Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

АТА — о плюсах и минусах нового отраслевого закона

978 03 марта 2016

Шалоносов Эдуард
Эдуард Шалоносов, Юрист Альянса Турагентств
1 января 2017 г. В России вступает в действие новый отраслевой закон. Вносимые в жизнь участников турбизнеса изменения комментирует юрист Альянса Турагентств Эдуард Шалоносов.

Как вы оцениваете принятый закон. Создаст ли он какие-либо дополнительные трудности для отрасли?

Давать какую-либо оценку преждевременно. Крылатое латинское выражение гласит: Verba cum effectu sunt accipienda («Слова следует воспринимать по результату»). Соответственно, любое законодательное изменение даст о себе знать как с положительной, так и с отрицательной стороны исключительно в правоприменении. Независимо от того, что все подводные камни применения закона выйдут наружу только в процессе работы, мы заранее можем сделать анализ принятых норм на категорию, что сделано хорошо для турагентства, а что помещает в работе.

Одним из положительных введений, на мой взгляд, является изменение подхода к требованиям к опубликованию данных о туроператорах, внесенных в единый Федеральный реестр.

Концептуальным отличием от предыдущей редакции закона является наличие доступа к информации о размере уплаты туроператором денежных средств в резервный фонд. Ранее данной особенности попросту не было. Особенно изменения коснулись деятельности туроператоров, предоставляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд.

Почему данное новшество важно для туристической отрасли? Когда турагентство отправляет туриста на экскурсию продолжительностью до 24 часов, мы понимаем, что турист будет в некой безопасности, потому что в законодательных актах о страховании гражданской ответственности перевозчика (автобус, маршрутное такси) прописаны страховые тарифы и, соответственно, обязанность страховать граждан. Тем самым турагент в какой-то мере будет теперь спокоен за туриста. А в случае, если экскурсия длится свыше 24 часов, такую деятельностью туроператор априори осуществлять не имеет права.

Одним из положительных моментов является изменение подхода к требованиям к опубликованию данных о туроператорах, внесенных в единый Федеральный реестр. Концептуальным отличием от предыдущей редакции закона является наличие доступа к информации о размере уплаты туроператором денежных средств в резервный фонд.

Ранее такой акцент на ограничении оказания услуг во времени отсутствовал. В защиту турагентств и туристов выступает ограничительная норма о предоставлении туристской услуги в пределах 24 часов. Для того, чтобы туроператор оказывал услуги свыше 24 часов, последний обязан соблюдать требования закона, которые коснулись наличия финансового обеспечения ответственности туроператора, либо банковской гарантии для осуществления деятельности по оказанию услуг. Что в итоге будет идти в помощь турагентству при выборе поставщика услуг в пределах отдыха на территории России. Турагентство будет внимательно проверять наличие у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора, либо наличие фонда персональной ответственности туроператора в размере не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

В обеспечение улучшения турагентской деятельности и прозрачности деятельности туроператора, следует обратить внимание на то, что туроператор обязан предоставить в Ростуризм информацию о размере уплаченного взноса в резервный фонд. Данная информация будет являться открытой и будет размещена на сайте Ростуризма. Также доступной будет информация, касающаяся количества туристов, воспользовавшихся услугами у туроператора в сфере выездного туризма за год. Кроме того доступной станет информация о фактическом размере фонда персональной ответственности туроператора, под которым понимается объем денежных средств, накопленных в фонде персональной ответственности туроператора по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Ранее обязанность туроператора об информировании Ростуризма отсутствовала и ничем не регулировалась, что не могло позволить сделать туроператорскую деятельность прозрачной при выборе партнера для работы.

Интересным и положительным опытом будет изменение о дополнительном добровольном страховании. Законом на турагентство возлагается обязанность в письменной форме* доводить информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Законотворец добивался защиты прав туриста на получение полной помощи в случае получения травм, связанных с медицинским вмешательством, когда туриста требуется перевезти специальным медицинским бортом МЧС из страны отдыха. И суммы в пределах 30 000 — 50 000 у.е. обязательного медицинского страхования при возникновении подобных случаев не достаточно.

Турагентства по-прежнему смогут работать самостоятельно, не только от имени туроператора — это плюс?

Изменения закона предусматривают, что продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора.

В том числе положения по изменениям коснулись того, что при реализации турагентом туристского продукта турагент предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта.

Особенно важным является разграничение полномочий, прав и обязанностей, возложенных законом на турагентство. Становится понятным, что возложено и за какие нарушения несет ответственность туроператор.

Тем самым, в договоре с туристом появится дополнительный документ в виде доверенности, выданной турагентству. Турагент несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта.

Особенно важным является разграничение полномочий, прав и обязанностей, возложенным законом на турагентство. Становится понятным, что возложено и за какие нарушения несет ответственность туроператор.

Распределены законом положения об ответственности отдельно туроператора и турагентства, как отдельных участников гражданского оборота. Изложения позиции закона в том виде, что туроператор и турагент несут самостоятельную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком.

Как оцените то, что фонд турагентств при «Турпомощи» не стал обязательным?

По своей сути, оставление фонда турагентств на откуп непосредственно турагентскому бизнесу привело к положительному мнению в среде турагентств. Непосредственно Альянс турагентств всегда выступал против создания фонда турагентств, а тем более против передачи данных полномочий «Турпомощи».

Именно против такого «распределения ответственности» выступали все участники рынка, поскольку туроператоры не должны платить за ошибки турагентов так же, как и турагенты не должны платить за ошибки туроператоров.

Создание реестра турагентств при «Турпомощи» без членства — это атавизм некомерческой организации. Подобные эксперименты не допустимы и не могут быть осуществлены в рамках данного объединения.

Кроме того, для внесения средств в такой компенсационный фонд турагент должен быть членом данного объединения, что также противоречит названию и целям — «объединение туроператоров в сфере выездного туризма».

Таким образом, вступление в «Турпомощь» является обязательным для туроператоров и приведет к нарушению баланса интересов с турагентствами. А объединение агентов и операторов в одну организацию возможно только на добровольной основе.

Подводя итоги сказанного, создание при «Турпомощи» реестра и компенсационного фонда приведет к нарушению прав турагентств и туристов, которые могут пострадать от действий недобросовестных турагентств. На законодательном уровне «Турпомощь» определена исключительно для целей, указанных в уставе. Тем самым указанная инициатива идет в разрез с законодательством и уставом объединения. Дополнительно остро стоит вопрос в самой правовой природе понятия «агент». Нельзя подменять понятия туристический агент и агент как лицо, вступающее с третьими лицами в отношения в предпринимательской сфере. Как мы с вами знаем, туристический агент зачастую является агентом-заказчиком услуг у других лиц, которые не относятся к туроператорской деятельности.

Соответственно, требовать оплаты в компенсационный фонд сумм, которые не смогут защитить туриста, не имеет смысла, потому что агент, приобретая услугу у третьей компании, не может вычленить либо разделить свою деятельность на услуги, приобретенные у туроператора и услуги, приобретенные у третьих лиц.

Также необходимо отметить, что «Турпомощь» основана на членстве Туроператоров. Получается, что создание реестра турагентств при «Турпомощи» без членства — это атавизм некомерческой организации. Отмечу, что подобные эксперименты не допустимы и не могут быть осуществлены в рамках объединения, которое относится исключительно к сфере выездного туризма.

* Замечание автора: под письменной формой понимается дополнительное соглашение в виде приложения к договору, либо включение в текст договора указанной информации. Обязательно следует обратить внимание, что Турагентство обязано информировать письменно и при получении отказа на дополнительное добровольное страхование получить письменное подтверждение со стороны каждого участника путешествия.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи