Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Как открыть турфирму

330 14 мая 2005

Рекомендации по организации турбизнеса для начинающих

Туристический бизнес внешне очень привлекателен, ведь он не требует больших вложений, а спрос на его продукт всегда велик. Но лишь немногим, самым подготовленным удается избежать подводных камней, которых здесь великое множество. Если вы решили организовать собственное турагентство, вам необходимо знать некоторые формальности и правила, действующие в турбизнесе.

Мохов Георгий
Георгий Мохов, учредитель ЮА «Персона грата», член правления и председатель Правовой комиссии РСТ
В настоящее время на туристическом рынке, наиболее распространены два вида туристической деятельности: туроператор и турагент. Формальное различие туроператорской и турагентской деятельности определено ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Согласно закону, туроператор формирует туристический продукт, т.е. комплекс туристических услуг, состоящих как минимум из перевозки и размещения, а турагент реализует турпродукт, сформированный туроператором на условиях, определённых агентским (или комиссионным) договором.

После отмены лицензирования туроператорской и турагентской в 2007 г. обязательный государственный порядок установлен только для туроператорской деятельности.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» осуществление туроператорской деятельности допускается при:

  1. Наличии у юридического лица финансового обеспечения в форме договора страхования гражданской ответственности или банковской гарантии, на сумму:
    • для туроператоров по международному туризму — 30 млн. руб.*
    • для туроператоров по въездному туризму — 10 млн. руб.*
    • для туроператоров по внутреннему туризму — 500 тыс. руб.*

    *млн. руб. являются суммой обеспечения и не значит, что у вас на счету они должны быть. Необходимо лишь застраховать свою деятельность на требуемую сумму законом, как правило, это составляет от 0,4% в год — т.е. для международного туризма от 120 000 руб. в год. Подробную информацию можно посмотреть на сайте www.travelexpert.ru.

  2. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров.

Турагентской деятельностью может заниматься любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Предлагается регистрация в добровольном Общероссийском генеральном реестре турагентов — www.reestr-ta.ru. Держатель реестра Российский Союз Туриндустрии, техническая поддержка «Тонкости», юридическое сопровождение и выдача бланков Юридическое Агентство «Персона Грата». Стоимость оформления свидетельства: 3 000 руб.

Стоимость услуг юридической компании в оформлении документов и регистрации юридического лица колеблется от 5000 до 12000 рублей в зависимости от сложности и регистрации и региона.

Чтобы преодолеть проблемы старта, неизбежные для новой компании, регистрирующейся «с нуля», нередко выбирается такой способ, как покупка готового, действующего бизнеса.

Стоимость так называемого однокомнатного агентства в Москве колеблется в среднем от 30 000 USD до 50 000 USD. По современным меркам, это небольшая сумма, которая позволяет приобрести уже действующий бизнес с налаженной инфраструктурой, оборудованным офисом, клиентской базой и рекламой.

Турагент самостоятельно выбирает, с кем из туроператоров сотрудничать. Как правило, этот выбор мотивируется оптимальными ценами, размером комиссии, надежностью и удобством работы. Прежде чем подписывать договор с туроператором о сотрудничестве, рекомендую обратить внимание на: наличие, размер, срок действия финансового обеспечения; номер в Федеральном реестре туроператоров (см. сайт Ростуризма: www.russiatourism.ru); срок работы на туристическом рынке по конкретному направлению, выбранному для сотрудничества.

Условия работы туроператора с агентами: правовая форма договора, заключаемого с турагентами, легальность приема наличных платежей — какие выдаются документы, подходят ли они для учета и подтверждения затрат; размер агентского вознаграждения, на каких условиях возможно его увеличение; размер штрафных санкции за аннуляцию тура; как часто проводятся мастер-классы по туристическим направлениям, платные они или бесплатные; условия, график проведения рекламных туров; бонусные, накопительные программы для агентств и прочие программы лояльности; уровень технологий продаж, автоматизации процесса бронирования туров; возможность получения оперативной информации, персональная связь с курирующим менеджером; возможности туроператора по экстренному решению проблем (например, наличие постоянного представительства в регионе или телефона круглосуточной поддержки туристов или наличие стойки в аэропорту).

С какими туроператорами работать? Кто «хороший», а кто «плохой»? Универсального ответа к сожалению нет. Согласно многолетней практике Юридического Агентства Персона Грата в сфере туризма, мы можем утверждать, что проблемы есть у всех, главное как они решаются.

Сейчас на туристическом рынке есть достаточное число опытных туроператоров практически по каждому туристическому направлению. Познакомиться с ними можно на профессиональных туристических ярмарках в Москве, таких как МИТТ (март, выставочный комплекс на Красной Пресне), МИТФ (май, Гостиный двор), «Отдых», а также на региональных отраслевых выставках. Специализированные ярмарки и конференции проводятся также в форме wоrkshop-ов различными профессиональными туристическими изданиями.

Подготавливая офис к работе, не следует забывать о правовых требованиях к договорам. Как минимум, турфирме понадобится форма Договора с клиентом и Заявка, которую будет заполнять турист, а также БСО «Туристская путёвка». В том случае, если при оформлении тура не выдается путевка, требуется наличие кассового аппарата, зарегистрированного в налоговом органе.

Следует учесть, что никакой договор не заменит грамотную работу сотрудников: можно оградиться от возможных неприятностей, предусмотреть в договоре все формальности, но элементарная ошибка менеджера перечеркнет все ваши усилия и поставит фирму под угрозу судебного взыскания. Поэтому особое внимание при создании турфирмы следует уделить профессиональной подготовке менеджеров. Для этой цели существуют семинары и рекламные туры, периодически организуемые туроператорами для агентов.

Организация работы туристической компании связана с целым рядом правовых вопросов, требующих внимания специалистов с первых дней существования фирмы — это постановка учета и документооборота, разработка договоров, финансовой и налоговой схемы, определение порядка взаимодействия с партнерами и клиентами и т.д. Нередко ошибки первых месяцев работы не позволяют успешно развиваться бизнесу и влекут за собой значительные штрафы. Чтобы избежать подобных неприятностей и правильно организовать свой бизнес, рекомендуется воспользоваться услугами по консалтингу и юридической поддержке в процессе создания турфирмы.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи