Что же представляет собой эта новая среда, если рассматривать ее с точки зрения медиа? Социальные сети — это, с одной стороны, эфир. Ни расстояний, ни задержек: один сказал — другой услышал. И переключиться можно, и выключить вовсе. Но есть и отличия. Этот эфир для участника-пользователя не просто выбранный канал — один из сотни, а многоголосье, которое он формирует сам. Говорят миллионы и десятки миллионов, а пользователь слышит только тех, кого он хочет слышать. Пирамида перевернулась: не канал кует себе аудиторию, а отдельно взятый пользователь формирует себе канал, набирая в него те и только те источники, которые он хочет. То есть в социальной сети тебя будут слушать не те, кого хочешь ты, а только те, кто сам тебя захочет. На память приходит кадр из фильма «Шестое чувство», когда мальчик говорит герою Брюса Уиллиса про мертвецов: «Они слышат только то, что хотят слышать...»
Класс! Ну, я и буду писать о том, что они хотят слышать! Или вот еще лучше: я буду писать — обо всем! Одним будет нравиться одно, другим другое. Одни меня зафрендят (зафоловят, подпишутся) по одной причине, другие — из-за другого материала. И у меня будет много-много френдов-клиентов из соцсетей...
Нет, не будет! Идея «все для всех» в соцсетях не работает в принципе. Потому что в соцсети всегда найдется тот поставщик информации, которого добавят в «канал» по конкретной причине. И наоборот: если от кого-то ленту распирает во все стороны, то этого кого-то пользователи «на раз» уберут с глаз долой.
Первое, с чего нужно начать, какую бы социальную площадку вы ни выбрали для своей медиа-активности — это трезво и рационально определить свои цели и свою аудиторию. Именно от этого будет во многом зависеть успех всего дальнейшего предприятия. Нужно избегать выбора ложных целей, как бы красиво они ни звучали. Так что берите карандаш и бумагу. Пишите: «от соцсетей я хочу...» Если вы пишете что-то типа «заиметь много друзей», «изменить мир к лучшему», «рассказать о красоте нашей планеты» или «заставить людей полюбить туризм», то вы романтик. Все это хобби. И в большинстве случаев интересующиеся всеми этими вещами выберут себе других источники. Лучше всего максимально точно определить то, что нужно именно вашему бизнесу — например, «Создать имидж эксперта (возможно, именно из определенного города) по таким-то направлениям туризма» или «поддерживать мой сайт паблисити в соцсетях» или «Получать запросы на бесплатные консультации по таким-то и таким-то темам» и так далее. А потом опишите своего «клиента» из социальной сети — тоже на бумаге. Например, студенты и молодые чиновники и предприниматели города N. Кстати, уверены? Может, студентов вычеркнем по паре-тройке причин?
Первое, неправильное: Ой, ну надо же, отродясь такого не было — и вот опять: Турция, 10 мая, 599 долларов неделя, пять звезд. И еще куча классных СПО на сайте нашей турфирмы «Наглый попугай». Поторопитесь!
Второе, лучше: Все как всегда! В конце майских народ вывозят с курортов, а ближе к июню, наоборот, все летят в Анталию. Выходит, что в десятых числах самолет полупустой туда, а в конце двадцатых — оттуда. Билеты горят, да и отели тоже. У нас в «Добром агенте» всегда конец мая за копейки берут.
Оба эти сообщения — об одном и том же: в конце мая можно отдохнуть дешевле, а за путевкой нужно придти туда-то. Но в первом случае это манипуляция, а во втором случае — разъяснение. Естественной реакцией в первом случае будет отторжение, во втором — доверие.
Но помните: одним лишь коммерческим контентом народ не зафрендишь! Выбрав выгодное для себя позиционирование, давайте своей аудитории то, чего она ожидает: ссылки на наиболее важные события и статьи из самых разных источников — как с ваших, так и со сторонних, не получая и не ожидая прямой выгоды от каждого сообщения. Если вы позиционируете себя как гостиничного эксперта по Сочи и Адлеру, то ссылки на добротные обзоры и прогнозы, самые важные новости региона, привлекут к вам и укрепят доверие тех, кто часто отдыхает в Сочи или отправляет туда своих туристов.
Вот каких принципов продвижения в сетях советуются придерживаться специалисты SMM:
Слишком много информации разом? Приведенный ниже наглядный пример из блога Артура Вельфа «Как использовать социальные медиа для продвижения бизнеса» ideablog.ru поможет вам разобраться:
Допустим, у тебя есть турагентство, которое продает туры в прекрасные далекие страны. Если ты создашь «Официальное сообщество турагентства «Карибский ананас», то оно будет уныло чуть более, чем полностью. Потому что твое турагентство не является социальным объектом, его не обсуждают в свободное время люди. Ты когда-нибудь видел, чтобы кто-то не за пару серебренников, а по собственной воле написал в своем блоге, в Фейсбуке или Твиттере «Блин, как я устал на этой работе! Как мне хочется махнуть на море с турагентством „Карибский ананас“!» Часто ты встречал такие посты? Нет? Тогда засунь себе в задницу мысль о том, чтобы создать сообщество имени турагентства «Карибский ананас» и делай сообщество, посвященное путешествиям! Или дешевым турам, как это сделало турагентство «ЧипТрип».Заметь, боец, что в сообществах «ЧипТрипа» обсуждаются не только дешевые туры, продающиеся этим турагентством, но и привлекаются волонтеры, задачей которых является поиск дешевых туров в других источниках и публикация информации о них в сообществе. Причем «ЧипТрип» даже оплачивает работу таких волонтеров! Потому что они умные и понимают, что людям, в общем-то, наплевать, в каком турагентстве они купят дешевый тур, и социальным объектом является не турагентство, а путешествия. Создав сообщество, посвященное дешевым путешествиям, а не своему агентству, они привязали к нему кучу людей, интересующихся этим социальным объектом, и в результате получили отличный канал для информирования их о своих предложениях. А еще из-за этого «ЧипТрип» теперь ассоциируется у людей с таким мощным социальным объектом, как «дешевые путешествия.
Короче, немного разобрались с тем, о чем мы будем писать. Однако собственно вещание с вашей стороны — это лишь одна сторона дела. Нужно раскрыть потенциал цитирования вашего сайта со стороны других участников социальных сетей, провести так называемое SMO. Основная его задача — доработать юзабилити сайта таким образом, чтобы на него чаще ссылались, цитировали в социальных сетях, тематических блогах и форумах. Соответственно, SMO — это оптимизация сайта, но не для лучшей видимости в результатах поиска Яндекса или Гугля, а для облегчения цитирования блогерами, участниками соцсетей и тематических сообществ.
Facebook позволяет создать профиль пользователя (Personal page) с фотографиями, приглашать друзей, обмениваться сообщениями, оповещать других пользователей о своем статусе, а также создавать группы по интересам. Кроме того, пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной на своем профиле, определяя, кто имеет доступ к той или иной ее части.
Для продвижения компании в Facebook нужно использовать специальные «страницы поклонников» (Fan page), а также группы — открытые и закрытые.
Какие данные размещать на странице своей компании в Фейсбук? Для начала можете указать в разделе «информация», чем занимаетесь, на каких направлениях специализируетесь, дать там контакты агентства. Что разместить еще? Ну а что интересно вам самим? Вы ведь работаете в туризме, а значит, по определению интересуетесь путешествиями. Размещайте фото-отчеты о ваших рекламниках и поездках ваших туристов, отзывы о странах, курортах и отелях, просто интересные статьи на туристическую тематику. Кроме того, имеет смысл публиковать акции авиакомпаний, визовые формальности, заманчивые спецпредложения. И потом, если вы осмысленно подошли к определению целей — чего именно вы хотите от присутствия в социальных сетях вашей компании — вы уже должны иметь достаточно четкое представление, о чем писать.
По состоянию на начало 2011 года аудитория Твиттера насчитывала около 200 млн. пользователей. По данным Яндекса, аудитория Твиттера в России составляет порядка 430 тыс. пользователей.
Итак, для чего же можно использовать канал на Твиттере? Во-первых, это, безусловно, общение с клиентами, потенциальными клиентами и просто нужными людьми. Во-вторых, с его помощью легко отслеживать новости и основные тренды на рынке. Ну а в-третьих, Твиттер — отличная площадка для проведения различных конкурсов. Наконец, в Твиттере принято ссылаться на те или иные страницы, скажем, фотоотчет из рекламника или новый интересно составленный отзыв.
Для чего можно использовать Твиттер, мы поговорили, теперь — о том, что это нам даст:
Из практики «Тонкостей»: если вы решили продвигать вашу компанию через Твиттер (а мы настоятельно советуем вам это делать), не надо сидеть и ждать, что вас зафолловят сотни пользователей Твиттера сразу после того, как вы опубликуете с десяток даже очень выгодных «спецух». Начинайте действовать сами.
Первым делом наполните хорошим контентом свой корпоративный Твиттер-канал. Для начала будет достаточно 10-15 твитов (постов). Желательно, чтобы они были разными по тематике, но все так или иначе связаны с туризмом: новости туризма, ссылки на красивые или забавные фото из разных стран, акции авиакомпаний, выгодные предложения по турам, ссылки на интересные статьи и отчеты о путешествиях и так далее.
Поскольку максимальная длина твита — только 140 символов, напрямую размещать в них длинные ссылки не получится. Но это не проблема: для сокращения «длинных URL» существуют решения, например, bit.ly. Таких сервисов много, и в принципе все они очень похожи, поэтому выбирайте тот, который вам первым приглянется. Кстати, с помощью этих же сервисов вы в последствие сможете собирать статистику переходов по своим ссылкам и ретвитов ваших постов.
Писать в пустоту неинтересно, да и не для этого вы зарегистрировались в Твиттере. Поэтому, чтобы набрать начальную аудиторию, нужно самим сделать первые шаги навстречу своим потенциальным фолловерам. Начать можно с людей, которые просто интересуются туризмом и путешествиями:
Важная ремарка: злоупотреблять массфолловингом не стоит. Читать посты от тысяч источников вы все равно не будете, а взаимности можно ожидать лишь в 10% случаев. Да, и чтобы ваш аккаунт не забанили, добавлять можно не более 200 пользователей в день.
Итак, пара дней трудов — и... порадуемся: у вас появились первые читатели. Постоянно отслеживайте, что пишут люди, которым интересен туризм, начинайте общаться и продолжайте писать, прислушиваясь к своим читателям. Кстати, отслеживать сообщения по какой-либо тематике можно при помощи хэш-тегов, которые часто используются с Твиттере, например, #travel. В общем, держите руку на пульсе, и вскоре Твиттер подарит вам новых клиентов.
Наверняка многие из вас отлично знают и структуру этой системы, и набор возможностей, которые она предоставляет пользователям. Поэтому подробно останавливаться на них мы не будем, лучше расскажем о том, как можно использовать данную сеть для бизнеса.
Компании могут создать Вконтакте «группу» или «публичную страницу». «Публичные страницы» появились лишь в конце 2010 года, в будущем именно они должны заменить привычные «группы» в роли основной формы присутствия бизнеса и рекламы в социальной сети. Сейчас же они, по словам основателей сайта, находятся «в стадии активной доработки», и какие-то практические советы и рекомендации по их использованию давать пока рано.
Если говорить о развитии и продвижении «групп», тут все стандартно. Необходим качественный и интересный контент, постоянное обновление информации, плюс, безусловно, не забываем про двустороннее общение (консультации по подбору туров, специфике отдыха в разных странах и так далее).
Продвигать свою компанию через эту социальную сеть можно и, наверное, нужно. Принципы используем в точности те же, что и в первых трех случаях.
Компания тоже может завести в «Живом Журнале» собственный блог (онлайн-дневник) или сообщество. Сообщества в ЖЖ — это коллективные журналы, где разные пользователи могут писать сообщения, объединенные их тематикой.
SMM (Social media marketing) — маркетинг, продвижение чего-либо в социальных медиа (блогах, форумах, сетевые сообществах).
Твит (Tweet) — короткое (до 140 знаков) сообщение, опубликованное в системе микроблогов Твиттер.
Ретвит (Retweet) — способ сообщить своим друзьями в Твиттере (фолловерами) об интересном твите. Для этого достаточно нажать кнопку «Retweet» под понравившимся сообщением.
Фолловер (follower) — тот, кто «следует за...» Тот, кто читает сообщения конкретного пользователя Твиттера.
Зафолловить, фолловить — стать фолловером того или иного пользователя Твиттера (для этого достаточно нажать кнопку Follow).
Разфолловить — перестать быть чьим-то фолловером (для этого достаточно нажать кнопку Unfollow).
Фолловинг (following) — процесс добавления новых лент в список подписки на Твиттере.
Массфолловинг (follow spam) — массовый фолловинг людей не потому, что вы на самом деле заинтересованы в их твитах, а для того, чтобы привлечь их внимание, получить просмотры своего профиля (и, возможно, клики по ссылкам в нем), или для того, чтобы быть зафолловленным в ответ. Слишком активный массфолловинг может вылиться в бан.
Хэш-тег — конструкция из знака решетки (#) и комбинации латинских букв, цифр и знака нижнего подчеркивания, которую можно вставить в твит (примеры: #travel, #my_cat, #news). В Твиттере хэш-тег распознается системой и автоматически становится тегом (категорией), присвоенным данному твиту. Хэш-теги оформляются в Твиттере в виде ссылок, щелкнув по которым, можно увидеть все сообщения по данной тематике.
Елена Кошка, руководитель информационного отдела «Тонкостей продаж»
Андрей Озолинь, постановщик проектов