После отмены лицензирования туроператорской и турагентской в 2007 г. обязательный государственный порядок установлен только для туроператорской деятельности.
В соответствии с требованиями ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» осуществление туроператорской деятельности допускается при:
*млн. руб. являются суммой обеспечения и не значит, что у вас на счету они должны быть. Необходимо лишь застраховать свою деятельность на требуемую сумму законом, как правило, это составляет от 0,4% в год — т.е. для международного туризма от 120 000 руб. в год. Подробную информацию можно посмотреть на сайте www.travelexpert.ru.
Турагентской деятельностью может заниматься любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Предлагается регистрация в добровольном Общероссийском генеральном реестре турагентов — www.reestr-ta.ru. Держатель реестра Российский Союз Туриндустрии, техническая поддержка «Тонкости», юридическое сопровождение и выдача бланков Юридическое Агентство «Персона Грата». Стоимость оформления свидетельства: 3 000 руб.
Стоимость услуг юридической компании в оформлении документов и регистрации юридического лица колеблется от 5000 до 12000 рублей в зависимости от сложности и регистрации и региона.
Чтобы преодолеть проблемы старта, неизбежные для новой компании, регистрирующейся «с нуля», нередко выбирается такой способ, как покупка готового, действующего бизнеса.
Стоимость так называемого однокомнатного агентства в Москве колеблется в среднем от 30 000 USD до 50 000 USD. По современным меркам, это небольшая сумма, которая позволяет приобрести уже действующий бизнес с налаженной инфраструктурой, оборудованным офисом, клиентской базой и рекламой.
Турагент самостоятельно выбирает, с кем из туроператоров сотрудничать. Как правило, этот выбор мотивируется оптимальными ценами, размером комиссии, надежностью и удобством работы. Прежде чем подписывать договор с туроператором о сотрудничестве, рекомендую обратить внимание на: наличие, размер, срок действия финансового обеспечения; номер в Федеральном реестре туроператоров (см. сайт Ростуризма: www.russiatourism.ru); срок работы на туристическом рынке по конкретному направлению, выбранному для сотрудничества.
Условия работы туроператора с агентами: правовая форма договора, заключаемого с турагентами, легальность приема наличных платежей — какие выдаются документы, подходят ли они для учета и подтверждения затрат; размер агентского вознаграждения, на каких условиях возможно его увеличение; размер штрафных санкции за аннуляцию тура; как часто проводятся мастер-классы по туристическим направлениям, платные они или бесплатные; условия, график проведения рекламных туров; бонусные, накопительные программы для агентств и прочие программы лояльности; уровень технологий продаж, автоматизации процесса бронирования туров; возможность получения оперативной информации, персональная связь с курирующим менеджером; возможности туроператора по экстренному решению проблем (например, наличие постоянного представительства в регионе или телефона круглосуточной поддержки туристов или наличие стойки в аэропорту).
Сейчас на туристическом рынке есть достаточное число опытных туроператоров практически по каждому туристическому направлению. Познакомиться с ними можно на профессиональных туристических ярмарках в Москве, таких как МИТТ (март, выставочный комплекс на Красной Пресне), МИТФ (май, Гостиный двор), «Отдых», а также на региональных отраслевых выставках. Специализированные ярмарки и конференции проводятся также в форме wоrkshop-ов различными профессиональными туристическими изданиями.
Подготавливая офис к работе, не следует забывать о правовых требованиях к договорам. Как минимум, турфирме понадобится форма Договора с клиентом и Заявка, которую будет заполнять турист, а также БСО «Туристская путёвка». В том случае, если при оформлении тура не выдается путевка, требуется наличие кассового аппарата, зарегистрированного в налоговом органе.
Следует учесть, что никакой договор не заменит грамотную работу сотрудников: можно оградиться от возможных неприятностей, предусмотреть в договоре все формальности, но элементарная ошибка менеджера перечеркнет все ваши усилия и поставит фирму под угрозу судебного взыскания. Поэтому особое внимание при создании турфирмы следует уделить профессиональной подготовке менеджеров. Для этой цели существуют семинары и рекламные туры, периодически организуемые туроператорами для агентов.