Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Юридические советы турагентам по ситуации с «Лабиринтом»

807 04 августа 2014

Юридическое агентство «Персона Грата» отвечает на наиболее актуальные вопросы турагентов в связи с приостановкой деятельности туроператора «Лабиринт».

Если турагент повторно оплатил проживание уже находящихся за границей туристов, для возмещения средств необходимо обратиться в арбитражный суд. Страховая компания «заявление не примет, поскольку выгодоприобретатель по страхованию гражданской ответственности туроператора — турист, физическое лицо». Если же туристы самостоятельно оплатили размещение и получили счет, тогда турагент может получить доверенность и подать заявление о возмещении страховщику. То же касается и оплаты трансфера до места отдыха.

Если турист не желает для возмещения ущерба обращаться в страховую компанию, а намерен идти в арбитражный суд с целью взыскать средства с турагента, необходимо максимально его проинформировать о сложившейся ситуации и помочь составить обращение к страховщику. Также стоит больше общаться с такими туристами и предложить скидки на будущий период.

В случае, если это не помогло, туристу необходимо предложить указать хотя бы вторым ответчиком туроператора или страховую компанию, «мотивируя это тем, что шанс взыскания повышается с большим числом ответчиков». В суде у турагентства есть большой шанс «перенести ответственность на туроператора».

«Если турист получил положительное решение о взыскании с турагента, и вы его исполнили, вы, как юридическое лицо, вправе требовать возмещения убытков в арбитражном суде в порядке регресса, получить решение суда и войти в реестр кредиторов туроператора».

В случае, если агентство платило туроператору через терминал, «чек отражает информацию о платежном документе и об исполнителе услуг, то есть указан туроператор “Лабиринт“ и посредник, принимающий платежи. Для расчетов в предпринимательской деятельности терминал применяться не может, поэтому все платежи формально идут от физического лица в оплату подтвержденной заявки с указанным номером брони. Ущерб подтверждается чеком терминала. Оснований для отказа в приеме таких документов нет».

Распространена ситуация, когда турагент принимает от туриста деньги под приходный ордер и сам «загружает в терминал, в оплату заявки, за вычетом своей комиссии. В таком случае у туриста есть документ подтверждающий ущерб — платеж турагенту, а у турагента легального платежа туроператору нет, поскольку он от своего имени тур как бы и не оплачивал, терминал для расчетов юридических лиц не применяется. В этой ситуации лучше заявление подавать от туриста, по ущербу, подтверждённому договором и чеком (БСО, приходником) турагента».

Что касается требований туриста о возврате комиссии, никаких юридических оснований для этого нет, поскольку «агентское вознаграждение турагенту уплачивает туроператор».
Если же агентство «в добровольном порядке вернет эту сумму, это лишь понизит размер требований от туриста, если он решит обратиться за возмещением убытков в суд, но вовсе не лишит его права требования. У туриста есть подтвержденный размер ущерба — стоимость услуг, оплаченных, но не предоставленных, и этот ущерб подлежит возмещению страховщиком в полном объеме. Некоторые страховщики при выплатах пытаются вычесть агентское вознаграждение из суммы возмещения туристу, это неправомерно».

Что касается того, должны ли турагентства помогать туристам обращаться в страховую, компания, по закону, при заключении договора должна «информировать туриста о порядке получения страхового возмещения по гражданской ответственности туроператора».

В договоре должны содержаться следующие данные: Ст 10 132-ФЗ «- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии».

Может быть оказана помощь в формировании комплекта документов для обращения к страховщику. Необходимые документы: договор, платежные документы, которых часто не хватает, подтверждение оплаты туроператору. Подача заявления за туриста возможна по доверенности.

Требования по необходимым документам для подачи заявления в страховую могут немного варьироваться в зависимости от компании. «Страховщик вправе трактовать список документов, подтверждающих ущерб, и требовать доказательств факта причинения этого ущерба и размера ущерба. Турист не обязан подтверждать документами платежи от турагента туроператору, такое требование страховщика неправомерно. Туристу достаточно подтверждения своего ущерба. Но в случаях, когда заявление подает турагент по доверенности, страховая компания всегда требует документов, подтверждающих отношения турагента и туроператра, оплату конкретной заявки, действующий договор. Всю цепочку платежей потребуется подтвердить документально».

При подаче документов необходимы: оригинал паспорта туриста или иного заказчика туристского продукта или иного документа, удостоверяющего личность; отказ туроператора от исполнения обязательств; заявление туроператору о возврате денежных средств по неисполненному договору о реализации турпродукта; подтверждение факта неисполнения договора, если заявление подается непосредственно туристом; договор о реализации туристского продукта туриста с турагентом; договор турагента с туроператором с приложениями и дополнениями к нему; документы, подтверждающие оплату заявки от турагента туроператору и нотариально заверенная доверенность на физическое лицо.

Поделиться

Новости в разделе

Все новости