоры и непрофильный бизнес (организацию деловых командировок и конференций, брокерство на рынке авиаперевозки и прочее). В ответ на это межведомственная комиссия под руководством Федерального агентства будет их перекрывать подведомственными распоряжениями. Через три года рынок окончательно сформируется. И он не будет похож на сегодняшний.

Сергеечев Алексей
Алексей Сергеечев, вице-президент «ИнтАэр»
Нами в связи с выходом нового закона было принято решение открыть в шести городах свои представительства. Для облегчения работы в регионах и для того, чтобы часть вопросов, которые раньше решались в Москве, теперь решалась непосредственно на местах. Представительства будут открываться в Самаре, Тольятти, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Казани.

Разумеется, не только на нашу компанию, но и на весь рынок этот закон повлияет, так или иначе. Безусловно, произойдёт укрупнение. Возможно, оно не будет заметно в ближайшие полгода, но я думаю, что через 6-8 месяцев часть мелких туроператоров или перейдёт в разряд агентств, или будет вынуждена искать какие-то крупные туристические компании, у которых есть фингарантии. Чтобы договориться, на каких условиях они будут работать «под их крылом» — как филиалы, как представители и т. д.

Со вступлением нового закона в силу в большей степени будут защищены клиенты, а вот перед туроператорскими компаниями встаёт очень много сложных вопросов. Но в целом я считаю, что закон будет иметь положительные последствия: он упорядочит работу на рынке и принудит уйти с него недобросовестные компании, которые так или иначе не готовы отвечать за свою работу перед клиентом и агентством.

Пучкова Людмила
Людмила Пучкова, президент «Ланта-тур вояж»
Естественно, это очень важный закон для отрасли, и наша компания сейчас тщательно его изучает. После появления подзаконных актов, регулирующих взаимоотношения оператора и агента, мы, несомненно, внесём изменения в договорную базу, но принцип наших взаимоотношений с агентствами останется прежним — это лояльность и контроль.

Введение нового законодательства в туристической отрасли было неизбежным. Мы считаем, что принятый закон недостаточно совершенен, но всё равно — это значительный шаг вперёд в плане усиления ответственности туристических компаний перед конечным потребителем. Уверена, что в дальнейшем закон будет совершенствоваться, и заметную роль в этом сыграет вновь созданный Союз российских туроператоров. А если говорить о дальнесрочной перспективе то, несомненно, рынок будет укрупняться: небольшие туроператоры не смогут выдерживать конкурентную борьбу и будут вынуждены перейти на агентскую деятельность.

Ещё осенью 2005 года Людмила Пучкова предвидела, что введение фингарантий в случае отмены лицензирования неизбежно. Правда, тогда она предполагала, что гарантии будут введены и для агентств: «По моему мнению, если лицензии в туристической отрасли и будут отменены, то обязательно — в обмен на финансовые гарантии. Обязательно будет введён новый признак, по которому туроператор сможет проверить, предоставляет ли он комиссию действительно туристическому агентству, или под тем или иным юридическим лицом скрывается просто прямой клиент-предприниматель.»

Лапшин Михаил
Михаил Лапшин, директор по продажам «Натали Турс»
Новый закон вступает в силу в начале лета, и наша компания заблаговременно начала готовиться к этому моменту. Уже в июне прошлого года мы сократили количество агентств, с которыми мы сотрудничаем. Это связано с тем, что в новом туристическом законе достаточно сильно возрастают требования к туроператору. То есть фактически туроператор должен отвечать за весь продукт, и поэтому агентство, как конечный продавец, тоже является очень важным игроком в общей цепочке. А если туроператор в ответе за свои агентства, то правило «чем больше агентств — тем лучше» перестаёт работать. Сейчас мы переходим на другой уровень — уровень работы именно на качество. Поэтому наша задача теперь заключается в более плотной работе с агентствами. На практике это воплотится следующим образом: мы будем отбирать только те агентства, которые планируют работать долго, хорошо и качественно, будем обучать их менеджеров (проводить семинары и рекламные туры, предоставлять справочную информацию). То есть мы будет очень тщательно готовить менеджеров этих агентств, чтобы они, в свою очередь, качественно обслуживали своих клиентов. Наша цель — исключить претензии туристов уже в адрес нашей компании. Поэтому оптимизация дистрибьюторской сети — одна из задач, которую мы начали решать ещё в прошлом году.

Основной принцип отбора агентств — объём продаж. Те компании, которые не смогут заключить договор напрямую, будут заключать договор с нашими уполномоченными агентствами. Новые агентства могут также начать сотрудничать с уполномоченными агентами. Когда они достигнут определённого объёма продаж, они смогут работать с нами напрямую.

Также в ближайшее время будут приняты правила работы туристических агентств. Сейчас мы разработали новый агентский договор, в соответствии с которым те агентства, которые изъявят желание, смогут заключать договора с клиентами от нашего имени.

Очевидно, рынок структурируется: если раньше некоторые покупали операторские лицензии, даже не будучи туроператорами, то теперь это в принципе невозможно. Туроператоры будут отвечать за своих клиентов, и это даст возможность немного освободить рынок от криминала и недобросовестных фирм. А это очень важно для имиджа всей туриндустрии: именно последствия «деятельности» таких фирм становятся источником различной негативной информации на телевидении и в прессе. Сейчас рынок становится более цивилизованным, и, в первую очередь, выгоду от этого получают сами клиенты.

Конечно, с отменой лицензирования может появиться достаточно большое количество агентств, которые являются непрофессионалами. В связи с этим на туроператоров ложится определённая миссия. Им нужно понять, что сейчас именно тот момент, когда количество переходит в качество. А также — что ответственность за тур в конечном итоге лежит на операторе, и ему нужен самый тщательный подход к обучению существующих и выбору новых партнёров. Иными словами, подход к сотрудничеству должен стать более избирательным. И самая главная задача принятого закона — повысить порог вхождения на наш рынок. Сейчас стало понятно, что реализовывать продукт брендовых операторов смогут только те агентства, которые работают на рынке давно и эффективно. Можно сказать, что этот закон призван защищать именно такие агентства, потому что они получают заметные преимущества при работе со многими крупными операторами.

Кобищанов Тарас
Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского экспресса»

В марте, когда выйдут «Тонкости», а тем более — сейчас, в конце января, когда журнал готовится к печати, закон действовать ещё не начал. Так что о его влиянии на рынок и на нашу компанию можно только строить прогнозы. Но кое-что видно уже сейчас. На данный момент нами ведутся переговоры с несколькими московскими и региональными операторами об инвестициях в их деятельность, в том числе и в форме выдачи нашим банком финансовых гарантий. Проявляется интерес руководителей и сотрудников небольших операторских фирм к переходу «под крышу» крупных туроператоров. Прежде всего, их подталкивают к этому некоторые посольства, которые превентивно, не дожидаясь первого июня, стали ограничивать число аккредитованных компаний. А летом, по словам работников посольств, выписка из реестра о наличии у компании фингарантий станет основным условием её аккредитации в большинстве консульств. Из негативных изменений можно предвидеть резкий скачок количества претензий к туроператорам со стороны туристов, к чему последних прямо подталкивает новая редакция закона. Но мне кажется, что и на этот вызов отрасль сумеет, перестроившись, дать достойный ответ. Туроператоры будут более внимательно и ответственно относиться к подписанию договоров с перевозчиками и зарубежными партнёрами, тщательнее контролировать качество предоставляемого сервиса. В конечном счёте, это даст в руки российскому турбизнесу вожделенный аргумент: почему клиенту следует обращаться в турфирму, а не бронировать услуги напрямую, через интернет.

Отмена лицензий — страшный удар по деятельности всего туристического рынка. Уже в прошлые годы чётко наметилась тенденция, когда группы туристов и даже многие «индивидуалы» буквально шантажировали агентства, вымогая у них скидки, угрожая в противном случае уйти к конкурентам. К этому туристов подталкивали «агентства-однодневки», обычно функционировавшие с мая по сентябрь и неспособные привлечь клиента ничем, кроме как отдать ему большую часть получаемой от оператора комиссии. Теперь этим фирмам даже лицензии не нужно будет получать. К сожалению, только немногие операторы, в том числе и «Русский Экспресс», находят в себе мужество отказаться от сотрудничества с подобными «шакалами рынка» и поддержать профессиональные турагентства. Так что с отменой лицензий для агентств наступают тяжёлые времена. Выход, на мой взгляд, в создании агентских ассоциаций, способных требовать от операторов не продавать путёвки «на улицу» и не сотрудничать с «однодневками».

Введение финансовых гарантий, на мой взгляд, будет иметь для рынка меньшие последствия. Все крупные, средние и большинство небольших туроператоров гарантии получат — если не от банков, то от страховых компаний или при помощи тех же крупных операторов. В целом число туроператоров уменьшится, но не за счёт ухода активных игроков, а из-за невозможности использовать ворох фиктивных операторских лицензий, когда фирма «Х» моментально могла превратиться в «Х-тур», «Х-тревел» и т.д. «Прореживание» рынка начнётся позже, на второй и третий год действия закона, когда для некачественно работающих туроператоров замученные недовольными клиентами банки и страховые компании начнут либо повышать процент выплат по фингарантиям, либо вообще отказывать в их выдаче.

А вот — фрагмент выступления Тараса Кобищанова в «Тонкостях № 5», два с лишним года назад: «Если турагентские лицензии отменят, то на получение комиссии сможет претендовать любое юридическое лицо, и отказать ему в этом мы будем не в праве. Другое дело — размер комиссии. Очевидно, придётся ещё внимательнее анализировать объёмы продаж и выстроить более дифференцированную шкалу агентских комиссионных, развернув её, скажем, от 5 до 15%.»

Царьков Дмитрий
Дмитрий Царьков, коммерческий директор «Турбазара»
Сам закон действительно принят, но без подзаконных актов и нормативной базы пока не работает. Не прописаны такие важнейшие моменты, как механизм деятельности туристических агентств в условиях отмены лицензирования, их взаимодействие с операторами, нет нормативных документов — например, образцов договоров. Так как вопрос с фингаратией для «Турбазара» уже решён, сейчас мы вплотную занимаемся выстраиванием взаимоотношений с агентствами.

В течение нескольких первых месяцев заметных изменений мы не почувствуем: тенденции рынка станут понятны после летнего сезона. Мой прогноз на этот год — начало концентрации турпотоков в крупных туроператорских компаниях, в первую очередь — в тех, кого хорошо знает клиент. Параллельно начнётся усиление опытных и успешных турагентств. В ближайшие три года процесс концентрации усилится, в результате на туроператорском рынке останется несколько десятков «многопрофильников» и какое-то количество крепких «нишевых» компаний. Надеюсь, что концентрация коснётся и турагентств. В результате, учитывая ещё и естественный рост турпотока, через несколько лет и операторы, и агентства смогут аккумулировать гораздо большие туристические и финансовые потоки, что сделает туризм более привлекательной отраслью для инвестиций. Сервис улучшится. Из негативных тенденций предвижу чрезмерные амбиции, гигантоманию и игру без правил у ряда крупных туроператоров.

Надо сказать, что ещё накануне зимнего сезона 2005-2006 Дмитрий Царьков не считал агентские лицензии панацеей от всех бед. Вот что он, в частности, ответил тогда «Тонкостям» на вопрос — что делать, если их отменят: «Я считаю, что независимо от того, отменят или нет турагентские лицензии, туроператоры должны сами проводить сертификацию турагентств. Выезды в офисы и личное знакомство с агентами (в том числе и в регионах), семинары, тренинги и рекламные туры дают нам ответы на эти вопросы.»

Давыдкина Юлия
Юлия Давыдкина, исполнительный директор «Фламинго»
Существенного влияния на деятельность нашей компании принятие нового закона не оказало: «Фламинго» — достаточно крупный туроператор, способный выполнить требования о финансовых гарантиях. Но, надо заметить, что никакого оптимизма у большинства туристических компаний его принятие не вызывает. Хочется надеяться, что не произойдёт ни передела рынка, ни «вымывания» средних и мелких туроператоров, ни сокращения рабочих мест, ни всплеска претензий от туристов, которые попытаются компенсировать стоимость своего отдыха за счёт туроператора…

На пресс-конференции, посвящённой Дню туризма и проходившей накануне принятия закона, говорилось о том, что в стране более 10 тысяч туристических компаний, и на 99% предприятия среднего и малого бизнеса. И попутно приводились слова президента об обязанности государства заниматься поддержкой малого бизнеса. Надеемся, что скептики, считающие заинтересованным в принятии этого закона лишь один процент агрессивно настроенных на экспансию «монстров», не ставящих себе целью из-за гигантских объёмов обеспечить личный подход к туристу и, соответственно, полное удовлетворение его ожиданий, окажутся неправы. Конечно, печально, что принятие этого закона как бы подразумевает тотальную недобросовестность туроператоров, хотя среди миллионов отдыхающих недовольных — лишь единицы… Почему пытаются убедить общество в том, что данный закон кого-то от чего-то защитит? Если туроператор не согласен с претензией туриста, всё равно удовлетворяться она будет по суду, как, собственно, и было до сего времени. Грустно думать, что часть бизнеса уйдёт в тень, а фирмы-однодневки, создаваемые с мошенническими целями, будут обирать туристов под вывеской агентства, продолжая дискредитировать всю отрасль.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи