Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Реклама и налоги

81 19 мая 2005

Успех туристического бизнеса во многом зависит от правильно сформированного и реализованного рекламного плана. Не секрет, что расходы на рекламу составляют львиную долю выручки начинающего турагентства, причём налогообложение этих расходов нередко выходит за рамки запланированного рекламного бюджета и становится неприятной неожиданностью для руководителей турфирм. Ниже мы предлагаем анализ налогообложения различных рекламных расходов турфирмы.

Нормирование расходов на рекламу для целей налога на прибыль

Согласно ст.2 Федерального закона РФ «О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ, рекламой является информация о физическом или юридическом лице, а также товарах, идеях и начинаниях, распространяемая в любой форме среди неопределённого круга лиц, с целью поддержания интереса к этому лицу, товару, идее и т.п. либо способствования их реализации. Согласно п.4 ст.264 НК РФ для целей налога на прибыль без ограничений принимаются следующие расходы на рекламу: реклама в СМИ; реклама в телекоммуникационных сетях; наружная реклама; участие в выставках, экспозициях и связанная с этим уценка выставлявшихся товаров; оформление витрин и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов. Соответственно расходы, которые произведёт турфирма согласно указанному перечню, уменьшат её налогооблагаемую базу. Причём расходы не нормируются, то есть не ограничиваются определённой суммой.

Прочие расходы, прямо не указанные в перечне, принимаются только в пределах 1% выручки от реализации (то есть с учётом всех доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав). Например, согласно ст.264 НК РФ, нормируются расходы на приобретение (изготовление) рекламных призов, а также на «иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвёртом настоящего пункта». К числу «иных» видов рекламы закон в частности относит: изготовление рекламно-сувенирной продукции; спонсорство; презентации; печатную рекламу, которую нельзя отнести к рекламе в СМИ и к изготовлению рекламных брошюр и каталогов (рекламу на книгах, билетах, банковских выписках и т.п.); виды рекламы, относимые к директ-маркетингу, в том числе почтовые рассылки (в частности, в ст.264 НК РФ упомянуто только изготовление рекламных брошюр и каталогов, но не их распространение); рекламу на транспортных средствах.

По некоторым из перечисленных видов рекламы существуют спорные вопросы в отношении их квалификации для целей налогообложения. Например, в числе видов рекламы, которые не подлежат нормированию, не указана прямо реклама на транспортных средствах. В настоящее время на практике её часто относят к наружной рекламе (см., например, Письмо УМНС по Москве от 27.08.2002 г. № 26-12/39819, опубликованное в «Московском налоговом курьере» № 21 за 2002 г.).

Как известно, в соответствии со ст.11 НК РФ, если в налоговом законодательстве употреблён какой-то термин, но ему не дано определение, то этот термин должен пониматься так, как это делается в той отрасли права, откуда его заимствовали. Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ среди видов рекламы выделяет собственно наружную рекламу (ст.14 закона) и отдельно рекламу на транспорте (ст.15 закона). Согласно ст.14 этого закона наружная реклама распространяется в виде «плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения». Транспорт не относится к техническим средствам «стабильного территориального размещения». В связи с этим вопрос о квалификации расходов на транспортную рекламу для целей уплаты налога на прибыль остаётся спорным и, не исключено, будет предметом судебных разбирательств.

Информация, которая содержится в визитных карточках, как правило, не относится к рекламной, поэтому эти изделия нельзя отнести к рекламно-сувенирной продукции.

Довольно часто у налогоплательщиков возникают вопросы по расходам на визитные карточки. Информация, которая содержится в визитных карточках, как правило, не относится к рекламной, поэтому эти изделия нельзя отнести к рекламно-сувенирной продукции. Вместе с тем, в судебной практике по прежнему законодательству о налоге на прибыль (до принятия главы 25 НК РФ) бывали случаи, когда суд вообще не принимал данные расходы в уменьшение налоговой базы. Например, Федеральный Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 16.01.2000 г. по делу № КА-А40/6222-00 счёл, что расходы на визитные карточки для генерального директора фирмы не связаны с производством, так как «непосредственно целью предъявления визитки является представление личности физического лица», то есть это расходы как бы на личные нужды, а не для бизнеса. В том же постановлении суд отверг ссылку налогоплательщика на Письмо Минфина РФ № 04-02-05/6 от 10.11.1999 г., допускавшего списание визиток на себестоимость, так как оно является «частным мнением зам. руководителя Департамента налоговой политики» и не было опубликовано и зарегистрировано в Минюсте РФ. Вместе с тем, несмотря на такое решение суда, в большинстве случаев целью передачи визитки является представление физического лица именно как сотрудника какого-то предприятия. В деловом обороте визитные карточки служат, прежде всего, для облегчения деловых контактов с тем или иным предприятием, и лишь потом для представления личности того или иного физического лица. Однако суд в данном деле отказал в принятии данных расходов для целей налогообложения.

Особенности документального оформления рекламных расходов

Документальное оформление рекламных расходов имеет свою специфику. Традиционные первичные документы (договоры, акты, счета, платёжные поручения и проч.) могут оказаться недостаточными для подтверждения факта оказания рекламных услуг. Так, расходы на рекламу на телевидении и радио нельзя считать документально подтверждёнными без эфирных справок соответствующего СМИ. По печатной рекламе документальным подтверждением служат копии публикаций или непосредственно экземпляры печатных изданий с рекламными объявлениями.

Размещение наружной рекламы подтверждается фото-отчётами с мест её размещения, а также в ряде случаев документами, отражающими факт оприходования и списания материалов для изготовления такой рекламы (например, материалов для изготовления рекламных растяжек, щитов, штендеров и проч.). Расходы на рекламно-сувенирную продукцию подтверждаются договорами на её изготовление, накладными на оприходование этих материалов и документами на их списание (внутренними накладными, актами). Размещение рекламы в интернете может быть подтверждено графиками размещения баннеров (сколько раз, в какое время, на каких страницах и т.п.), выданными владельцами сайтов либо провайдерами услуг.

При многих видах рекламы (от СМИ и интернета до сувениров) дополнительным подтверждением произведённых расходов могут служить согласованные с производителями рекламы дизайн-макеты рекламных объявлений либо иной аналогичной продукции.

Спонсорская реклама

По некоторым видам рекламы существуют спорные вопросы — включаются они или нет в число нормируемых рекламных расходов. В частности, спорные вопросы возникают по такому виду рекламы, как спонсорство. Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ спонсор вкладывает средства в деятельность другого лица, которое, в свою очередь, становится рекламораспространителем. В обмен на спонсорский взнос, который признаётся по закону «платой за рекламу», спонсируемый занимается размещением рекламы своего спонсора, в том числе и в СМИ.

Фактически при спонсорской рекламе лицо, которое получает взносы от спонсора, выступает рекламным агентом. Поэтому в рамках спонсорской рекламы могут быть как нормируемые, так и не нормируемые расходы на рекламу. Например, показ логотипа спонсора во время телетрансляции — это реклама в СМИ (ненормируемая), а вручение призов за его счёт (в процессе той же трансляции) подпадает под норматив 1% от выручки.

Для того, чтобы иметь возможность списать какие-либо расходы на рекламу в рамках спонсорства без ограничений, эти расходы должны быть расшифрованы в договоре с получателем взносов. Если из договора спонсора с получателем взносов невозможно определить виды рекламы, которую будет распространять последний, то такие расходы могут быть приняты для целей налогообложения только в пределах 1% от выручки. Более того, если из первичных документов вообще не следует, что спонсируемое лицо берёт на себя обязанность распространять какую-либо рекламу, то спонсорскую помощь следует считать безвозмездными целевыми взносами.

Презентации и представительские расходы

Согласно ст.2 Федерального закона РФ «О рекламе» рекламой является информация, «которая предназначена неопределённому кругу лиц». В связи с этим презентация для группы заранее приглашённых лиц не может быть признана рекламой, и затраты турфирмы на организацию презентации можно отнести к представительским расходам. Кроме того, турфирмы нередко принимают деловых партнёров и контрагентов для проведения переговоров — следует учесть, что такие расходы также нормируются.

Закон относит к представительским расходам расходы налогоплательщика на официальный приём и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приёма (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Представительские расходы в течение отчётного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчётный (налоговый) период.

В любом случае, независимо от того, как будут в итоге квалифицированы презентации (как рекламные или как представительские мероприятия), рекомендуется оформлять их следующими документами: программа презентации с указанием места, времени проведения, расписания выступлений и списка приглашённых лиц; смета презентации по статьям затрат; отчёт о проведении презентации (в произвольной форме); отчёт о расходах на проведение презентации (финансовый отчёт) с приложением счетов, чеков и т.п.

Реклама и обычная информация о производителе (товара, работы, услуги)

От рекламы следует отличать нанесение производителем своего наименования, логотипов и тому подобной информации на собственную продукцию. Такие действия не являются рекламой, они лишь помогают покупателю идентифицировать производителя товара, работы или услуги. Например, красочное нанесение наименования и торгового знака турфирмы на туристскую путёвку могут рассматриваться как необходимая информация для потребителя услуги, помогающая идентифицировать её производителя, дающая дополнительную гарантию от подделок и так далее.

Татьяна Барышева, аудитор юридического агентства «Персона Грата»

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи