Согласно ст.2 Федерального закона РФ «О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ, рекламой является информация о физическом или юридическом лице, а также товарах, идеях и начинаниях, распространяемая в любой форме среди неопределённого круга лиц, с целью поддержания интереса к этому лицу, товару, идее и т.п. либо способствования их реализации. Согласно п.4 ст.264 НК РФ для целей налога на прибыль без ограничений принимаются следующие расходы на рекламу: реклама в СМИ; реклама в телекоммуникационных сетях; наружная реклама; участие в выставках, экспозициях и связанная с этим уценка выставлявшихся товаров; оформление витрин и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов. Соответственно расходы, которые произведёт турфирма согласно указанному перечню, уменьшат её налогооблагаемую базу. Причём расходы не нормируются, то есть не ограничиваются определённой суммой.
Прочие расходы, прямо не указанные в перечне, принимаются только в пределах 1% выручки от реализации (то есть с учётом всех доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав). Например, согласно ст.264 НК РФ, нормируются расходы на приобретение (изготовление) рекламных призов, а также на «иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвёртом настоящего пункта». К числу «иных» видов рекламы закон в частности относит: изготовление рекламно-сувенирной продукции; спонсорство; презентации; печатную рекламу, которую нельзя отнести к рекламе в СМИ и к изготовлению рекламных брошюр и каталогов (рекламу на книгах, билетах, банковских выписках и т.п.); виды рекламы, относимые к директ-маркетингу, в том числе почтовые рассылки (в частности, в ст.264 НК РФ упомянуто только изготовление рекламных брошюр и каталогов, но не их распространение); рекламу на транспортных средствах.
По некоторым из перечисленных видов рекламы существуют спорные вопросы в отношении их квалификации для целей налогообложения. Например, в числе видов рекламы, которые не подлежат нормированию, не указана прямо реклама на транспортных средствах. В настоящее время на практике её часто относят к наружной рекламе (см., например, Письмо УМНС по Москве от 27.08.2002 г. № 26-12/39819, опубликованное в «Московском налоговом курьере» № 21 за 2002 г.).
Как известно, в соответствии со ст.11 НК РФ, если в налоговом законодательстве употреблён какой-то термин, но ему не дано определение, то этот термин должен пониматься так, как это делается в той отрасли права, откуда его заимствовали. Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ среди видов рекламы выделяет собственно наружную рекламу (ст.14 закона) и отдельно рекламу на транспорте (ст.15 закона). Согласно ст.14 этого закона наружная реклама распространяется в виде «плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения». Транспорт не относится к техническим средствам «стабильного территориального размещения». В связи с этим вопрос о квалификации расходов на транспортную рекламу для целей уплаты налога на прибыль остаётся спорным и, не исключено, будет предметом судебных разбирательств.
Довольно часто у налогоплательщиков возникают вопросы по расходам на визитные карточки. Информация, которая содержится в визитных карточках, как правило, не относится к рекламной, поэтому эти изделия нельзя отнести к рекламно-сувенирной продукции. Вместе с тем, в судебной практике по прежнему законодательству о налоге на прибыль (до принятия главы 25 НК РФ) бывали случаи, когда суд вообще не принимал данные расходы в уменьшение налоговой базы. Например, Федеральный Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 16.01.2000 г. по делу № КА-А40/6222-00 счёл, что расходы на визитные карточки для генерального директора фирмы не связаны с производством, так как «непосредственно целью предъявления визитки является представление личности физического лица», то есть это расходы как бы на личные нужды, а не для бизнеса. В том же постановлении суд отверг ссылку налогоплательщика на Письмо Минфина РФ № 04-02-05/6 от 10.11.1999 г., допускавшего списание визиток на себестоимость, так как оно является «частным мнением зам. руководителя Департамента налоговой политики» и не было опубликовано и зарегистрировано в Минюсте РФ. Вместе с тем, несмотря на такое решение суда, в большинстве случаев целью передачи визитки является представление физического лица именно как сотрудника какого-то предприятия. В деловом обороте визитные карточки служат, прежде всего, для облегчения деловых контактов с тем или иным предприятием, и лишь потом для представления личности того или иного физического лица. Однако суд в данном деле отказал в принятии данных расходов для целей налогообложения.
Документальное оформление рекламных расходов имеет свою специфику. Традиционные первичные документы (договоры, акты, счета, платёжные поручения и проч.) могут оказаться недостаточными для подтверждения факта оказания рекламных услуг. Так, расходы на рекламу на телевидении и радио нельзя считать документально подтверждёнными без эфирных справок соответствующего СМИ. По печатной рекламе документальным подтверждением служат копии публикаций или непосредственно экземпляры печатных изданий с рекламными объявлениями.
Размещение наружной рекламы подтверждается фото-отчётами с мест её размещения, а также в ряде случаев документами, отражающими факт оприходования и списания материалов для изготовления такой рекламы (например, материалов для изготовления рекламных растяжек, щитов, штендеров и проч.). Расходы на рекламно-сувенирную продукцию подтверждаются договорами на её изготовление, накладными на оприходование этих материалов и документами на их списание (внутренними накладными, актами). Размещение рекламы в интернете может быть подтверждено графиками размещения баннеров (сколько раз, в какое время, на каких страницах и т.п.), выданными владельцами сайтов либо провайдерами услуг.
При многих видах рекламы (от СМИ и интернета до сувениров) дополнительным подтверждением произведённых расходов могут служить согласованные с производителями рекламы дизайн-макеты рекламных объявлений либо иной аналогичной продукции.
По некоторым видам рекламы существуют спорные вопросы — включаются они или нет в число нормируемых рекламных расходов. В частности, спорные вопросы возникают по такому виду рекламы, как спонсорство. Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ спонсор вкладывает средства в деятельность другого лица, которое, в свою очередь, становится рекламораспространителем. В обмен на спонсорский взнос, который признаётся по закону «платой за рекламу», спонсируемый занимается размещением рекламы своего спонсора, в том числе и в СМИ.
Фактически при спонсорской рекламе лицо, которое получает взносы от спонсора, выступает рекламным агентом. Поэтому в рамках спонсорской рекламы могут быть как нормируемые, так и не нормируемые расходы на рекламу. Например, показ логотипа спонсора во время телетрансляции — это реклама в СМИ (ненормируемая), а вручение призов за его счёт (в процессе той же трансляции) подпадает под норматив 1% от выручки.
Для того, чтобы иметь возможность списать какие-либо расходы на рекламу в рамках спонсорства без ограничений, эти расходы должны быть расшифрованы в договоре с получателем взносов. Если из договора спонсора с получателем взносов невозможно определить виды рекламы, которую будет распространять последний, то такие расходы могут быть приняты для целей налогообложения только в пределах 1% от выручки. Более того, если из первичных документов вообще не следует, что спонсируемое лицо берёт на себя обязанность распространять какую-либо рекламу, то спонсорскую помощь следует считать безвозмездными целевыми взносами.
Согласно ст.2 Федерального закона РФ «О рекламе» рекламой является информация, «которая предназначена неопределённому кругу лиц». В связи с этим презентация для группы заранее приглашённых лиц не может быть признана рекламой, и затраты турфирмы на организацию презентации можно отнести к представительским расходам. Кроме того, турфирмы нередко принимают деловых партнёров и контрагентов для проведения переговоров — следует учесть, что такие расходы также нормируются.
Закон относит к представительским расходам расходы налогоплательщика на официальный приём и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приёма (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Представительские расходы в течение отчётного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчётный (налоговый) период.
В любом случае, независимо от того, как будут в итоге квалифицированы презентации (как рекламные или как представительские мероприятия), рекомендуется оформлять их следующими документами: программа презентации с указанием места, времени проведения, расписания выступлений и списка приглашённых лиц; смета презентации по статьям затрат; отчёт о проведении презентации (в произвольной форме); отчёт о расходах на проведение презентации (финансовый отчёт) с приложением счетов, чеков и т.п.
От рекламы следует отличать нанесение производителем своего наименования, логотипов и тому подобной информации на собственную продукцию. Такие действия не являются рекламой, они лишь помогают покупателю идентифицировать производителя товара, работы или услуги. Например, красочное нанесение наименования и торгового знака турфирмы на туристскую путёвку могут рассматриваться как необходимая информация для потребителя услуги, помогающая идентифицировать её производителя, дающая дополнительную гарантию от подделок и так далее.
Татьяна Барышева, аудитор юридического агентства «Персона Грата»