Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

А теперь посмотрите направо…

567 13 октября 2014

Наши с вами любимые туристы год от года — все самостоятельней и активней: пляжное лежебочничество уже давно не в моде. Познание и интеллектуальное обогащение — вот настоящие тренды сегодняшнего дня. Чтобы помочь вам сориентироваться в огромном информационном потоке, мы подготовили своеобразную шпаргалку о последних тенденциях в сфере развлечений и экскурсий. Помог нам в этом Николай Шевцов — генеральный директор и владелец сервиса Weatlas.
Шевцов Николай
Николай Шевцов, генеральный директор Weatlas

Какие экскурсии наиболее популярны в этом сезоне? Какие направления выбирают российские туристы?

Как правило, куда бы человек ни поехал, он заказывает в первую очередь обзорную экскурсию. Это своего рода must have, особенно, если это первое посещение. В остальном, как правило, туристы выезжают куда-то не далеко от основного места пребывания, например, находясь в Барселоне — отправляются в Монсеррат, в Париже — Версаль и так далее.

Если же говорить о популярности тех или иных направлений, нужно отметить, что в этом году предпочтения сильно изменились, так как изменился контингент выезжающих. Некоторые страны/города пострадали больше, например, Прага и Вена, где количество туристов, заказывающих экскурсии, сократилось катастрофически. По Испании же все было более предсказуемо, изменение спроса было незначительным. А вот Будапешт стал для всех открытием номер один: в конце весны и летом там был настоящий ажиотаж. Удивительно, что в Париже в этом году спрос сохранился на прежнем уровне, а, скажем, в Риме и Италии в целом сильно упал.

Что же касается именно российских туристов, здесь тоже все меняется очень быстро. Например, два года назад в Стамбуле был огромный спрос на индивидуальных гидов, а сейчас интерес к этому направлению заметно меньше. Примерно та же картина в Риме и в Праге: спрос на экскурсии здесь снизился не на проценты, а в разы.

Но есть направления, которые, несмотря на падение спроса, пострадали не сильно. В частности, дорогостоящая Венеция, где русскоязычные гиды в дефиците из-за обязательного лицензирования. По таким направлениям разница с прошлыми годами лишь в том, что сейчас нет привычного ажиотажа, и позднее формируется расписание гидов, но в целом потери не очень заметны. Зато резко возрос интерес к Марокко, особенно со стороны путешественников-круизеров. Правда, есть подозрение, что все изменения в предпочтениях российских туристов, которые мы наблюдаем сейчас — это следствие санкций.

Как последние тенденции активного развития внутреннего туризма сказались на спросе на экскурсии по городам России? Был ли ощутимый рост популярности в 2014 году?

Внутренний туризм развивается под лозунгом «Крым — наш» — спрос на экскурсии на полуострове колоссальный! Но, в то же время, аудитория, которая едет в Крым, не самая платежеспособная. Так что, спрос, конечно, большой, но денег во время отдыха туристы тратят гораздо меньше, чем раньше.

По Москве, Питеру, другим городам есть изменения?

Единственный всплеск интереса к Питеру был в период белых ночей, а в остальном все по-прежнему. К сожалению, в России не развит туризм выходного дня, так что, среди отечественных направлений спрос растет только на Владимир, Нижний Новгород и Санкт-Петербург, остальные города остаются невостребованными.

А Краснодарский край, Карелия — на тех же позициях?

Эти регионы пользуются стабильным низким спросом у туристов, поскольку добраться до них очень сложно. Например, наиболее интересная достопримечательность Краснодарского края — Джубга, но чтобы добраться до нее, нужно сначала долететь на самолете до Краснодара, затем пересесть в автомобиль или такси, проехать 100 км и попасть в пробку прямо перед самой Джубгой.

И для сравнения возьмем Владимир: вы приезжаете в центр города из центра Москвы за полтора часа на комфортабельном поезде, билет на который стоит около 500 RUR. Вдобавок, стоимость 3 часов работы гида во Владимире обойдется в 3000 RUR, что для компании друзей совсем не обременительно. Ясное дело, что выбор будет сделан в пользу поездки во Владимир, а не в Краснодарский край.

Есть ли какие-то различия в предпочтениях в зависимости от возраста путешественников? Какие экскурсии предпочитает молодежь, а что интересно поколению постарше, скажем от 40-45 лет?

Молодежи интересно то, что они не могут посмотреть сами, а люди старшего возраста хотят, чтобы им рассказали об очевидных вещах. Например, по приезде в Мюнхен возрастные туристы попросят сначала обзорку по городу, затем посмотрят что-то поблизости. А туристы до 30 лет на следующий же день после приезда отправятся куда-нибудь в Нойшвайнштайн. Вдобавок, бронируя подобную экскурсию, они говорят, что микроавтобус за 600 евро — это дорого, и просят разрешения присоединиться к кому-то, чтобы поехать не втроем, а группой в 5-6-8 человек. Качество экскурсии при этом не страдает, поскольку для гида нет разницы между группой в три человека и в шесть — в обоих случаях он успеет уделить внимание каждому и ответить на все вопросы.

