Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Кто виноват и что делать?

265 08 августа 2014

В сложившейся ситуации ежедневно рождается огромное количество слухов, мнений и домыслов, но, безусловно, все согласятся с тем, что мнение одного человека не оставило равнодушным никого в туристической отрасли — это глава министерства культуры Владимир Мединский, который 6 августа на пресс-конференции в Москве сравнил туроператоров с финансовыми пирамидами…

Чтобы разобраться в том кто прав, а кто виноват, мы попросили экспертов рынка ответить на два вопроса.

Согласны ли они с мнением г-на Мединского, что «...кризис отрасли не связан с санкциями со стороны США и Евросоюза или с уменьшением турпотока со стороны силовиков. "Это безответственные заявления. Не надо строить пирамиды, не надо жить сегодня за счет будущих продаж"».

Гаркушин Анатолий
Анатолий Гаркушин, генеральный директор «Пантеона»
«”Не надо строить пирамиды, не надо жить сегодня за счет будущих продаж” — конкретно с этой цитатой согласен полностью», — заявил генеральный директор туроператора Panteon Анатолий Гаркушин.

«Безответственно вести бизнес, затыкая кассовые дыры из оборотных средств и проводить рискованную, не подкрепленную финансово политику, увеличивать объемы на фоне падения спроса, продавая продукт ниже себестоимости. В итоге имеем то, что имеем. Амбиции всегда должны быть подкреплены финансовой уверенностью, а риски обдуманны.

На протяжении последних лет мы сталкиваемся с одним и тем же: агентства, даже после долгой и плодотворной работы, уходят к конкурирующему оператору только потому, что он предлагает тот же продукт дешевле. Условие возобновления сотрудничества одно — дайте нам такую же цену, а лучше ниже, при этом элементарное знание себестоимости всех компонентов тура неизбежно приводит к заключению, что тур продается в огромный минус. Но разве факт постоянных продаж в минус может быть признаком надвигающегося коллапса? Не добившись лучшей цены, агентства уходили от нас и к «Капиталу», и к «Лабиринту». Мы помогали туристам и того и другого туроператора возвращаться на родину. Поэтому в своих продажах мы делаем ставку на работу с теми агентствами, которые могут и хотят объяснять туристам, почему цена в вопросе выбора места отдыха не должна быть решающим фактором принятия решения в пользу того или иного ТО», — добавил г-н Гаркушин.

Шевченко Дмитрий
Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group
«Я не считаю, что все туроператоры, обанкротившиеся в последнее время, выстраивали пирамиды, — высказывает противоположное мнение генеральный директор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. — Среди них есть фирмы, которые были старейшими на рынке — это “Нева”, “ИнтАэр”, “Роза ветров Мир”. На мой взгляд, на недавние банкротства повлияла целая совокупность факторов, в том числе безответственная позиция тех компаний, которые действительно такие пирамиды выстраивали».
Ватутин Сергей
Сергей Ватутин, основатель сети «1001 тур»
Генеральный директор сети агентств «1001 Тур» Сергей Ватутин считает, что в сложившейся ситуации наложилось все, «и запрет на силовиков, и курсовые скачки в начале года, и ухудшение экономической ситуации в стране. Ну и, конечно, многолетний жесткий демпинг на некоторых направлениях, в первую очередь — на Греции. Но даже в этих условиях есть те, кто крепко стоит на ногах, а есть те, кто играл в пирамиду, переоценив свои силы».
Вукелик Ивор
Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI в России
Директор по маркетингу и продажам TUI в России Ивор Вукелик уверен, что «все негативные внешние факторы лишь форсировали проявление проблем, которые давно накопились в туристической отрасли. Одна из них — на рынке выездного туризма слишком много туроператоров, чартерной авиаперевозки, что абсолютно не соответствует реальному объему турпотока. В итоге ряду туроператоров приходится работать не на прибыли, а “на обороте” — их цель продать кресла в самолете, отели “на гарантии” и получить деньги в оборот для финансирования своей операционной деятельности. Для этого они жестко демпингуют, и этому тренду вынуждены следовать все игроки, даже те, у которых изначально был правильный подход к бизнесу. В итоге в туризме ключевым критерием принятия решения о покупке является цена, а не сам турпродукт. В конечном итоге эта стратегия провальна и приводит к тому, что происходит сейчас».

Что необходимо менять в российском законодательстве, чтобы в будущем ситуация не повторилась?

Ткач Надежда
Надежда Ткач, директор по рекламе и продвижению бренда «СМГП»
Директор по рекламе и продвижению бренда «Сети магазинов горящих путевок» Надежда Ткач уверена, что необходимо ввести страхование каждого тура. Она подчеркивает, что такая программа в настоящее время реализована только в их компании.

Мнение Надежды поддерживает и Сергей Ватутин: «С точки зрения законодательства, необходимо, на мой взгляд, страховать каждый тур и только в надежных страховых компаниях, вместо того, чтобы страховать только туроператоров и в компаниях с сомнительным финансовым положением».

«Нужно антимонопольное законодательство в сфере туризма, когда долгосрочные продажи продукта по явно убыточной стоимости могут стать поводом для проверки финансовой состоятельности компании. Нужна альтернатива ФИГам, которых явно не хватает на всех пострадавших туристов», — такие изменения в закон предлагает внести Анатолий Гаркушин.

Ивор Вукелик предлагает поднять планку входа и увеличить контроль на туррынке: «Пробелы в нынешнем законодательстве позволяют компаниям работать по “серым” схемам, уходить от ответственности, не отвечать за свои действия или, наоборот, бездействие перед клиентами».

«Во-первых, следует бороться с демпингом, работать над антидемпинговыми соглашениями. Во-вторых, ответственность туроператоров в «Турпомощи» должна быть пропорциональна их объему. В-третьих, страховым компаниям следует увязывать страхование ответственности туроператоров с размерами их туристических потоков» — уверен генеральный директор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи