В практике юридического агентства «Персона Грата» встречались заказы на коррекцию договоров, самостоятельно составленных турагентами в таких невероятных смешанных вариантах, что определить их юридический статус с точки зрения норм гражданского кодекса было сложно даже опытным юристам.
Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент).
Реализация туристского продукта — деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Как следует из определения, турагентская деятельность не ограничена каким либо правовым видом договора, применяемым в отношениях с туроператором или туристом (заказчиком). Под деятельностью турагента понимается любая деятельность по реализации турпродукта, сформированного туроператором. Таким образом, данный термин относит к категории «турагент» любое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, реализующего турпродукт, что дает максимально широкое применение закона для любых совершенных сделок по реализации турпродукта ко всем лицам, его реализующим на тех или иных условиях.
Однако далее Закон конкретизирует правовой вид отношений туроператора и турагента, определяя турагента исключительно как лицо, действующее по поручению туроператора, реализующее турпродукт от своего имени или от имени туроператора (ст. 9 Закона). Тем самым, в формулировках Закона ограничивается круг применяемых договоров, характеризующих деятельность «турагента», только договорами комиссии или агентирования, заключенными с туроператором:
Следуя данной норме закона турагент всегда действует по поручению туроператора: либо от имени туроператора, либо от своего имени — в зависимости от объема данных полномочий, но в любом варианте выполняя поручение туроператора на реализацию турпродукта.
Таким образом, иные варианты правоотношений, фактически возникающие между туроператором и лицами, в том или ином виде реализующими его (туроператора) турпродукт, законом не предусмотрены. На прочие заключаемые сделки, например, по оказанию возмездных услуг, нормы отраслевого закона не распространяются. Фактически, значительная часть турагентского рынка формально не осуществляет турагентскую деятельность в понимании Закона, поскольку турагенты не имеют поручения туроператора на реализацию турпродукта.
Данный тезис косвенно находит отражение в Стандартных правилах страхования гражданской ответственности туроператоров. Следует обратить внимание на п. 11.6 этих правил, согласно которому Выгодоприобретатель (турист) вправе предъявить требование о возмещении ущерба непосредственно Страховщику, но при этом «между туроператором и турагентом должен быть заключен договор, в силу которого турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором». Следуя данному положению право туриста на возмещение ущерба может быть ограничено и в выплате ему будет отказано только лишь вследствие того, что турагент, у которого он приобретал тур, юридически турагентом не являлся и полномочий на реализацию турпродукта от туроператора не получал.
Рассмотрим ситуацию, когда путем внесения поправок в Закон будут исключены полномочия турагента действовать по поручению туроператора от своего имени. Допустим, положение Закона будет изложено в следующей редакции:
Таким образом, круг договоров, устанавливающих статус турагента, будет еще более сужен в сравнении с ныне действующей формулировкой. На сегодняшний день такой вариант правоотношений туроператора и турагента — где агент действует от имени туроператора, практически не применяется. Поскольку право туроператоров на свободу заключения договора не может быть ограничено и обязать их к заключению агентских договоров определённого вида невозможно, значительное число турагентов не получит юридических полномочий на продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора и, с учетом терминов Закона, турагентскую деятельность осуществлять не будет.
При этом большинство турагентов, безусловно, продолжат сотрудничество с туроператорами по уже заключенным договорам в различных правовых видах: возмездного оказания услуг, купли-продажи, либо по договорам, где агент действует от своего имени, то есть по правилам, применяемым к комиссионным отношениям.
Защита туриста в договорных отношениях с турагентом сейчас во многом определяется содержанием статьи 10.1 Закона, в которой указаны существенные условия договора с туристом, заключенного турагентом от своего имени. Данная статья предусматривает важные требования к содержанию договора с туристом, включая «информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17-4 настоящего Федерального закона, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.»
С исключением из Закона турагентов, действующих от своего имени, данная статья тоже будет исключена, поскольку регулирует содержание договора с туристом исключительно в случае действия турагента от своего имени. Существенные условия договора с туристом будут установлены только статьей 10, распространяющейся на договоры, заключенные непосредственно между туроператором и туристом. Но все прочие лица, осуществляющие деятельность по реализации турпродукта, под действие данной статьи не попадут, вследствие чего значительная часть договоров с туристами не будет урегулирована Законом, поскольку требований к существенным условиям договора не будет, что может пагубно отразиться на степени защиты потребителя в клиентском договоре.