Нужно отметить, что такие «присоединения» позволяют туристам существенно экономить. И если пока подобная услуга в массовом порядке не доступна туристам, то в ближайшее время это будем исправлено. Наш сайт, например, запускает удобный, а главное позволяющий сократить расходы, сервис «мини-групп».

Если переходить к вопросу статистики, каков средний размер экскурсионных групп? 5-8 человек, как вы сказали?

Нет, наиболее типовая группа — 4-6 человек.

Сказался ли на бизнесе кризис в отрасли и рост интереса россиян к самостоятельным путешествиям?

Я бы сказал, что кризис сказался в первую очередь на доверии россиян к тому или иному сервису. Проблема не в том, что люди начинают бронировать все самостоятельно (хотя и в этом тоже), а в том, что они прежде, чем заплатить, начинают дважды, трижды, четырежды задумываться, а это ли им нужно? Получат ли они действительно то, что хотят? Поэтому выигрывают те компании, которые умеют качественно реализовывать свой продукт.

Какие услуги, опции, на ваш взгляд, станут наиболее перспективными, трендовыми в сегменте онлайн бронирования экскурсий в ближайшие годы?

Про одну из них мы поговорили — мини-группы, которые позволяют туристам присоединиться к уже забронированной экскурсии. Я считаю, что за ними будущее, поскольку стоимость — очень важный момент. Если мы посмотрим на другие сервисы, то увидим, что во многих областях уже введена возможность шеринга: есть BlaBlaCar (сервис поиска попутчиков — прим. ред.), где можно «расшарить» авто, аналогичные программы с такси и другими услугами, т. е. существует возможность снизить затраты на сервис при сохранении его качества — это всегда приятно. Условно, на одной экскурсии можно сэкономить сумму, достаточную для двух ужинов на двоих. Заманчиво? Еще бы.

Второй «тренд» — мгновенное подтверждение. Нынешняя ситуация на рынке, когда нельзя в момент бронирования экскурсии быть уверенным в том, что гид будет свободен в нужное вам время — это ужасно. У нас, например, есть функция, которая называется «мгновенное бронирование», когда вы уже при бронировании услуги видите, свободен ли гид в эту дату. Подобной функции сейчас нет ни у кого из российских поставщиков, по крайней мере, по экскурсиям.

Третий — самостоятельное бронирование входных билетов. Чтобы не стоять в очереди, вы бронируете билет по той же цене, что и в кассе, распечатываете и на входе прикладываете к считывающему устройству, экономя тем самым полчаса — час своего времени.

Вот, пожалуй, три основных тренда, которые мы можем наблюдать. Еще один можно выделить для стран Юго-Восточной Азии. Заключается он в том, что при выборе экскурсий (а в этих странах они почти всегда групповые) в примечаниях можно указать пожелание посетить экскурсию в составе англоязычной, а не русскоязычной группы. Я не знаю, можно ли назвать это трендом, но то, что такая тенденция существует — это факт.

Неожиданно! С чем это связано?

Мне сложно ответить. Есть подозрение, что наши туристы на отдыхе не хотят пересекаться с соотечественниками. Видимо, сложилась некая отталкивающая репутация российских туристов, в связи с чем возникают удивительные ситуации, когда в англоязычной группе может быть до 20-30% русскоговорящих участников. Для самих туристов такая экскурсия вполне удобна, ведь на бытовом уровне английским многие владеют, а во время поездки, например, на острова или на скоростном катере на какой-то уникальный пляж, при любом уровне знания языка понятно, о чем говорит гид.

Как Вы оцениваете емкость сегмента онлайн бронирования развлечений в России и в мире?

По оценкам разных компаний в русскоязычном сегменте она колеблется от 1 до 2 млрд евро (включая экскурсии, трансферы, билеты и все, что можно отнести к категории «активити»). Разброс достаточно большой, но мы считаем, что истина где-то посередине, в районе 1,3-1,5 млрд евро. При этом 2014 год оценить пока довольно сложно, но спад будет большой, я думаю, не меньше 20%.

А в следующем году реабилитируется рынок, как думаете?

Это вопрос политический, а не экономический. С рынком пакетных туров политическая ситуация сыграла злую шутку, поскольку комнаты в отелях и блоки на рейсах нужно выкупать заранее, а угадать, куда поедет турист — и без того очень сложная задача. В итоге получилось, что падение спроса в сезон составило 30%, а места были выкуплены за полгода — никто же не мог предположить сложившуюся ситуацию. Что же касается рынка экскурсий, то он вполне может реабилитироваться в течение месяца.

Какие, на ваш взгляд, обязательные требования к игрокам предъявляет сегодня рынок и российский клиент?

Я думаю, требование номер один — надежность, поскольку, как мы уже говорили, опасения наших туристов сейчас порой даже чрезмерны: обжегшись на молоке, люди дуют и на воду.

Второе — это безукоризненный сервис. Если вы оставили заявку, вам должны ее обработать в течение нескольких минут, никак иначе.

Третье — это технологическое совершенство, возможность осуществления мгновенного подтверждения заказа, когда вы бронируете и на 100% уверены, что экскурсия или иное мероприятие состоится. Я думаю, это основные требования, которые предъявляет сегодняшний день компаниям, которые занимаются организацией активностей.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи