Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Чего хотят российские туристы?

1414 17 декабря 2014

Вопрос ничуть не проще извечного «чего хотят женщины». Однако, если женщиной можно обойтись одной, тщательно изучив все ее запросы, то в случае с туристами такой номер не пройдет: для успешного бизнеса необходимо удовлетворять всех своих клиентов, а угадать, чего они хотят и угодить каждому в отдельности не так-то просто. Справиться с этой задачей может помочь тщательное изучение потребительских предпочтений. О результатах одного из исследований на эту тему мы поведаем вам прямо сейчас.

16 декабря 2014 г. прошла презентация результатов маркетингового исследования, проведенного компанией GfK по заказу туроператора Tui. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, это очень важный этап в развитии российской туристической отрасли, которая сейчас переживает не самые лучшие времена.

Российские туроператоры, как и прежде, работают в основном по собственным ощущениям и часто попадают впросак, поэтому исследование потребительских предпочтений среди туристов — дело не просто полезное, а необходимое, особенно в условиях резкого падения спроса и кризиса отрасли. Знание потребностей туриста и способность сформировать адекватное предложение в ответ на эти потребности может существенно ускорить процесс выхода из сложившейся на рынке обстановки. А она сейчас не просто сложная, а очень сложная: падение спроса на путешествия в 98-м году составляло 20-25 %, и это казалось чем-то чудовищным, в 2014 году снижение спроса составляет порядка 70 % — где-то за гранью добра и зла.

Туристы все больше предпочитают путешествовать самостоятельно, бронируя напрямую отели и билеты, и чтобы туротрасль не развалилась окончательно, необходимо точно знать, чем привлечь и удержать туриста, что он ждет от своего отдыха и как помочь ему реализовать свои желания.

В исследовании, которое провели специалисты российского представительства компании GfK (одна из ведущих компаний на мировом рынке маркетинговых исследований), приняло участие больше тысячи респондентов из Москвы и Санкт-Петербурга. Опрос проводился онлайн. Целью исследования было выявление предпочтений туристов при выборе и бронировании своего отдыха, а также при поиске информации о турпродуктах и курортах.

Как выяснилось, жители обеих столиц в среднем отдыхают не чаще 1-2 раз за год. Большинство проводит отдых за границей: на море или в других туристических поездках, однако, по словам директора по маркетингу компании Tui Ивора Вукелика, за последнее время интерес к отечественным курортам значительно возрос и к следующему году, скорее всего, сильно изменит статистическую картину. В качестве примера он привел новогодние каникулы, которые в прошлом году провели за границей 10 % россиян. Теперь же 3 % только говорят о том, что они собираются встречать Новый год за пределами страны, однако осуществит свои планы, вероятно, и того меньше.

Поворот к внутреннему туризму отметила и Ирина Тюрина: по ее словам, многие туроператоры пока не делают события из своего выхода на внутренний рынок, однако уже активно его осваивают.

Еще один интересный факт, выявленный в ходе исследования: несмотря на близость к Европе, жители Санкт-Петербурга чаще, чем москвичи путешествуют по России и реже ездят за границу — разница в показателях составляет около 15 %.

Характеристики отдыха

Что касается наиболее предпочитаемых стран, ими оказались (в порядке убывания) Турция, Греция, Египет, Италия и Испания. Отметим еще раз, что в исследовании принимали участие только жители двух столиц, поэтому азиатские страны не попали даже в десятку самых популярных, хотя жители Сибири и Дальнего Востока, несомненно, изменили бы эту картину. Дальнейший спрос на отдельные направления, впрочем, зависит от курса валют — в этой связи в более выигрышном положении окажутся государства со своей собственной валютой: эксперты уже отмечают рост интереса к таким странам.

Большинство российских туристов отдыхает вместе с семьей и детьми, однако велика доля и тех, кто, несмотря на наличие отпрысков, предпочитает путешествовать наедине со своей второй половинкой или же в компании друзей.

Среди наиболее предпочитаемых занятий во время отдыха на первом месте оказались купание, экскурсии и принятие солнечных ванн, затем уже идут посещение ресторанов и шопинг. Меньше всего наши люди склонны заниматься спортом на отдыхе. Останавливаться предпочитают в отелях 3-5* на базе «все включено», однако постепенно возрастает интерес к апартаментам. По словам Ивора Вукелика, в скором времени они вполне могут отодвинуть на задний план 3-звездочные отели.

При выборе варианта размещения туристы в первую очередь обращают внимание на расстояние до пляжа: всем хочется отдыхать поближе к морю. Следующими в списке приоритетов значатся характеристики самой местности, в которой расположен отель, затем комфортность номеров и только потом потребители смотрят на цену.

Среди наиболее важных услуг, предоставляемых отелем, помимо системы «все включено», туристам важно наличие доступа в интернет и бассейна. Большинство также хотело бы иметь доступ в интернет и на борту самолета, почти половина респондентов даже готова доплачивать за эту услугу. При этом директор по работе с клиентами компании GfK Марина Синило отметила, что людей (не только в туризме) больше всего раздражают мелкие траты, например, платная доставка товара, в нашем же случае — платный Wi-Fi, кондиционер, сейф и т. д. То есть, если подобные услуги сразу включать в стоимость турпакета (цена его при этом вырастет незначительно), недовольств среди туристов будет гораздо меньше.

Предпочтения при планировании путешествия

Наиболее важным источником информации при планировании отдыха для подавляющего большинства респондентов является интернет. Он выступает и главным советчиком во время принятия окончательно решения о поездке. Наибольшим спросом пользуются сайты с отзывами об отелях и курортах, поисковые системы и особенно сайты с возможностью сравнить цены.

Чуть меньше туристов советуются с родственниками и друзьями, в агентство же идут около половины опрошенных. При этом к агентствам туристы испытывают гораздо меньше доверия, чем к телевизионным передачам про путешествия (они на третьем месте среди самых главных источников информации, после интернета и друзей). Объясняется это распространенным мнением о том, что агентства стремятся в первую очередь продать турпродукт, а создатели телепередачи не заинтересованы в какой-либо материальной выгоде, представляя страну или курорт.

Одним словом, в агентство туристы идут уже изрядно подготовленными, к тому же бронировать предпочитают онлайн или по телефону, а платить — дебетовыми картами или через платежные системы. Впрочем, по мнению Ивора Вукелика, опасаться того, что в России в скором времени исчезнут «аналоговые» турагентства, не стоит, поскольку россияне любят общаться и получать информацию от живых людей, которым можно задать любые вопросы. Хотя в странах Северной Европы, например, привычных для нас турагентств почти не осталось.

К слову сказать, наружная реклама и реклама на радио и ТВ оказывает на потенциальных туристов меньше всего влияния, притом, что именно на эти каналы коммуникации тратится львиная доля рекламных бюджетов в туризме.

Непосредственное бронирование происходит в среднем за 45 дней до поездки. К счастью для многих участников туррынка в последний момент (т. е. меньше, чем за 2 недели) покупают туры лишь 9 % туристов. Ирина Тюрина также отмечает, что пакетные туры, как правило, бронируют чуть позже, в среднем за месяц до даты отъезда.

При этом за последние 3 месяца интерес к пакетным турам резко снизился в пользу самостоятельных путешествий. Эта тенденция может замедлить свой рост, если банкротства турфирм прекратятся хотя бы на некоторое время. Однако это справедливо лишь для столиц, в регионах же пакетные туры по прежнему доминируют, поскольку малое количество регулярных рейсов вынуждает путешественников так или иначе иметь дело с турфирмами.

Кроме того, сами туристы становятся все более самостоятельными и уверенными в себе. Они не хотят зависеть от условий пакетных туров, поэтому главное, чем может привлечь их туроператор, это клубные концепции отдыха, сформированные под определенные категории туристов. Они облегчают путешественникам процесс выбора варианта отдыха, к тому же, именно в клубных концепциях выше процент возвратных покупателей.

И все же, самой большой бедой российских туристов остается любовь к дешевым предложениям. Пока туры за 100 USD будут вызывать бурный интерес, а не опасения, будут процветать турфирмы-мошенники и демпинговые войны. Но, как говорится, нет худа без добра: будем надеяться, что горький опыт уходящего года все-таки будет усвоен и туристами, и представителями туриндустрии.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи