Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

12 способов сократить расходы в турагентстве

2371 05 мая 2015

Кризис — не тетка, пирожка не подсунет, особенно бизнесу, который, как ни странно, не только приносит прибыль, но и требует всяческих затрат. И первое, что необходимо сделать — максимально их снизить. Способов сделать это существует немало: от самых радикальных (закрыть бизнес), до самых изощренных (призвать всех работать за идею). Но отставим в сторону шутки и сказки, и рассмотрим реальные способы сокращения издержек, которые могут оказаться полезными не только в кризисное время. Некоторые из них применимы в любой сфере деятельности, а некоторые характерны только для туристической отрасли.

Итак, на что можно снизить расходы, чтобы оптимизировать затраты турагентства?

#1 Связь и интернет

Пересмотрите свой тарифный план. В сети сегодня есть ресурсы, которые на основе данных о подключенных в вашем доме провайдерах подберут список провайдеров с ценами и акциями. Также следите за временем и качеством разговоров сотрудников. Звонки двоюродной тете из Белоруссии желательно исключить.

#2 Аренда офиса

Что поделать, придется немного пожертвовать удобством пространства или расположения (благо это воздастся сэкономленными несколькими тысячами, а то и десятками тысяч рублей). У этого способа снизить расходы есть один существенный минус: опасность потерять лояльных клиентов, которые привыкли к определенному и наверняка удобному для них месторасположению агентства. Но если грамотно подготовить их к этому неприятному факту и приманить на новое место приятными бонусами, то потерь можно будет избежать. К тому же, скорее всего, расположение нового офиса позволит обрести новых клиентов даже в условиях кризиса.

#3 Командировки

Постарайтесь свести дальние и заграничные поездки сотрудников к минимуму, оставив только те, без которых совсем не обойтись. В наш век в интернете есть множество информации и огромное количество сервисов для онлайн-трансляций, позволяющих слышать, видеть (разве что только не нюхать и щупать) собеседника.

#4 Обучение

Сюда входят семинары, курсы, тренинги, посещение необязательных конференций и форумов. Оставьте только те, которые принесут ощутимую и весомую отдачу. Кроме того, стоит переключить свое внимание на онлайн-курсы и семинары, которые предлагают получить базовые знания бесплатно.

#5 Привлечение консультантов и независимых экспертов

Если вы решили в это нелегкое кризисное время прибегнуть к дорогостоящему совету какого-нибудь гуру, то перед оплатой сопоставьте стоимость его услуг и пользу, которую они принесут. Если польза не превышает затраты хотя бы в полтора раза, то, поверьте, пока можно обойтись и без гуру. Расспросите своих сотрудников — возможно, кто-то из них оканчивал курсы по SEO или продвижению в социальных сетях, а может у кого-то есть знакомый, который готов помочь за символическую плату или вовсе даром. Если таковых не нашлось, то можно прибегнуть к помощи бесплатного онлайн-обучения наиболее активных сотрудников.

Прежде чем сбросить балласт, убедитесь в том, что после этого вы сможете двигаться не только с нужной скоростью, но и в правильном направлении.

#6 Неэффективная реклама

Этот пункт, пожалуй, самый спорный, поскольку обходиться совсем без двигателя торговли могут себе позволить только очень крупные и известные бренды. Самое главное в тяжелые времена — не рубить рекламные бюджеты с плеча, а начать тщательно отслеживать эффективность всех рекламных инструментов, оставляя только самые продуктивные и рентабельные.

#7 Техническое обслуживание, ремонт

При поломке принтера, если у вас есть еще несколько штук, можно вполне переждать и не отдавать беднягу в ремонт. Или обратиться к своим же сотрудникам — возможно среди них есть умелец, способный устранить неполадку.

#8 Контроль качества

Лучше с первого раза сделать как надо, чем переделывать по сто раз, не так ли? Наличие стандартов качества и строгое соответствие им экономит и время, и силы, и деньги. При этом, если вы малое или среднее турагентство, не обязательно приглашать бригаду специалистов для того, чтобы официально зафиксировать эти стандарты. Достаточно потратить немного времени и отыскать в сети полезные рекомендации, а кроме того, кто как не вы сами знаете все тонкости работы вашего агентства. Поэтому и стандарты качества его работы проще и выгодней разрабатывать самим.

#9 Содержание персонала

По нашим данным, почти половина турагентств провела у себя «чистки» в связи с кризисом. Сокращение турпотока, особенно в «мертвом» периоде начала 2015 года привело к тому, что в агентствах многим менеджерам было просто нечем заняться. Если говорить о зарубежных направлениях, это и сейчас актуально. Подумайте, как перераспределить имеющийся объем работ на минимальное число менеджеров, не перегружая их при этом. Скорее всего, это окажется вполне возможным. Вдобавок, пока нет большого потока клиентов, лучше направить сотрудников на обучение и повышение квалификации (вебинары, семинары, особенно по новым направлениям, которые вероятней всего будут пользоваться большим спросом).

#10 Малоприбыльные или убыточные направления

Не стоит держаться за старое и привычное. Как говорится, «если лошадь сдохла — слезь». Здесь действует тот же принцип. И пусть вас и ваших менеджеров не пугает незнакомое направление: все старое и хорошо изученное когда-то было таким же новым и пугающим. Кризис — не время для уныния. Это период поиска новых возможностей и новых путей развития. Он не убьет, а сделает сильнее, но только в том случае, если хватит мудрости увидеть новый путь и отказаться от старого. Дерзайте!

#11 Закупка мебели, офисной техники, расходных материалов

Всем известна притча о том, что American Airlines сэкономили 40 000 USD, изъяв всего лишь одну оливку из салатов, подаваемых пассажирам первого класса. Посчитайте, сколько вы ежемесячно тратите на разные мелочи ежемесячно (бумагу для принтера, скрепки, печеньки…). Вы удивитесь, поняв, какую весомую часть бюджета «съедают» эти самые мелочи.

#12 Новые IT-разработки

Этот пункт похож на п. 5. Не внедряйте их, пока не будете уверены в том, что прибыль от них будет значительно больше затрат. И главное: не забывайте о том, что сегодня у любой программы или решения должна быть тестовая бета-версия (как правило, бесплатная) с ограниченным функционалом. Протестируйте понравившееся ПО: вдруг вам окажутся не нужны дополнительные платные функции?

Однако экономия, как и чрезмерные траты — процесс весьма увлекательный, и некоторых может утянуть в ненужные крайности. Мы бы хотели предостеречь руководителей турагентств от двух наиболее опасных ошибок, которые они могут совершить:

  1. Чрезмерное и нерациональное сокращение издержек. Вот вы посчитали, что сумма затрат на бумагу для принтеров существенная. Это вовсе не значит, что нужно вводить нормативы листов на человека и выдавать сотрудникам одну пачку на месяц со словами: «это все, выкручивайтесь, как хотите». Лучше приучите их печатать с двух сторон, используя «отработанные» материалы для не очень важных документов, пропагандируйте работу с электронными файлами и исключите использование бумаги в личных целях.
  2. Увольнение без разбору. Прежде чем сбросить балласт, убедитесь в том, что после этого вы сможете двигаться не только с нужной скоростью, но и в правильном направлении. А еще, что никто при этом не затаит обиды за сверхурочные.

И напоследок, в качестве «домашнего задания», несколько тем для размышления. Проанализируйте деятельность своего турагентства и подумайте о том, как решить нижеследующие задачи:

  • Получить отдачу от всех затрат, ресурсов и вложений.
  • Повысить экономическую эффективность маркетинга и рекламы.
  • Найти альтернативные решения, позволяющие заменить платные механизмы бесплатными.
  • Найти принципиально новые решения для организации рабочего времени менеджеров.

Об этом и многом другом мы расскажем следующих статьях.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи