Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Новый закон о туризме: мнения представителей отрасли

902 04 марта 2015

25 февраля 2015 г. на заседании Госдумы в первом чтении были приняты поправки в отраслевой закон, цель которых — усиление ответственности туроператоров и повышение уровня правовой защиты туристов. Пожалуй, сейчас в туризме нет более актуальной темы, которая вызвала бы такие жаркие споры. Ведь согласитесь, от того каким будет новый закон, зависит будущее всей отрасли. Пока же большинство участников единогласно заявляют — новый законопроект губителен для рынка.

Что не так с новым законом и что поможет отрасли пережить кризис? Именно об этом мы поговорили с представителями туроператоров (как крупных, так и нишевых) и отраслевых объединений.

Как вы считаете, поможет ли увеличение размера финансовых гарантий нормализовать ситуацию на рынке и избежать кризиса в будущем? Не спровоцирует ли данная мера новую волну банкротств?

Гаркушин Анатолий
Анатолий Гаркушин, генеральный директор «Пантеона»
Увеличение фингарантий не панацея. А с учетом всех негативных экономических факторов — падения потребительского спроса, девальвации рубля, запрета на выезд за границу определенных категорий граждан и т.д. — дополнительная финансовая нагрузка может быть весьма обременительной для туроператоров. Но проблемы, скорее всего, останутся: по-прежнему будут появляться цены на турпакеты ниже себестоимости и избыток перевозки по популярным направлениям. Вот с этим надо бороться.

Подгорная Анна
Анна Подгорная, генеральный директор Pegas Touristik
Увеличение фингарантий не только не поможет нормализовать ситуацию на туристическом рынке, но неизбежно усугубит и без того сложное положение турбизнеса. Большинство мелких и средних туроператоров будут вынуждены отказаться от продолжения туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, так как финансовые требования для ее осуществления непомерно велики. Кроме того, расчет размера финобеспечения предлагается производить на основе данных об общей цене турпродукта за предыдущий год, в то время как с учетом общей экономической ситуации в стране уровень продаж в 2015 году, очевидно, не будет соизмерим с результатами прошлых лет. Соответственно, и финобеспечение в таком размере не является экономически обоснованным.

Мурадян Артур
Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel
Само по себе увеличение фингарантий не способно нормализовать сложившуюся на туррынке критическую ситуацию. Это лишь осложнит и без того непростые условия работы туроператоров в сегодняшних условиях. Да, увеличение фингарантий повлечет за собой очередную волну закрытий небольших операторов и вообще может поставить под угрозу деятельность мелкого и среднего бизнеса. Как результат — отсутствие конкуренции, а следовательно, еще большие проблемы для потребителей турпродукта.

Необходимо привести все к единому стандарту — только так можно сделать рынок более прозрачным. При этом фингарантия должна рассчитываться, исходя из количества туристов и оборота каждого отдельного туроператора.

Игнатьев Илья
Илья Игнатьев, генеральный директор «Пассат Тревела»
Увеличение размера фингарантий не поможет ни нормализовать ситуацию, ни избежать кризиса. Это совершенно не связанные между собой процессы. Бизнес всегда будет пытаться уменьшить себестоимость услуги, в том числе заплатить как можно меньше страховой компании, предоставляющей гарантии. Страховая компания, в свою очередь, будет любыми путями пытаться оспорить выплаты. Именно это мы и наблюдали в прошлом году: гарантии либо предоставлялись «черными лошадками» страхового бизнеса, либо страховщики под любыми предлогами отказывались от выплат.

Уже сейчас многие нишевые операторы продлили гарантии только на въездной и внутренний туризм с целью остаться в реестре, однако работать продолжают так же, как и раньше, т. е. в том числе в сфере выездного туризма. Ряд операторов и вовсе перешли на отдельные договоры по услугам, входящим в состав тура — закон это позволяет.

Таким образом, мой прогноз: большинство мелких и средних операторов уйдут в тень, продолжая работать как раньше. На спрос это вряд ли повлияет: после выплат пострадавшим «Лабиринта» в размере 2 % от суммы договора, туристы прекрасно понимают, что фингарантии туроператора их никак не защитят.

Тюрина Ирина
Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, главный редактор RATA-news
Принятый законопроект не только не решит, а усугубит проблемы туристического рынка, заставив многих игроков уйти из бизнеса. Депутаты, видимо, полагают, что туроператоры очень хорошо зарабатывают и могут легко внести 30 млн. руб. в фонд персональной ответственности, еще 500 тыс. заплатить за фингарантии и еще не менее 100 тыс. в резервный фонд. Такие сборы и в лучшие-то времена нелегко давались операторам. А сейчас на рынке выездного туризма сложилась беспрецедентная ситуация, связанная, в том числе, с экономическим кризисом в стране.

Гончаров Карен
Карен Гончаров, генеральный директор DSBW Tours
Увеличение фингарантий — мера в целом правильная, но как это будет решаться со страховыми компаниями, которые даже существующие фингарантии отказываются предоставлять? Параллельно нужно регулировать и рынок страхования.

Лыжов Кирилл
Кирилл Лыжов, генеральный директор Intravel-Stoleshniki
Если речь идет об увеличении минимальной суммы финансового обеспечения с 30 млн. руб. до 50 млн. руб., то это не существенно, в валюте эта цифра в прошлом году была даже выше. Увеличение до 50 млн. руб. соответствует общей экономической ситуации, связанной с падением рубля, и поэтому те компании, которые смогли себе обеспечить 30 млн. в прошлом и этом годах, скорее всего, смогут заплатить и больше 50 млн. в будущем. Такое увеличение не приведет ни к массовым закрытиям небольших туроператоров, ни к слияниям и поглощениям.

Ломидзе Майя
Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР
Главная цель законопроекта — защита прав туристов, а в нынешнем виде эта цель не достигается. Нормы, предложенные в законопроекте, неисполнимы. Лидирующие страховые компании в принципе не собираются страховать туроператоров. Зачем же заявлять о мифических 3% или 5% почти от полного оборота компании? Ведь очевидно, что страховка у крупных туроператоров должна составлять от 500 млн. до 3 млрд. руб. Застраховаться на такую сумму просто не у кого. Банк тоже не даст гарантию на эту сумму. В итоге туроператоры будут вынуждены получать финансовые гарантии у страховых компаний типа «Восхождения», которая имела обязательств больше, чем смогла исполнить. Таким образом, закон не защищает, а создает угрозу для туристов.

Мамедов Рашад
Рашад Мамедов, президент группы компаний TBS
В законопроекте, принятом Госдумой 25 февраля, помимо повышения минимального размера финансовых гарантий, предусмотрено формирование сразу двух фондов: резервного при «Турпомощи» и персональной ответственности операторов. Это в настоящих условиях очень серьезная финансовая нагрузка как для нишевых и средних, так и для крупных компаний.

У туроператоров «первой десятки» есть еще и другая проблема — найти страховую компанию, которая смогла бы застраховать их реальные объемы. Желающих страховать туризм становится все меньше: страховщики оценили возросшие риски банкротств на туристическом рынке и сделали неутешительные для туроператоров выводы.

Что делать операторам? Активнее участвовать в законотворческих процессах, обсуждениях, приводить и отстаивать аргументированное мнение через общественные организации, ассоциации. Сейчас самое время сосредоточиться на этом. До второго чтения законопроекта в Думе время есть.

Как вы считаете, насколько необходимо создание еще одного фонда — фонда персональной ответственности?

Анатолий Гаркушин, генеральный директор «Пантеона»

Не думаю, что дублирование фондов под разными названиями как-то защитит туристов.

Анна Подгорная, генеральный директор Pegas Touristik

Создание фонда персональной ответственности было бы целесообразно только в качестве альтернативы финансовому обеспечению деятельности туроператора. Однако законопроектом этот фонд вводится в дополнение к существующим финансовым требованиям для выездных туроператоров (финобеспечение + фонд «Турпомощь», а теперь еще и фонд персональной ответственности). Кроме того, цели расходования денежных средств из фонда персональной ответственности абсолютно идентичны целям расходования средств фонда «Турпомощь», взносы в который также непомерно возрастут, не смотря на то, что и без увеличения взносов «Турпомощь» справилась с задачей вывоза туристов туроператоров, массово обанкротившихся в 2014 г.

По официально полученной от дирекции «Турпомощи» информации в период с 17.07.2014 по 30.09.2014 г. 100% денежных средств израсходованных из компенсационного фонда были потрачены исключительно для транспортировки на территорию РФ туристов, пострадавших от приостановки деятельности туроператоров. Постановлением Правительства РФ от 22.09.2014 N 967 «О внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации» предусмотрена обязанность за сутки до путешествия передавать своим клиентам на руки все необходимые документы, в том числе билеты туда и обратно. Это значит, что необходимость вывоза туристов обанкротившегося туроператора уже вряд ли возникнет, соответственно, незачем формировать еще один фонд, ориентированного на экстренную помощь туристам за пределами РФ.

Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel

Размножение фондов ни к чему хорошему не приведет, а только усугубит ситуацию. От увеличения контролирующих организаций выгоду получают только чиновники. Ни туристы, ни операторы от этого не выиграют. Возникнет лишь непонимание, кто за что отвечает. Плюс абсолютно несвоевременное и обременительное увеличение финансовой нагрузки на игроков туррынка.

Илья Игнатьев, генеральный директор «Пассат Тревел» (г. Санкт-Петербург)

Фонд персональной ответственности предлагался как работающая замена неработающим фондам. В виде дополнения к неработающему закону — это просто дополнительная нагрузка на бюджет туроператора. Она не велика, если говорить о размере в 200-300 рублей с человека — туроператор просто добавит ее к стоимости путевки. С другой — малые выплаты не позволят компенсировать туристам их потери в случае банкротства компании. Другими словами, без преобразования закона полностью, добавка в виде этого фонда — мертвому горчичник.

Карен Гончаров, генеральный директор DSBW Tours

В идее фонда персональной ответственности нет ничего плохого, меня больше смущает прогноз количества туристов на будущий год, на основе которого рассчитывается сумма фонда. Получается, если количество туристов за год по факту составит на 10% больше заявленного оператором объема, это может послужить основанием для исключения его из реестра. Слишком жесткая мера. Поэтому, на мой взгляд, надо сделать 3 вещи: во-первых, смягчить данный пункт, сделав право на ошибку не в 10 %, а в 20 %. Во-вторых, взносы в этот фонд разбивать, например, поквартально. В-третьих, надо дать оператору право в третьем-четвертом квартале доплатить в фонд персональной ответственности по 100 руб. за каждого будущего туриста в случае, если компания видит возможность отправки бОльшего количества туристов.

Кирилл Лыжов, генеральный директор Intravel Stoleshniki

На первый взгляд мы видим, что в его основе будут учитываться объемы отправок каждого туроператора, насколько будет четко работать структура фонда, учитывая прогнозирование сказать на данный момент очень сложно.

Несомненно, новый фонд это новое обременение для туроператоров, а сможет ли этот фонд стать ни еще одним инструментом закона, а заменить то, что не работает на данный момент, а именно финансовая ответственность туроператора, наверно это вопрос времени и практики.

Майя Лoмидзе, исполнительный директор АТОР

По мнению АТОР, необходимо создать отдельные фонды персональной ответственности туроператоров (из расчета 500 руб. с человека) и фонд коллективной ответственности (из расчета 100 руб. с человека). Такой подход гарантирует от банкротства или недобросовестности страховой компании. Кроме того, потребитель будет уверен, что в любом случае может рассчитывать на компенсацию, так как деньги в фонде зарезервированы задолго до его поездки.

Рашад Мамедов, президент группы компаний TBS

Идея фонда персональной ответственности, на мой взгляд, актуальна. Смысл его в том, что туроператор вносит в этот фонд фиксированную стоимость, например, 300 руб. с каждого отправленного туриста. Также, безусловно, полезным оказался бы фонд коллективной ответственности туроператоров. Взносы туда должны отчисляться также с каждого туриста.

Чем крупнее туроператор, тем больше должны быть взносы. В этом случае нет «уравниловки» и исключается недобросовестность страховой компании, которая, чтобы заработать, привлекает некоторых операторов супер-условиями страхования ответственности, когда на самом деле за этим ничего не стоит. Такой механизм давно нужно было менять, и сейчас это возможно, так как пишется новый закон.

Многие участники рынка считают, что в нынешнем виде новый закон никак не поможет отрасли, а напротив, усугубит кризис. Какие последствия на ваш взгляд ждут рынок в случае его принятия? Что нужно дополнить/исправить в новом законе, чтобы он стал эффективным?

Анатолий Гаркушин, генеральный директор «Пантеона»

Как показала практика прошлого года, механизм фингарантий ненадежен, так как на момент краха операторов было продано много туров на будущие даты.

За нас уже все придумано. В авиаотрасли давно существует IATA, которая требует банковскую гарантию исходя из текущих продаж, при этом учитывает и продажи, сделанные на будущий период. Аналогично можно сделать и страховым компаниям для туроператоров. Это возможно при создании единой электронной путевки, проект которой пока очень далек от приемлемого.

Анна Подгорная, генеральный директор Pegas Touristik

Полностью разделяю мнение участников рынка о том, что принятие законопроекта в существующем виде не только не поможет отрасли, но и существенно ухудшит положение потребителей, в то время как целью внесения изменений в закон, является повышение уровня правовой защиты туристов.

Туризм является лишь одним из секторов потребительского рынка, и механизмы защиты потребителей достаточно подробно регламентированы гражданским законодательством, в общем, и Законом «О защите прав потребителей» в частности.

Отраслевой закон о туризме в действующей редакции также предусматривает дополнительные механизмы защиты прав туристов, выезжающих за рубеж. Безусловно, какие-то из этих механизмов нуждаются в доработке. Так, например, крайне действенным явилось бы принятие мер, направленных на государственное регулирование рынка страхования ответственности туроператорской деятельности, что позволило бы избежать ситуации, когда компания предоставляет оператору внушительные фингарантии, которые при наступлении страхового случая ей нечем выплатить.

Повышение финансовых требований к туроператорам проблему не решит и лишь повлечет еще большее сужение рынка. Но в этом случае приостановка деятельности турфирм будет объясняться уже не конъюнктурой рынка, а принятием неисполнимого закона в разгар кризиса.

Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel

Закон, который был принят в первом чтении, полностью разрушает турбизнес. Я считаю, что увеличение фингарантий должно быть пропорционально объемам продаж туроператоров — это, во-первых. Во-вторых, создание двух фондов абсолютно неэффективно. В-третьих, необходимо провести переговоры, дабы учесть мнения всех участников рынка: туроператоров, турагентов, авиакомпаний, страховых компаний.

По моему убеждению, закон в том виде, в каком он был принят в первом чтении, не пройдет. Ко второму чтению, когда к процессу обсуждения будут привлечены профессионалы туриндустрии, закон претерпит кардинальные изменения. В противном случае туристический рынок ожидает полный крах.

Илья Игнатьев, генеральный директор «Пассат Тревел» (г. Санкт-Петербург)

В настоящий момент наибольшее давление на рынок оказывает общая экономическая ситуация в стране. Даже плохой закон никто не замечал, пока она не ухудшилась и не запустила эффект домино. Сейчас самые слабые звенья ушли, остались средние. Будет ухудшаться ситуация и далее, вне всякой связи с принятием или непринятием закона — банкротства продолжатся.

Нужен закон, учитывающий интересы всех участников рынка: страховых, авиакомпаний, операторов, агентов и туристов. И нужно не забывать про народную мудрость: у семи нянек дитя без глазу. Пока правительство будет городить фонд на фонд, любимым занятием каждого фонда будет спихивание с себя ответственности. За тур должен отвечать кто-то один. Этот вопрос можно отдать на откуп вообще агенту. Агент выбрал оператора, почему же он не может выбрать страховую компанию, чтобы там застраховать этот конкретный тур? Сделали «Турпомощь» — замечательно. Вот пусть «Турпомощь» и делает аудит больших операторов, собирает взносы и делит эти взносы от каждого оператора, разнося по разным счетам. Зачем тут еще страховая?

Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ

Сейчас активно продвигается введение системы саморегулирования в туризме. Однако подобное объединение неэффективно, мы это видели на примере строительной отрасли. Совершенно очевидно, что создание саморегулируемой организации не сможет решить проблемы бизнеса и как-то защитить туристов. Но депутаты почему-то видят в этом панацею для туристической отрасли. Мы надеемся, что ко второму чтению голос турбизнеса все же будет услышан. Мы хотим, чтобы новый вариант закона, безусловно, защищал интересы туристов, но при этом, чтобы он сохранил турбизнес.

Карен Гончаров, генеральный директор DSBW Tours

В целом, предложенные поправки (с оговорками) направлены на наведение порядка в отрасли, но как всегда оздоровление рынка предполагается за счет самих его участников. Но дело в том, что сейчас, в самый разгар кризиса, мало у кого из туроператоров есть лишние ресурсы для этого.

Что касается конкретных изменений и доработок. Электронная путевка — это очень хорошее начинание. Его надо обязательно реализовать. Не надо только заставлять вести единый реестр электронных путевок — это приведет к оттоку туристов от туроператоров. Не каждый клиент захочет, чтобы сведения о том, где, с кем и за сколько он отдыхал, были где-то опубликованы.

Что касается электронной подписи: у большинства граждан ее нет, и в ближайшее время не появится. Поэтому процедуру покупки путевки в электронном виде стоит сделать по аналогии с покупкой авиабилета, где достаточно идентифицировать себя, принять условия и подтвердить свои намерения оплатой. Путевка стоимостью 300 евро ничем не сложнее и дороже авиабилета, имеющего такую же цену.

Кирилл Лыжов, генеральный директор Intravel Stoleshniki

Скорее всего, после принятия закона ничего серьезно не произойдет. Учитывая то, что все изменения направлены на защиту туриста в экстренной ситуации, то проверить новый закон можно будет только в случае очередного банкротства туроператора. За последний год наша отрасль прошла серьезные испытания, на рынке остались те компании, которые умеют держать удар, поэтому если экономическая ситуация в стране как минимум не будет ухудшаться, проверка действия нового закона может состояться не скоро.

Много новых идей, которые в том числе обсуждаются нашими общественными организациями, я разделяю, но сложно спрогнозировать их действие в реальном рабочем поле.

Майя Лoмидзе, исполнительный директор АТОР

АТОР считает необходимым исключить из законопроекта статьи, касающиеся обязательства турагентств работать только «от имени и по поручению туроператоров». Эта поправка не будет способствовать оперативному разрешению чрезвычайных ситуаций, происходящих с российскими туристами за рубежом.

Более того, это норма ударит по всем видам отдыха, в первую очередь по внутреннему туризму, который, как известно, переживает бум. Не менее важен и тот факт, что сокращение количества турагентств приведет к потере десятков тысяч рабочих мест, что в условиях нынешней экономической ситуации еще больше усугубит социальные проблемы, и в первую очередь в регионах.

К непредсказуемым последствиям может привести также внедрение единой информационной системы электронных путевок. Аккумулирование в некой системе данных туристов (дата, место, сроки поездки, ФИО туристов и т.п.) противоречит целому ряду основных законов нашей страны, например, п.1 ст.23 Конституции РФ (неприкосновенность частной жизни). Ст.137 УК РФ предусматривает ответственность за сбор, хранение и передачу третьим лицам сведений о частной жизни граждан, а отдых – это частная жизнь. Закон «О персональных данных» строго регламентирует сбор и хранение персональных данных граждан, а в системе предполагается именно собирать и хранить персональные данные туристов. Нет сомнения, что граждане будут против такой системы, при том, что гарантировать сохранность данных в ней никто не сможет.

Рашад Мамедов, президент группы компаний TBS

Цель у законодателей одна: сделать туризм более цивилизованным, прогнозируемым, надежным. Максимально обезопасить российских туристов от случаев некомпетентной и нечестной работы некоторых участников туроператорского рынка.

А вот какими способами — нужно обсуждать, и как раз сейчас к этому обсуждению подключилась общественность, страховщики и профессиональные сообщества. Как один из учредителей Альянса туристических агентств, могу заверить, что наши предложения, наше видение дальнейшего развития туризма в России, будут донесены до соответствующих комитетов и комиссий Государственной Думы.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи