Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Готовьтесь к проверкам!

05 мая 2008

В нашей практике нередки случаи, когда элементарное незнание требований закона приводит предпринимателей к плачевным последствиям виде гражданской, административной или, не дай бог, уголовной ответственности. Действительно, уследить за изменениями закона и оценить степень влияния тех или иных поправок именно на ваш бизнес иногда физически невозможно. Кроме того, в плане юридической техники у нас откровенно иезуитское законодательство: виновность в совершении правонарушения может быть доказана или опровергнута на основе одних и тех же норм, а решение зависит от самого правоприменителя. Образно выражаясь, сакраментальная фраза «казнить нельзя помиловать» во многих законах не имеет запятой, и запятую эту проставляют на своё усмотрение представители многочисленных проверяющих органов.

Мохов Георгий
Георгий Мохов, учредитель ЮА «Персона грата», член правления и председатель Правовой комиссии РСТ
До недавнего времени туристический бизнес подвергался проверкам лишь эпизодически, от случая к случаю, однако с принятием новой редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, активизировались территориальные органы Роспотребнадзора, получившие методические разъяснения федерального ведомства «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания».

«Популярным» основанием для привлечения турфирмы к ответственности в последнее время служат нарушения требований к договору, в частности — включение в договор пунктов, ущемляющих права потребителя, отсутствие существенных условий договора, предусмотренных законом, а также нарушение права потребителя на достоверную информацию о потребительских свойствах турпродукта. Эти правонарушения предусмотрены статьёй 14.8 КоАП и влекут за собой ответственность в виде штрафа до 200 МРОТ (20 000 руб.) Предоставление недостоверной информации потребителю, введение его в заблуждение относительно свойств турпродукта, служит основанием для штрафа по другой статье — 14.7 КоАП. Вообще, эти статьи — самые «востребованные» при проверках турфирм. Субъектами административной ответственности, установленной ст. 14.7 и ч. 1 и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, могут быть туроператоры и турагенты с учётом конкретных обстоятельств.

Практически каждая компания может подвергнуться наказанию, поскольку оценка правомерности договора, анализ его содержания, производится инспекторами Роспотребнадзора на основе их собственных умозрительных заключений. Один и тот же договор с идентичным содержанием, в одном случае может быть признан удовлетворяющим требованиям закона, а в другом — послужить поводом для штрафа. Что делать, чтобы избежать — или, по крайней мере, максимально обезопасить свою фирму от подобных неприятностей? Учиться на чужих ошибках, делать из них своевременные выводы.

При правильном подходе для того, чтобы привести в порядок документы, применяемые в отношениях с потребителями, не потребуется много времени или средств: необходимо внимательно изучить требования закона и максимально их исполнить. Некоторые трудноисполнимые положения можно обыграть «хитрыми» формулировками с помощью профессиональных юристов. Административная практика ещё не достаточно сформировалась, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что большинство протоколов может быть успешно оспорено в суде, штрафы уменьшены, а иногда и вовсе отменены. Никогда не спешите платить штраф: срок обжалования постановления об административном правонарушении — 10 дней, достаточное время для подготовки мотивированного заявления.

Ещё одно ведомство, обратившее в последнее время внимание на туристический рынок — Федеральная антимонопольная служба, обладающая полномочиями по проверке исполнения законодательства о рекламе.

В начале года проверочные рейды территориальных подразделений Федеральной антимонопольной службы активно обсуждались в туристическом сообществе. Проверялось соответствие закону о рекламе сайтов туристических компаний — как туроператоров, так и турагентов. По результатам рейда были наложены санкции в виде штрафов, предусмотренных ст. 14.3 КоАП, а основанием привлечения к ответственности послужило указание цен на туры в иностранной валюте.

Многие туристические компании до сих пор задаются вопросом, возможно ли указание цены в условных единицах или валюте, относятся ли ограничения только к турагентам или к туроператорам. Ещё в 2005 году законодатель внёс поправку в абзац 4 пункта 2 статьи 10 Закона «О защите прав потребителей» и указал на обязанность предоставлять потребителю информацию о цене товара (работы, услуги) в рублях. Поскольку закон о защите прав потребителей регулирует отношения исключительно с потребителями, информация для юридических лиц, содержащая цены в иностранной валюте, нарушением закона не считалась. Исходя из этого туроператоры, указывая адресатом данной информации турагента, правомерно ссылались на то, что расценки предназначены не для потребителей, а для турагентов. Турагент, в свою очередь, не мог воспользоваться такой уловкой, ведь именно на нём лежит обязанность информирования потребителей о существенных условиях договора о реализации турпродукта, к которым закон относит и цену. Таким образом, туроператор, при определённых обстоятельствах, мог указывать на своём сайте расценки в валюте, а турагент — нет.

Однако внесение дополнений в Федеральный закон «О рекламе» данную ситуацию в корне изменило. 1 июля 2007 г. вступил в силу Федеральный закон 48-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к указанию стоимостных показателей». Этот закон дополнил статью 5 Федерального закона «О рекламе» пунктом 7.1 следующего содержания: «В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте».

Закон даёт следующие понятия рекламы и объекта рекламирования: под рекламой он понимает информацию, распространённую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределённому кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. А под объектом рекламирования — любой товар (работу, услугу), предназначенный для продажи. Таким образом, требования относительно указания цены в рублях непосредственно касаются любой публичной информации, в том числе и размещённой на общедоступной странице в интернете. Закон не устанавливает исключений, касающихся рекламы, направленной на потребителей физических лиц, или направленной на юридических лиц. С точки зрения закона любая реклама, содержащая стоимостные показатели, должна указывать цену в рублях и лишь дополнительно — в валюте. Следует учесть, что речь идёт не об информации для потребителя, предоставляемой при заключении договора, как ранее было указано в законе о защите прав потребителей, а о рекламе в целом — то есть любой публичной информации о товаре.

Размещение рекламы на сайте является распространением информации, адресованной неопределённому кругу лиц, за исключением случаев, когда эта информация находится в закрытом разделе (под паролем) и предназначена конкретным пользователям сайта, например, турагентам или зарегистрированным пользователям. Если же информация доступна любому лицу, посетившему интернет-ресурс, то рублёвые цены должны быть обязательно.

Тут очевидная сложность для туристических компаний состоит в необходимости отталкиваться от исходных цен (туроператора, принимающей стороны, иностранного отеля), указанных в иностранной валюте. Автоматический способ конвертации цены может служить оправданием лишь в том случае, когда визуально, для публичного пользователя, доступна цена в рублях, а затем её можно конвертировать в любую валюту.

Таким образом, с 1 июля 2007 г. указание туроператоров на то, что цены, размещённые на сайте, не предназначены для потребителей, может не устроить проверяющий орган — Федеральную антимонопольную службу. Соответственно, указание цен на сайте в иностранной валюте или условных единицах может расцениваться как ненадлежащая реклама, что влечёт за собой ответственность по статье 14.3. КоАП, предусматривающей санкцию в отношении юридических лиц в размере от 400 до 5 000 МРОТ.

Впрочем, в подобной ситуации, так же, как и в случае с Роспотребнадзором, не следует спешить с оплатой штрафа: его можно оспорить, как в суде, так и в вышестоящем органе — федеральном антимонопольном ведомстве. Практика показывает, что штраф в результате таких действий, как правило, значительно уменьшается, а успех «ответных действий» в целом во многом зависит от грамотной мотивации и подготовки правовой позиции.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи