Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Что нужно знать агенту о страховании ответственности оператора

26 ноября 2007

Поправки к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» щедро внесли новые ощущения в жизнь всех действующих лиц российского туррынка. У туристов появилась заманчивая возможность обращения в страховую компанию или к банку-гаранту, предоставившим финансовое обеспечение туроператору. У туроператоров — необходимость это самое финансовое обеспечение вовремя оформить. Ну а у агентов — обязательство указывать в договоре с туристом сведения о финансовом обеспечении оператора и порядке предъявления требований о выплате. Подробный рассказ о требованиях к договорам и новом порядке взаимоотношений на рынке можно найти в прошлых, восьмых «Тонкостях», а сейчас речь пойдёт о том, на какие случаи распространяется финансовое обеспечение туроператора и на что может рассчитывать пострадавший турист.

Мохов Георгий
Георгий Мохов, учредитель ЮА «Персона грата», член правления и председатель Правовой комиссии РСТ
Как известно, именно турагенты принимают на себя «первый удар» претензий туристов: как говорится, положение обязывает. Другое дело, что, правильно сориентировав потребителя в его правах, вы может избавить себя от необходимости в дальнейшем отвечать на претензии или выступать ответчиком в суде. Чтобы разобраться в объёмах ответственности страховщика или банка, придётся изучить нормы закона, устанавливающие основания и порядок выплаты по страховке или банковской гарантии, а также — типовые правила страхования гражданской ответственности туроператоров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Страховым случаем закон называет факт установления обязанности страхователя возместить туристу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло в течение срока действия договора страхования. Установление обязанности туроператора возместить ущерб подтверждается вступившим в законную силу судебным актом или же добровольным решением оператора, принятого по согласованию со страховщиком. Иными словами, речь о выплате страховки может идти в двух случаях: либо оператор сам признаёт собственные «косяки», либо за него это делает суд.

Обязанность туроператора возместить причинённый ущерб наступает в случае существенного нарушения условий договора о реализации туристского продукта. К таковым закон относит:

  • неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;
  • наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований законодательства к качеству и безопасности туристского продукта.

Важный момент: ущерб туристу должен быть причинён именно вследствие нарушения туроператором своих обязанностей по договору, а не по причине каких-то иных обстоятельств, не имеющих отношения к обязательствам туроператора. К случаям ответственности туроператоров можно отнести незаселение туристов в отель, предусмотренный договором, сокращение времени отдыха вследствие задержки или отмены вылета авиарейса, неоказание отдельных услуг, входящих в турпродукт.

«Форс-мажор» под страховые случаи, разумеется, не подпадает. Плюс — ещё некоторые ситуации. Вот цитата из типовых правил страхования:

Не подлежит возмещению ущерб, причинённый в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договора о реализации туристского продукта, прямо или косвенно обусловленных:

  1. воздействием ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
  2. незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, в том числе в результате издания указанными органами и должностными лицами документов, не соответствующих законам или другим правовым актам;
  3. военными действиями, а также манёврами или иными военными мероприятиями;
  4. гражданской войной, народными волнениями всякого рода или забастовками, террористическим актом;
  5. конфискацией, реквизицией, арестом или уничтожением имущества по распоряжению государственных органов;
  6. основаниями, не предусмотренными законом и настоящими Правилами;
  7. умышленными действиями Выгодоприобретателей (туристов), направленными на наступление страхового случая, в том числе сговором между Страхователем (туроператором) и Выгодоприобретателем (туристом).

Кроме того, в соответствии с типовыми правилами страхования, страховщиком не возмещаются:

  • расходы, произведённые туристом и не обусловленные требованиями к качеству туристского продукта, обычно предъявляемыми к туристскому продукту такого рода;
  • причитающиеся туристу штрафы, пени, неустойки, а также проценты за пользование чужими денежными средствами и т.п. платежи;
  • упущенная выгода туриста;
  • внимание! — моральный вред туриста;
  • ущерб, причинённый в результате распространения туроператором сведений, составляющих охраняемую законом тайну, или распространения любой другой конфиденциальной информации;
  • расходы, превышающие объём возмещения, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
  • расходы, произведённые туристом, связанные с его неявкой, опозданием и (или) незаселением по вине туриста, в сроки указанные в проездных документах, турпутёвке, договоре о реализации туристского продукта;
  • расходы, связанные с улучшением условий туристского продукта, указанного в договоре о реализации туристского продукта, если такие расходы не согласовывались с туроператором и (или) не связаны с нарушением оператором обязанностей по договору о реализации туристского продукта;
  • расходы, возникшие в результате утери туристом документов, необходимых для осуществления поездки и отдыха, если при этом указанные документы не были похищены;
  • расходы, связанные с отменой поездки по независящим от туриста и туроператора обстоятельствам (болезнь туриста, неполучение визы и др.);
  • расходы, связанные с отменой (переносом) поездки по инициативе туриста, и не обусловленные неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;
  • расходы, связанные с несоблюдением консульствами сроков оформления виз.

Кстати, выплата страхового возмещения не лишает потребителя права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды, морального вреда и иного ущерба в обычном, гражданско-правовом порядке.

Определение размера страховой выплаты производится страховщиком на основании полученных от туроператора (туриста, компетентных и иных органов (организаций), учреждений и т.д.) документов, подтверждающих факт причинения и размер ущерба, с привлечением при необходимости независимых экспертов.

Размер страхового возмещения определяется величиной причинённого ущерба, но не может превышать установленной договором страхования страховой суммы.

При отсутствии спора между страховщиком, оператором и туристом о том, имел ли место страховой случай, о наличии у туриста права на получение страховой выплаты, об обязанности оператора возместить причинённый ущерб, и о размере страховой выплаты, страховые выплаты могут производиться в досудебном порядке, с заключением трёхстороннего соглашения. Ну а если по какому-то из этих вопросов стороны не договорятся сами, за дело берётся суд — он и определяет размер реального ущерба и страховой выплаты.

Не забывайте, что закон о защите прав потребителей по-прежнему позволяет туристам предъявлять требования о возмещении вреда розничному продавцу — турагенту. Позиция турагента в споре очень важна для последующего определения степени ответственности в суде, поэтому не следует игнорировать требования туристов, попросту отправляя их к туроператору. Подготовка мотивированного, юридически грамотного отзыва на претензию или исковое заявление туриста, разработка позиции защиты и подготовка необходимой доказательной базы может в значительной мере снизить размер компенсации и оградить туристическую компанию от чрезмерной ответственности перед потребителем.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи