Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

«Титаник» 2014: хроника печальных событий

361 06 февраля 2015

В прошлом году российскому туристическому бизнесу крепко досталось. Напряженная политическая ситуация в мире, падение рубля, а вслед за ним и падение спроса на заграничные путешествия — все это возникло неожиданно, как айсберг на пути знаменитого «Титаника». В результате наш корабль, совершенно не готовый к таким потрясениям, получил мощную пробоину, а точнее почти два десятка крупных дыр в лице туроператоров, покинувших рынок. Мы решили оглянуться назад и вспомнить, как развивались события, что им предшествовало и каковы были потери.

Все началось с туристов «Невы», которых в разгар сезона отказались заселять в греческие отели. Туроператор заверил, что это своего рода производственное недоразумение, и вскоре все будет улажено. Однако всего через несколько дней, 16 июля один из старейших и крупнейших питерских туроператоров признался в неспособности продолжать свою работу. «За бортом» остались 23 тысячи туристов. Несмотря на столь внушительные цифры и на солидность закрывшейся компании, никакой паники не было, падение «Невы» казалось единичным случаем. К тому же ассоциация «Турпомощь» получила возможность испытать свои силы, так сказать, «в боевых условиях».

Больше шума наделала «Роза ветров Мир», которую приняли за старейшего московского туроператора «Розу ветров». Последний еще долго потом открещивался от своего незадачливого «тезки», проданного 4 года назад.

Следом ко дну пошел питерский «Экспо-тур». За границей его туристов на тот момент почти не было, поэтому пострадавшими оказались те, кто только купил тур и лишь предвкушал долгожданный отдых. Как, впрочем, и в случае с «Розой ветров Мир», у которой на момент приостановки деятельности за рубежом находилось лишь полторы сотни клиентов, большинство же только готовилось паковать чемоданы.

И все было бы не так тревожно, если бы все эти падения не случились в двухнедельный срок. Как говорится, один раз — случайность, два — совпадение, три — уже статистика.

Началом конца стало крушение еще одного «мастодонта» российской туриндустрии — компании «Лабиринт». Поначалу, когда отдых 6 тысяч туристов оказался под угрозой из-за финансовых разногласий между «Идеал-туром» и «Оренбургскими авиалиниями», про «Лабиринт» никто и не вспоминал. Но на следующий день после этой пугающей новости, солнечным субботним вечером 2 августа на сайте «Лабиринта» появилось сообщение о приостановке деятельности. Оказалось, компания уже давно продана владельцу «Идеал-тура», а львиная доля полетной программы — чартеры, заказанные «Идеал-туром» у «Оренбургских авиалиний». По словам руководства «Лабиринта», они даже не знали о том, что деньги, отправленные новому партнеру за эти рейсы, до авиакомпании так и не доходили.

«Лабиринт» оказался рекордсменом по числу пострадавших: только за границей на момент банкротства отдыхали порядка 27 тыс. человек. Общее же число, 65 тысяч туристов, затмило потери всех трех предыдущих компаний вместе взятых. Вот тут и началась в туризме настоящая паника: что это? Эпидемия мошенничества? Заказное убийство отрасли? Кто следующий? Хватит ли у «Турпомощи» денег на вывоз всех пострадавших?

Кроме того, начались серьезные проверки всех участников туристического рынка. Ситуацией в отрасли заинтересовались на самом высшем уровне: премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проверить всех российских туроператоров и пересмотреть систему их страхования.

«Лабиринт» оказался рекордсменом по числу пострадавших: только за границей на момент банкротства отдыхали порядка 27 тыс. человек.

А они, тем временем, стали сыпаться, как осенние листья: через три дня после краха «Лабиринта» остановил работу «ИнтАэр». На следующий день — «Нордик стар», еще через неделю — «Ветер странствий». Каждую пятницу и туристы, и турагенты с ужасом ждали нового банкротства, и чаще всего эти ожидания сбывались. Оставшиеся в строю туроператоры наперебой твердили о своей надежности, но с каждым новым банкротством вера в эти увещевания стремительно таяла. Особенно сильно она была подорвана после краха «Южного креста», ведь в начале августа «Трансаэро» назвала его в числе наиболее надежных партнеров, за которых готова поручиться. И вот, 10 сентября этот «надежный партнер» объявляет о приостановке деятельности, раздавив остатки доверия к туроператорам и среди туристов, и среди агентов. Последней в череде летних падений оказалась «Верса», закрывшаяся 15 сентября. Многие сочли ее жертвой паники и слухов, из-за которых агентства и туристы просто боялись бронировать туры «Версы». Даже призыв нескольких агентов поддержать туроператора и не бойкотировать его продукт, не спасли питерскую компанию.

Из-за разорений туроператоров изрядно пострадали и страховые компании, вынужденные покрывать расходы своих клиентов. Сильнее всех досталось «Восхождению», где были застрахованы «Лабиринт», «Нева» и «Солвекс-турне»: в ноябре 2014 года был подан иск о признании компании банкротом, а 2 февраля 2015 года этот иск был окончательно удовлетворен. Другие страховые компании, боясь подобной участи, стали отказываться от продления договоров или вынуждать своих клиентов подписывать дополнительные соглашения. Фактически туроператоры оказались в безвыходном положении: без финансовых гарантий осуществлять свою деятельность они не могут, а страховые компании и банки наотрез отказываются иметь дело с туриндустрией.

В межсезонье наступило затишье. Компании начали активно готовиться к зиме, сокращая программы и отказываясь от ненадежных направлений. Тем временем продолжал слабеть рубль, а вместе с ним и спрос на новогодние туры за рубеж. Эксперты пророчили новую череду падений, впрочем, не такую масштабную, как летом. Под новый год эти прогнозы начали сбываться: беда настигла небольших нишевых и региональных туроператоров, чувствительных к изменениям спроса и ситуации на туррынке. Череда зимних банкротств пришлась на последний месяц 2014 года, однако общее число пострадавших туристов не превысило и 5 тыс. Крупные же компании, которым с осени пророчили скорую гибель, сумели выстоять, вовремя подстроившись под ситуацию и оптимизировав свои расходы.

Говорят, все, что не убивает нас, делает нас сильнее. Кто-то считает, что рынок оздоровился, потеряв несколько крупных игроков, кто-то видит в этом угрозу монополизации. Но делать выводы еще рано: впереди летний сезон, и российский турбизнес войдет в него совершенно обновленным: нас ждет новая система страхования и новый закон о туризме. Насколько они будут эффективными, покажет время. В любом случае, самое трудное уже позади, а сейчас отрасль просто подстраивается под глобальные изменения в мире. Туроператоры переключаются на отечественный турпродукт, некоторые, чувствуя прилив сил, частично возвращают программы, сокращенные в целях экономии. Корабль российского туризма продолжает плыть. Будем надеяться на попутный ветер и постараемся избегать подводных камней.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи