Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Pegas Touristik — о новом отраслевом законе

2163 24 февраля 2016

Бараковская Оксана
Оксана Бараковская, заместитель директора по связям с общественностью Pegas Touristik
19 февраля 2016 г. Госдума в третьем чтении приняла закон о туризме. Туротрасль начнет жить по новым правилам через год, с 1 января 2017 г. Своими мыслями по поводу принятого закона поделилась заместитель директора по связям с общественностью Pegas Touristik Оксана Бараковская.

Как вы оцениваете принятый закон? Создаст ли он какие-либо дополнительные трудности в вашей работе?

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» не стало сюрпризом, т.к. разработка и обсуждение его положений длились почти два года. Необходимость внесения изменений была продиктована чередой банкротств туроператоров в 2014 г. Главной целью внесения изменений являлось усиление ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ, что, кстати, и было отражено в первоначальном названии законопроекта. Именно эту цель можно считать достигнутой.

Одним из главных достижений закона является принятие положений о конкретизации полномочий в сфере туризма на федеральном, региональном уровнях, а также определение прав муниципальных образований. Эта мера также являлась давно назревшей необходимостью в целях развития внутреннего и въездного туризма, а также серьезным шагом на пути социально-экономического развития регионов России.

Другим важным изменением, направленным на защиту прав граждан, является усиление ответственности за несоблюдение положений законодательства о едином федеральном реестре туроператоров, за нарушение требований в части размеров финансовых гарантий туроператоров и наличия членства в «Турпомощь».

Безусловно, закон значительно повышает финансовую нагрузку на туроператоров, занимающихся деятельностью в сфере выездного туризма, однако, в этой части изменения могли быть и изначально планировались куда более суровые. Никаких «дополнительных трудностей» для нашей компании принятие закона не создает, т.к. мы были к этому готовы и активно участвовали в процессе обсуждений на стадии разработки законопроекта.

Как оцените изменение размера взносов в резервный фонд туроператоров, а также появление фонда персональной ответственности?

Изменение размера взносов в резервный фонд туроператоров является обоснованной мерой и, в первую очередь, отвечает интересам микробизнеса, т.к. вводимые нормы устанавливают дифференциацию размеров взносов в зависимости от количества туристов в год.

Появление фонда персональной ответственности туроператора может стать реальной альтернативой финансовому обеспечению в виде страхования ответственности туроператора, что, безусловно, можно считать положительным моментом, учитывая вполне объяснимое нежелание страховщиков предоставлять этот страховой продукт. Однако остается ряд вопросов о порядке расчета размеров персонального фонда, особенно, для туроператоров, занимающихся как выездным, так и внутренним туризмом; его ежегодной корректировки; администрирования и порядка выплат; а также возврата средств персонального фонда, в случае добровольного прекращения туроператором деятельности в сфере выездного туризма, или остатков средств, в случае вынужденного прекращения деятельности. Эти вопросы нуждаются в детальнейшем регулировании.

Кроме того, нельзя не учитывать, что за время подготовки и принятия закона реалии изменились, и если два года назад туроператоров, занимающихся деятельностью в сфере выездного туризма, можно было условно выделить в отдельную группу, то сегодня большинство из них активно занимаются продвижением внутреннего и въездного туризма. Однако нормы нового закона вводят ужесточение требований исключительно к туроператорам, в перечень видов деятельности которых входит сфера выездного туризма, и не вносят никаких изменений в части требований к туроператорам, занимающимся только внутренним туризмом. Такое одностороннее регулирование создает лишь иллюзию совершенствования законодательства о туризме в целом. На деле закон дает дополнительные гарантии защиты прав только тех потребителей, которые сделали выбор в пользу туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, обладающего повышенными финансовыми гарантиями, в то время как туроператоры только внутреннего туризма, по-прежнему, вправе ограничиться лишь символическим фин. обеспечением, достаточным для осуществления деятельности на законных основаниях.

Турагентства по-прежнему смогут работать самостоятельно, не только от имени туроператора — это плюс?

Да, это, безусловно, положительный момент, т.к. конструкция реализации турпродукта агентом исключительно от имени и по поручению туроператора не является жизнеспособной. Эта поправка широко обсуждалось в 2011 году, и не была принята, как абсолютно не отвечающая интересам конечных потребителей туруслуг. Принятие этой нормы повлекло бы полное исчезновение турагентов — профессиональных участников рынка. В то время как, качество туруслуги, напрямую зависит от профессионального исполнения агентством своих обязательств, поскольку удовлетворённость потребителя услугой в первую очередь зависит от правильного выбора продукта. Турагент, являясь профессиональным участником туристского рынка, и работая с неограниченным кругом туроператоров, обязан и имеет возможность предоставить информацию, которая позволит потребителю сделать правильный выбор турпродукта с уникальными характеристиками, отвечающий потребностям именно этого туриста. При отсутствии какой-либо гипотетической ответственности перед туристом стремление качественно исполнить обязательства неизбежно снизится даже у самых добросовестных агентств, у прочих же просто нивелируется.

Ограничение на заключения турагентом договора о реализации турпродукта от своего имени повлекло бы превращение туристических агентств в точки розничной продажи туроператоров, что значительно ограничит для потребителя права выбора турпродукта.

Таким образом, оставление возможности заключения агентствами договоров о реализации турпродукта как от своего имени, так и от имени туроператора, просто необходимо, в первую очередь, в интересах туристов.

Поделиться

Новости в разделе

Все новости