Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Кризис в travel: опыт Platron

242 05 сентября 2016

Travel-сегмент переживает не самые лучшие времена. Хотя катастрофы не произошло, сложности имеются — и сложности вполне обоснованные. Попробуем разобраться, какие ключевые события привели к изменениям в сегменте, и что они за собой повлекли.

Как мы знаем, стабильность валюты зависит от целого ряда факторов. Это и политическая повестка дня, и денежно-кредитная политика Центрального Банка и Министерства Финансов, и целый ряд причин экономического характера. Все мы помним обвал рубля в конце 2014-го года — событие было относительно предсказуемым, но от этого не стало менее травматичным для рынков. Не стал исключением и travel: статистика Platron показала снижение оборотов на 34 %. Конечно, падение рубля повлияло и на выбор путешественников: популярность начал набирать внутренний туризм в «теплые» регионы России. Кроме того, закономерно сократился объем долгосрочных путешествий и дорогих направлений. Однако, курсы не стали единственной и даже основной причиной изменений.

В силу сложившейся ситуации 6 октября 2015 года президент приостановил авиасообщения с Египтом. Чуть позже подобная участь постигла и Турцию. Произошла ситуация, при которой излюбленные недорогие пакетные туры для россиян прекратили свое существование — произошло не просто закрытие направлений. Произошла вынужденная смена парадигмы, при которой желающим недорого отдохнуть пришлось полностью пересматривать форматы и направления.

В первую очередь, россияне обратили внимание на внутренние перелеты, чему способствовали и государственные инициативы. Всемирная летняя Универсиада в Казани, сочинская Formula 1 Гран-При, Олимпиада, музыкальные и иные фестивали в Крыму и другие мероприятия, организованные на территории России, стали значимыми ориентирами при выборе направления и развитии внутреннего туризма. Спустя год ситуация изменилась — сейчас мы наблюдаем небольшой рост как в продаже билетов, так и у туроператоров, однако, расстановка сил и условий привела к реструктуризации рынка. По сообщению директора по стратегическому развитию Onlinetours Екатерины Бежановой на TITW-2016, «в период с января по апрель текущего года на долю российских направлений пришлось 38 % продаж. Следом по популярности идут Кипр (14 %), Таиланд (13 %), Греция (8 %), Испания (5 %)». Тем не менее, согласно нашей статистике, ситуация с закрытием столь популярных ранее направлений привела к падению оборотов на 43 % . Это был серьезный удар для всего рынка, и сегодняшние темпы роста пока не позволяют говорить о полном восстановлении показателей в обозримом будущем.

Наконец, третье — и, пожалуй, самое значимое — событие, с которым столкнулись мы как партнеры, была связано с закрытием деятельности ведущих игроков рынка туристических услуг. 2 августа 2014-го года о приостановке объявил крупный российский туроператор «Лабиринт». Конфликт с авиакомпанией «Оренбургские авиалинии», а также общая экономическая ситуация, курсы валют и падение покупательской способности населения привели ккомпанию к кризису и дальнейшему закрытию бизнеса. Это был самый большой коллапс в индустрии за все время существования: под угрозой оказались 25 000 (!) клиентов, многие из которых уже пребывали за рубежом, тогда как отдых даже не был полностью оплачен. Мы, как и другие, плотно сотрудничали с туроператором: сложившаяся ситуация привела к серьезному снижению оборотов. Подобная история произошла в дальнейшем с компаниями «Роза ветров Мир» и «Экспо-тур». Следующим серьезным провалом для нас стало заявление совладельца «Внуково» и акционера «Трансаэро» Виталия Ванцева о приближающемся банкротстве, которое Виталий сделал в конце 2015 г.

Закрытия компаний оказали ощутимое влияние на всех игроков туристического рынка и не могли не затронуть нас, как платежную систему, работающую со многими операторами сегмента. Снижение оборотов приблизилось к отметке 45 % и стало одним из наиболее серьезных в истории компании.

Сегодня, как упоминалось ранее, мы наблюдаем поступательный рост. Однако, диспозиция на рынке изменилась — как для туроператоров и платежных систем, так и для путешественников. Однако, на наш взгляд, неверно было бы говорить о кризисе отрасли. Рынок перестроился и реагирует на повестку дня. Сформулируем ключевые тенденции, усиление которых можно ожидать в ближайшем будущем:

  1. Рост самостоятельных поездок, удешевляющих путешествия для туристов.
  2. Дальнейшее развитие внутреннего туризма и усиление государственной поддержки мероприятий, проводимых в регионах и увеличивающих их привлекательность для посетителей.
  3. Рост специальных предложений туроператоров и диверсификация услуг.
  4. Дальнейшая работа с законодательством о туризме со стороны государства и оперативное реагирование на повестку дня.
  5. Постепенный рост рынка и адаптация к новым условиям.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи