Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Паломнические туры: «клиентов» здесь нет

376 14 ноября 2006

Паломнические туры — продукт особенный. Чтобы работать с ними действительно качественно и плодотворно, недостаточно иметь о них только «техническое» представление и знать особенности той или иной страны. Одно из главных условий — менеджер должен быть верующим человеком. Ведь только в этом случае он не будет просто «продавцом путёвок», который может относиться к своей работе с известной долей отстранённости и при этом прекрасно себя чувствовать. Личная вовлечённость при продаже паломнических туров необходима. Это можно сравнить, например, с медицинскими услугами: настоящий врач не имеет права не понимать во всех подробностях того лечения, которое он назначает. В религиозных турах — то же самое.

Принципиальное отличие

Менеджер, который собирается продавать паломнические туры, обязательно должен пройти специальную подготовку, окончить специальные курсы, должен знать традиции и историю, разбираться в культуре, архитектуре и искусстве. Он обязательно должен понимать, что религиозная традиция — это не просто развлечение. Ведь основное отличие паломников от обычных туристов заключается в том, что их путешествие — это не просто отдых и временный уход от повседневности, напротив — это одно из центральных, важнейших событий их реальной жизни. Отправляясь в паломнический тур, человек в первую очередь хочет достичь не новых впечатлений или расслабления, а стремится в конкретное место на встречу с Богом.

Многие сегодня уже понимают это принципиальное различие, поэтому в последнее время всё чаще поднимается вопрос об отделении паломничества от религиозного туризма. Потому что паломничество — это, по большому счёту, не туризм. Многие элементы туризма — гостиницы, автобусы, трансфер — это всё есть, а вот цели и чувства совсем другие. В паломничество отправляются ради духовного роста, укрепления в вере и упрочнения сил.

Особенности

Продажа паломнических туров происходит примерно так же, как и продажа обычных турпутёвок. Человек получает необходимую информацию, выбирает и оформляет. Но следует понимать, что паломничество не создаётся именно в момент приобретения путёвки, оно начинается гораздо раньше. Свой главный выбор и главное решение паломник принимает ещё до того момента, когда он переступил порог турагентства. Что людей приводит к этому выбору? Вера. Именно в храме человек принимает чёткое решение, что ему нужно посетить место, где крестили Иисуса Христа, или что он должен окунуться в реку Иордан. Потом он идёт за благословением к священнику и лишь в последнюю очередь — за путёвками. К этому моменту паломник всегда уже чётко знает — куда, когда и, главное, для чего он едет. А агентства, которые предлагают такие туры, просто создают инфраструктуру для реализации этого путешествия.

Чтобы эта инфраструктура была максимально адекватной цели путешествия, при формировании паломнического тура необходимо иметь в виду целый ряд особенностей. Обязательно надо учитывать соблюдение постов — и в постные дни, и в посты как таковые. При выборе отеля надо учитывать, что в номере обязательно должно быть две раздельные кровати — даже в том случае, если паломники являются супругами. Один из самых ответственных моментов — расчёт программы тура по времени: всегда нужно знать, в какое время начинается служба и когда она заканчивается, и строить всю программу, отталкиваясь от этого.

В зависимости от потребностей и уровня обеспеченности паломников туры предлагаются на базе самых разных типов размещения — от монастырских келий до «пятизвёздных» отелей. Особенностей размещения в разных странах почти нет: чтобы выбрать подходящий отель, достаточно знать особенности отельной базы каждой конкретной страны и не забывать о требованиях и ограничениях, налагаемых спецификой паломнических туров. Особое внимание следует обращать на то, где именно отель расположен: это не должен быть район с сомнительной репутацией.

Тонкости: Не стоит, впрочем, думать, что все религиозные путешественники склонны намеренно и жёстко ограничивать цели своей поездки исключительно духовными целями. Вовсе нет — в последнее время паломничество очень часто комбинируют с отдыхом на море, чаще всего по такой схеме: неделя паломничество плюс неделя отдыха. Связано это, в первую очередь, с занятостью людей. И, поскольку основная цель поездки от такого совмещения не искажается (обе части поездки не пересекаются во времени), церковь не видит в таком совмещении ничего плохого.

В отличие от обычных туристов, паломники не поддаются «классификации». Все они абсолютно разные — и по уровню материальной обеспеченности, и по профессии, и по возрасту. Отдельно можно выделить группу путешественников, которые интересуются историей, традициями и религией России и других стран — часто они выбирают схожие с паломниками маршруты, но цели поездки у них совсем другие.

Продолжительность

Паломнические туры можно поделить на краткие поездки от одного до трёх дней и на многодневные путешествия. Непродолжительные туры — это в основном паломнические путешествия по России и странам ближнего зарубежья (Украине, Беларуси). Многодневные туры делятся на расширенные программы по России и странам СНГ и на зарубежные поездки. Средняя продолжительность паломничества за рубеж — 8 дней. Туры продолжительностью две недели — большая редкость, потому что это очень долго и дорого, далеко не все могут себе это позволить.

Другим немаловажным фактором, определяющим сроки и продолжительность путешествия, является и то, что религиозные путешественники соотносят свои планы с церковно-богослужебным календарём. Большая часть паломников приурочивает свою поездку к тому или иному церковному празднику.

Страны и цены

Основной регион, куда совершаются зарубежные паломнические туры — Средиземноморье. Бесспорными лидерами являются Израиль, Греция и Италия. Немало путешествий совершается также в Египет и Сербию. Главные и самые востребованные направления паломничества: Афон (Греция), Иерусалим (Израиль), Синай (Египет) и Соловки (Россия). Незначительную долю составляют путешествия в Америку, но чаще всего это не только паломнические туры, но и знакомство с историческими памятниками.

Если сравнивать паломнические туры с обычными туристическими (например, экскурсионными) поездками по тем же маршрутам, то стоимость у первых выходит несколько выше. Это вполне объяснимо, ведь в стоимость паломнического тура, помимо стандартных составляющих, входит сопровождение паломников священником и руководителем группы, адекватные условия размещения (дешёвые низкоуровневые отели, которые не могут предложить качественное постное питание, обеспечить раздельные кровати в номерах и спокойствие постояльцев, отбрасываются сразу). Плюс ко всему, удорожание поездки может вызвать и то, что при определении времени и программы тура отталкиваются не от выгодных цен или сезонных предложений хотельеров и транспортных компаний, а от дат в церковном календаре. Иногда стоимость тура можно уменьшить, но для этого придётся отказаться от какой-либо его составляющей, если же считать всё — дёшево не получится.

Продавая паломнические туры, надо всегда помнить, что это не массовые заезды, а «штучный» товар, имеющий для покупателя несравнимо большую важность, чем обычная турпутёвка. И относиться к ним соответствующе. Если, продавая паломнические туры, вы сами разделяете чувства и убеждения своих путешественников и относитесь к ним не как к «клиентам», а как к духовно близким людям — у вас всё получится.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи