Тонкости Pro
Электронный помощник турагента с 2003 г.
Вход или Регистрация

Как открыть турфирму

753 14 мая 2005

Рекомендации по организации турбизнеса для начинающих

Туристический бизнес внешне очень привлекателен, ведь он не требует больших вложений, а спрос на его продукт всегда велик. Но лишь немногим, самым подготовленным удается избежать подводных камней, которых здесь великое множество. Если вы решили организовать собственное турагентство, вам необходимо знать некоторые формальности и правила, действующие в турбизнесе.

Мохов Георгий
Георгий Мохов, учредитель ЮА «Персона грата», член правления и председатель Правовой комиссии РСТ
В настоящее время на туристическом рынке, наиболее распространены два вида туристической деятельности: туроператор и турагент. Формальное различие туроператорской и турагентской деятельности определено ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Согласно закону, туроператор формирует туристический продукт, т.е. комплекс туристических услуг, состоящих как минимум из перевозки и размещения, а турагент реализует турпродукт, сформированный туроператором на условиях, определённых агентским (или комиссионным) договором.

После отмены лицензирования туроператорской и турагентской в 2007 г. обязательный государственный порядок установлен только для туроператорской деятельности.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» осуществление туроператорской деятельности допускается при:

  1. Наличии у юридического лица финансового обеспечения в форме договора страхования гражданской ответственности или банковской гарантии, на сумму:
    • для туроператоров по международному туризму — 30 млн. руб.*
    • для туроператоров по въездному туризму — 10 млн. руб.*
    • для туроператоров по внутреннему туризму — 500 тыс. руб.*

    *млн. руб. являются суммой обеспечения и не значит, что у вас на счету они должны быть. Необходимо лишь застраховать свою деятельность на требуемую сумму законом, как правило, это составляет от 0,4% в год — т.е. для международного туризма от 120 000 руб. в год. Подробную информацию можно посмотреть на сайте www.travelexpert.ru.

  2. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров.

Турагентской деятельностью может заниматься любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Предлагается регистрация в добровольном Общероссийском генеральном реестре турагентов — www.reestr-ta.ru. Держатель реестра Российский Союз Туриндустрии, техническая поддержка «Тонкости», юридическое сопровождение и выдача бланков Юридическое Агентство «Персона Грата». Стоимость оформления свидетельства: 3 000 руб.

Стоимость услуг юридической компании в оформлении документов и регистрации юридического лица колеблется от 5000 до 12000 рублей в зависимости от сложности и регистрации и региона.

Чтобы преодолеть проблемы старта, неизбежные для новой компании, регистрирующейся «с нуля», нередко выбирается такой способ, как покупка готового, действующего бизнеса.

Стоимость так называемого однокомнатного агентства в Москве колеблется в среднем от 30 000 USD до 50 000 USD. По современным меркам, это небольшая сумма, которая позволяет приобрести уже действующий бизнес с налаженной инфраструктурой, оборудованным офисом, клиентской базой и рекламой.

Турагент самостоятельно выбирает, с кем из туроператоров сотрудничать. Как правило, этот выбор мотивируется оптимальными ценами, размером комиссии, надежностью и удобством работы. Прежде чем подписывать договор с туроператором о сотрудничестве, рекомендую обратить внимание на: наличие, размер, срок действия финансового обеспечения; номер в Федеральном реестре туроператоров (см. сайт Ростуризма: www.russiatourism.ru); срок работы на туристическом рынке по конкретному направлению, выбранному для сотрудничества.

Условия работы туроператора с агентами: правовая форма договора, заключаемого с турагентами, легальность приема наличных платежей — какие выдаются документы, подходят ли они для учета и подтверждения затрат; размер агентского вознаграждения, на каких условиях возможно его увеличение; размер штрафных санкции за аннуляцию тура; как часто проводятся мастер-классы по туристическим направлениям, платные они или бесплатные; условия, график проведения рекламных туров; бонусные, накопительные программы для агентств и прочие программы лояльности; уровень технологий продаж, автоматизации процесса бронирования туров; возможность получения оперативной информации, персональная связь с курирующим менеджером; возможности туроператора по экстренному решению проблем (например, наличие постоянного представительства в регионе или телефона круглосуточной поддержки туристов или наличие стойки в аэропорту).

С какими туроператорами работать? Кто «хороший», а кто «плохой»? Универсального ответа к сожалению нет. Согласно многолетней практике Юридического Агентства Персона Грата в сфере туризма, мы можем утверждать, что проблемы есть у всех, главное как они решаются.

Сейчас на туристическом рынке есть достаточное число опытных туроператоров практически по каждому туристическому направлению. Познакомиться с ними можно на профессиональных туристических ярмарках в Москве, таких как МИТТ (март, выставочный комплекс на Красной Пресне), МИТФ (май, Гостиный двор), «Отдых», а также на региональных отраслевых выставках. Специализированные ярмарки и конференции проводятся также в форме wоrkshop-ов различными профессиональными туристическими изданиями.

Подготавливая офис к работе, не следует забывать о правовых требованиях к договорам. Как минимум, турфирме понадобится форма Договора с клиентом и Заявка, которую будет заполнять турист, а также БСО «Туристская путёвка». В том случае, если при оформлении тура не выдается путевка, требуется наличие кассового аппарата, зарегистрированного в налоговом органе.

Следует учесть, что никакой договор не заменит грамотную работу сотрудников: можно оградиться от возможных неприятностей, предусмотреть в договоре все формальности, но элементарная ошибка менеджера перечеркнет все ваши усилия и поставит фирму под угрозу судебного взыскания. Поэтому особое внимание при создании турфирмы следует уделить профессиональной подготовке менеджеров. Для этой цели существуют семинары и рекламные туры, периодически организуемые туроператорами для агентов.

Организация работы туристической компании связана с целым рядом правовых вопросов, требующих внимания специалистов с первых дней существования фирмы — это постановка учета и документооборота, разработка договоров, финансовой и налоговой схемы, определение порядка взаимодействия с партнерами и клиентами и т.д. Нередко ошибки первых месяцев работы не позволяют успешно развиваться бизнесу и влекут за собой значительные штрафы. Чтобы избежать подобных неприятностей и правильно организовать свой бизнес, рекомендуется воспользоваться услугами по консалтингу и юридической поддержке в процессе создания турфирмы.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи