Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Греция: бронируем заранее, может не хватить

1385 23 марта 2015

Греция — одно из ключевых для российского рынка направлений, равно как и российские туристы составляют весьма внушительную долю турпотока в эту страну. В прошлом сезоне Грецию посетило около миллиона наших соотечественников, но массовые банкротства и экономический кризис внесли некоторые коррективы в российско-греческие туротношения.

Как обстоят дела сейчас? Чего ждать от нового сезона? Об этом, а также о своих планах на будущее на прошедшей 11 марта встрече рассказали первые лица компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин и Наталья Шоркова.

Многие страны, стараясь удержать российских туристов вопреки кризису и снижению потока в последнее время стали активно привлекать наших сограждан, в том числе снижая для них цены на проживание. Логично ожидать, что и Греция, которая славится своей любовью к россиянам, будет предпринимать подобные шаги. Однако, по словам представителей «Пантеона», эта страна не спешит кидаться в бой за российского туриста. Одной из причин такого «греческого спокойствия» спикеры называют некоторое разочарование греков в наших туристах. Из-за снижения стоимости туров в последние два года контингент россиян, приезжающих в Грецию, изменился: отдых здесь стал доступен завсегдатаям Турции и Египта, анекдотами о которых вдохновенно делятся турагенты, коротая долгие рабочие часы… Ведь всем известно, что данная категория отдыхающих весьма неохотно расстается с деньгами, находясь в чужой стране. Поэтому увеличение российского въездного потока, о котором мечтала Греция, серьезной экономической выгоды стране не принесло.

Посему печальный итог — скидок для наших сограждан, по примеру других стран, от греческих отелей ожидать не приходится. Кроме того, начав терять россиян, многие из них довольно быстро переориентировались на европейский рынок, где, к тому же, в прошлом сезоне наблюдался дефицит предложений. Блоки комнат, освободившиеся в результате банкротств российских туроператоров, очень быстро были проданы европейским компаниям, и в грядущем сезоне эти отели уже не видят для себя особого смысла бороться за российский рынок.

Увеличение российского въездного потока, о котором мечтала Греция, серьезной экономической выгоды стране не принесло.

Именно поэтому «Пантеон» призывает туристов и агентов бронировать проживание в Греции заранее: в этом сезоне греческие отели пустовать точно не будут (спасибо спросу европейцев). Если ситуация на российском рынке будет складываться также, как в зимнем сезоне, когда 90 % бронирований совершались за 10-12 дней до вылета, выбор может оказаться не таким разнообразным.

Но это не значит, что Греция решила отвернуться от россиян: наши граждане в этой стране по-прежнему остаются желанными гостями. К тому же многие отели, где львиную долю постояльцев составляют именно российские туристы (в частности такие сети как Grecotel и Atrium), по словам Натальи Шорковой, после коллапса с банкротствами стали более лояльными и к российским туроператорам. Особенно это заметно на примере Родоса, где отельная база была буквально разодрана между огромным количеством наших компаний. Теперь, когда 2014 год существенно «проредил» ряды партнеров из России, появилась возможность заключать более выгодные контракты с родосскими отелями, что и сделал «Пантеон». К слову сказать, по утверждению представителей туроператора, в ходе раннего бронирования Родос впервые обогнал Крит. Возможно, этому как раз способствовали более интересные и разнообразные варианты, предложенные компанией.

В целом же, по сравнению с прошлым годом объем заявок по раннему бронированию Греции существенно снизился. Однако, по словам Анатолия Гаркушина, к курсу валют этот спад не привязан, и процесс идет достаточно ровно, с традиционным всплеском в последнюю неделю февраля. Такой же всплеск ожидается и в марте-апреле. При этом Наталья Шоркова подчеркивает, что делать какие-либо прогнозы на весь грядущий сезон, опираясь на результаты раннего бронирования, не верно. По ее мнению, эту ошибку туроператоры совершили в прошлом году, когда раннее бронирование шло очень хорошо. Вдохновленные таким высоким спросом, компании поставили столько рейсов, сколько позволила сетка календаря, устроив своего рода соревнование по объемам перевозки. В результате в стране просто физически не оказалось такого количества туристов. Как следствие — начались демпинговые войны, которые имели весьма печальные и всем известные последствия.

По мнению спикеров, обидней всего то, что горький опыт уж слишком быстро забывается. Не успел российский туррынок как следует оправиться от прошлогодних потрясений, как вновь запахло демпингом: греческая сеть отелей Aldemar уличила одного из российских туроператоров в занижении цен. И в этой связи представителям «Пантеона» не понятны претензии российских турагентов в адрес обвинителя: дескать, Aldemar лезет не в свое дело. По мнению спикеров, агенты, напротив, должны были встать на сторону отельера и поблагодарить его за своевременный сигнал, ведь если один туроператор начнет снижать цены, все остальные рано или поздно последуют его примеру. Выходит, все уже забыли, что делали прошлым летом?

Не успел российский туррынок как следует оправиться от прошлогодних потрясений, как вновь запахло демпингом...

Тем не менее, горький опыт все же пошел на пользу: агентствам стало гораздо проще объяснять туристам, почему лучше приобрести тур по более высокой цене, но у надежного туроператора, да и сами туристы стали с недоверием относиться к слишком уж дешевым предложениям. По словам Натальи Шорковой, это дает возможность переориентировать конкуренцию на качество продукта и возможность приманить клиента не ценами, а интересным предложением, дополнительными услугами, и т. п. Так и туроператорам работать интересней, и туристам отдыхать комфортней.

Пока же опасность новой волны демпинга еще остается, хотя она и не слишком высока. Оздоравливают ситуацию не только бдительные отельеры, но и регулярные рейсы, которые теперь предпочитают и туристы, и туроператоры. Они не только снижают риски, но и сильнее привязывают конечную цену турпакета к его себестоимости. В планах самого «Пантеона» — только регулярные рейсы. Часть из них по-прежнему будет выполняться компанией «Аэрофлот», которая, по словам А. Гаркушина, весьма неохотно работает с туристическим рынком. Основным же перевозчиком «Пантеона» на греческом направлении в этом сезоне стала компания Aegean Airlines, «осиротевшая» после краха «Лабиринта». Большая часть полетной программы «Пантеона» в Грецию будет базироваться на регулярных рейсах именно этой авиакомпании. В частности, благодаря промо-тарифам Aegean Airlines в ассортименте оператора (хоть и не в массовом сегменте) остаются такие направления, как Закинф, Миконос, а также Санторини и Скиафос: прямых рейсов на эти острова нет, однако перелет с пересадкой по расчетам оператора оказался всего на 4 евро дороже. Основными направлениями «Пантеона» в грядущем сезоне остаются Крит (Ираклион), Корфу, Родос и Пелопоннес (Каламата).

В планах туроператора не оптимизировать в дальнейшем заявленные объемы, поэтому программа на летний сезон составлялась довольно осторожно. В частности было решено отказаться от дорогих 3-4-звездочных отелей Греции, поскольку спрос на них стремится к нулю, а также скрепя сердце пришлось отказаться от контрактов на Санторини и Скиафосе из-за отсутствия на эти острова прямых перелетов из России.

Кроме того, по словам Анатолия Гаркушина, по сравнению с прошлым годом себестоимость туров заметно снизилась вслед за ценами на авиабилеты. Правда, снижение это касается цен в евро, в рублях же, из-за курса валют, стоимость отдыха в Греции в лучшем случае осталась на прежнем уровне. Снижение может наблюдаться лишь в сегменте очень дешевых туров, где большую часть цены составляет перелет.

Что касается модной нынче темы внутреннего туризма, туроператор пока только планирует им заниматься. По словам Натальи Шорковой, выход на внутренний рынок требует значительных вложений, к которым компания морально пока не готова. Зато среди направлений «Пантеона» появится Узбекистан. Впрочем, это уже совсем другая история.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи