Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Ровно год нет авиасообщения с Египтом

1718 31 октября 2016

Ровно год назад, 31 октября 2015 г., рейс 7k9268 авиакомпании «Когалымавиа» (Metrojet) отправился в свой последний рейс. Самолет с 217 туристами и 7 членами экипажа на борту потерпел крушение в небе над Синаем. Позже было установлено, что причиной крушения стал теракт: на борту было приведено в действие взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.

После крупнейшей в истории России авиакатастрофы авиасообщение с Египтом прекратилось. Соответствующее распоряжение дал президент РФ Владимир Путин 6 ноября 2015 г. Ограничения не сняты до сих пор. Курорты арабского государства стабильно являлись лидерами спроса из-за целого ряда факторов: низкая стоимость относительно других направлений, отсутствие виз, отели по системе «все включено» и более-менее близкие перелеты.

Что произошло

Рейс 7k9268 «Когалымавиа» с туристами Brisco на борту вылетел из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург 31 октября 2015 г. в 6:50 по московскому времени. На высоте 9,4 км в небе над Синаем самолет начал терять высоту. Примерно в 7:15 (по Мск) самолет рухнул на землю.

В результате проведенных проверок и расследований было установлено, что причиной авиакатастрофы стал теракт. Следственный комитет РФ до сих пор проводит работы по данному делу, чтобы привлечь к ответственности всех причастных к теракту.

В Санкт-Петербурге в память о жертвах авиакатастрофы решено построить храмовый комплекс.

Трудности чартерных авиаперевозчиков

Сильнее прочих участников рынка от отсутствия Египта пострадали чартерные авиакомпании. В ноябре 2015 г. ситуация еще усугубилась, поскольку под запрет попала и Турция. Эксперты авиаотрасли рассказали http://tass.ru/ekonomika/3746284 ТАСС, что данный сегмент рынка ощущает последствия до сих пор, поскольку пассажиропоток на международных линиях продолжает сокращаться.

Специалисты давали неутешительные прогнозы, ожидая, что рынок покинут не менее трех авиакомпаний. В свою очередь Росавиация в течение летнего сезона 2016 г. из-за многочисленных задержек пристально следила за шестью чартерными перевозчиками. Сертификат эксплуатанта некоторых компаний вовсе приостанавливался. К счастью, перевозчики продолжают свою деятельность.

Из сложившейся ситуации чартерные компании выходили по-разному. Так, «Икар» и «Северный ветер» пытаются компенсировать потери за счет выполнения регулярных рейсов. Некоторые авиакомпании частично переориентировались на внутренние направления. Неожиданное решение нашел «Ай Флай»: перевозчик сосредоточился на транзите китайских туристов в Европу через Москву.

Прекратил полеты только «Когалымавиа», самолет которой потерпел крушение: финальный рейс состоялся 20 ноября 2015 г. Сертификат эксплуатанта был отозван. Позднее руководство перевозчика заявляло о намерении вернуться на рынок. Авиакомпания не оставляла надежд избежать банкротства, намереваясь погасить долги. Дело о возможном признании компании банкротом будет рассмотрено 10 ноября 2016 г.

Суммарные потери российских перевозчиков от закрытия Египта в 2015 г. составили порядка 9 млрд RUB.

Как справлялись туроператоры и турагентства

Несмотря на годовое отсутствие Египта, а также длительный запрет на чартерные рейсы в Турцию, туроператоры продемонстрировали поразительную стойкость: массовых банкротств, которые случились в 2014 г., удалось избежать.

Туроператоры сумели переориентироваться на альтернативные направления. В частности, появились пакетные предложения и чартеры на внутренние курорты. Потеряв массовые направления, туроператоры провели диверсификацию бизнеса, сократив персонал, а также траты на рекламу и содержание офисов.

Долгое время пытался сохранять оптимизм Brisco, чьи туристы летели на потерпевшем катастрофу рейсе. Однако, как и в случае с «Когалымавиа», трагедия крайне негативно сказалась на имидже туроператора. 2 августа Brisco заявил о приостановке деятельности, отметив, что впоследствии работа в качестве туроператора может быть возобновлена. Однако первоочередной задачей, по заверениям представителей компании, является выплата компенсаций.

Отсутствие Египта (и Турции) привело к сокращению числа туроператоров на выездных направлениях: с 2050 в 2014 г. до 721 в 2016 г. Как минимум на треть сократилось и число турагентств.

Альтернативные направления

От закрытия Египта выиграли альтернативные направления. В частности, солидное число предпочитавших Египет туристов удалось «урвать» Тунису. Часть туристов отправились в Юго-Восточную Азию, а также в Марокко, а также ОАЭ.

Сильнее прочих выиграли внутренние курорты, которые фиксируют рекордные турпотоки. Эксперты полагают, что российские направления ожидает проверка на прочность летом 2017 г. из-за открытия Турции и возможного открытия Египта.

Впрочем, полноценной альтернативой зимнему Египту ни одно из направлений не стало из-за того, что это разные продукты. Так что эксперты уверены, что туристы вернутся в Египет, как только он будет открыт.

Пока же сведения о возможном снятии ограничений остаются противоречивыми. Так, египетское правительство обещает «хорошие новости» в самое ближайшее время, тогда как Министерство транспорта России советует не ждать начала полетов в 2016 г.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи