Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Турфирма под защитой

124 21 июня 2006

Как известно, предпринимательская деятельность связана со многими рисками, как коммерческого, так и административного характера. Элементы правовой защиты турфирмы как предприятия и хозяйствующего субъекта — это законные методы и способы оградить турфирму от чрезмерной и неоправданной гражданской ответственности перед потребителями туристических услуг, от административной, налоговой и уголовной ответственности перед государством, а также от бизнес-рисков, таких как недобросовестность партнёров или хищения со стороны сотрудников.

Мохов Георгий
Георгий Мохов, учредитель ЮА «Персона грата», член правления и председатель Правовой комиссии РСТ
Говоря о защите предприятия, мы не подразумеваем физическую защиту в виде решёток на окнах или охранника при входе — хотя это тоже немаловажные факторы. Речь пойдёт об элементах правовой защиты предприятия как комплекса мер, позволяющего снизить риски предпринимательской деятельности.

К сожалению, закон не устанавливает конкретную правовую модель взаимоотношений для участников туристического оборота, а именно — отношений между туристом и турагентом, турагентом и туроператором, туроператором и перевозчиком, отелем, санаторием или другими поставщиками услуг. Соответственно, в законе не разграничена ответственность участников туристического рынка в случае нарушения обязательств перед туристом и причинения ему убытков.

Вследствие этого степень ответственности турфирмы перед туристом определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела, представленных доказательств и, как это ни прискорбно, возможностей туриста применить административный ресурс и надавить на турфирму-ответчика.

Однако основную опасность для турфирмы, с точки зрения ответственности, на наш взгляд представляют не потребители-туристы, а государственные контролирующие органы.

Отсутствие чёткой регламентации в законе позволяет трактовать нормы в ту или иную сторону в зависимости от ситуации. Таким образом, единственный способ оградить себя от чрезмерной ответственности перед потребителем — это предпринять необходимые действия, позволяющие трактовать и применять нормы закона в свою пользу (как это ни цинично звучит). Ответственность перед государством, установленная административным, налоговым или иным законом — ещё более запутанная, чем в отношениях с потребителями. Бесконечные поправки в налоговом законодательстве, постоянные изменения административных законов, обилие подзаконных актов и различных инструкций контролирующих ведомств — всё это делает просто невозможным соблюдение предпринимателем законов без риска подвергнуться штрафам.

Существует масса государственных ведомств, которые вправе оштрафовать турфирму и её руководителя за нарушение того или иного закона, начиная от пожарников и заканчивая той же налоговой инспекцией.

Даже при соблюдении всех норм закона очень трудно избежать ответственности, а уж если вы что-то откровенно нарушаете (например, кассовую дисциплину или работаете без лицензии), то степень риска попасть под взыскание многократно возрастает. А метод защиты от взысканий со стороны государственных контролирующих органов такой — это, во-первых, знание законов, регулирующих ваш вид деятельности, во-вторых — максимально возможное их соблюдение, а в-третьих — правильное и своевременное применение норм закона, позволяющее минимизировать риск взыскания, штрафа или привлечения к ответственности.

Отсутствие чёткой регламентации в законе позволяет трактовать его нормы в пользу той или иной стороны, в зависимости от конкретной ситуации. Насколько трудно предпринимателю соблюдать законы, настолько же трудно контролирующим органам доказать нарушение. Любой штраф может быть оспорен в суде, любое взыскание может быть признано незаконным. Определённые изменения в этой ситуации произошли в связи с изменениями в Налоговом Кодексе РФ, практически отменившими презумпцию невиновности налогоплательщика.

В соответствии с изменениями Налогового кодекса, вступившими в силу 1 января 2007 года (Закон от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ) принята новая редакция ст. 108 «Общие условия привлечения к ответственности». Прежняя редакция статьи 108 в части 6 указывала: «лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке в соответствии со вступившим в законную силу решением суда». В новой редакции изменена концовка предложения, удалена фраза — «в соответствии со вступившим в законную силу решением суда».

Таким образом, виновность лица в совершении налогового правонарушения теперь может быть доказана самими налоговыми органами, без обязательного решения суда.

Единственный способ оградить себя от чрезмерной ответственности — это предпринять необходимые действия, позволяющие в случае спора с контролирующими органами обеспечить достаточные доказательства соблюдения вами норм закона. Для этого следует максимально следить за формальной стороной деятельности фирмы.

В качестве элементов правовой защиты можно выделить несколько комплексных мер:

  1. Соблюдение формальных требований закона к легализации деятельности турфирмы в период её создания:
    • регистрация предприятия или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;
    • получение лицензии на выбранный вид деятельности и сертификация безопасности туристических услуг;
    • получение иных разрешений и лицензий в зависимости от вида деятельности, например медицинской лицензии (для оказания услуг оздоровительного или санаторно-курортного характера), образовательной лицензии (при оказании образовательных услуг с выдачей диплома гособразца);
    • постановка на учёт в налоговом органе, выбор системы налогообложения и постановка учётной политики;
    • подготовка необходимых бланков строгой отчётности, регистрация кассового аппарата, обеспечение документов для осуществления расчётов — как наличных, так и безналичных;
    • соблюдение требований к помещению — ГОСТ-а и правил торговли («уголок потребителя», регистрация рекламного указателя, наличие огнетушителя, пожарной сигнализации и прочие требования к помещению).

  2. Разработка учётной политики и документооборота. Решите для себя, как будет приниматься денежная наличность, какие документы будут выдаваться на руки туристу, каким образом вы будете это делать и в какой момент.
  3. Если вы не применяете бланк строгой отчётности по форме ТУР1 или ваша деятельность выходит за рамки туристической, позаботьтесь о кассовом аппарате и книге кассира-операциониста. Если вы применяете упрощённую систему налогообложения, позаботьтесь о ведении книги доходов и расходов.

    С самого начала деятельности поставьте бухгалтерский учёт и документооборот на предприятии и старайтесь придерживаться учётной политики и оформлять договора и приходно-расходные документы. Как правило, именно ошибки в учёте, а не злой умысел становятся причиной возникновения недоимки по налогам и, как следствие, штрафов и взысканий.

  4. Следующий элемент защиты — своевременная подача налоговых деклараций, баланса и прочих отчётов, соблюдение правил учёта и отчётности и правильное исчисление налогов в период деятельности.
  5. Нередко несвоевременная подача отчёта провоцирует налоговую проверку — в особенности, если действующая фирма с оборотами не сдаёт отчётность длительное время. Также повышает риск проведения налоговой проверки резкое изменение показателей (особенно резкое их сокращение при больших оборотах).

  6. К документообороту относится и другой элемент защиты — грамотные договора.
  7. В первую очередь — грамотное отражение в договорах с потребителем существенных условий, предусмотренных законом «Об основах туристской деятельности в РФ», гражданским законодательством и Законом о защите прав потребителей: предоставление туристу полной и достоверной информации о потребительских свойствах тура.

    Нарушение закона при оформлении договора с потребителем — популярная причина для приостановления действия лицензии. Несоответствие договора требованиям закона может послужить основанием для признания его недействительным.

  8. Ещё одна часть защиты — отражение в договорах с поставщиками, агентами или партнёрами прав и обязанностей сторон и наличие платёжных документов, подтверждающих факт проведения оплаты.
  9. Если вы хотите располагать правовой возможностью взыскания убытков со своих партнёров и поставщиков, вы должны иметь на руках соответствующие доказательства — договор и платёжные документы, подтверждающие наличие обязательства и факт заключения сделки. В противном случае ни один арбитражный суд не примет ваши требования о возмещении причинённых убытков или задолженности.

    Нарушение закона при оформлении договора с потребителем — популярная причина для приостановления действия лицензии. Несоответствие договора требованиям закона может послужить основанием для признания его недействительным.

  10. Далее — распределение обязанностей и полномочий сотрудников предприятия, отражение в инструкциях и приказах объёма обязанностей работников предприятия, информирование сотрудников и должностных лиц предприятия об обязательных требованиях и правилах, установленных законом.
  11. Например, запрет принимать наличную валюту, обязанность выдавать турпутёвку или кассовый чек, обязанность выдавать договор и подписывать изменения к договору и так далее.

    Следует учесть, что ответственность за действия работника несёт предприятие, и именно неграмотными действиями сотрудников может быть причинён вред и потребителю, и фирме. Информированность сотрудников об обязательных правилах и определение их должностных обязанностей — важнейший элемент защиты.

    Немаловажно и соблюдение трудового законодательства: при определении обязанностей работника нужно соблюсти требования трудового законодательства и для начала установить трудовые отношения. Нередко бывает так, что инструкция на работника составлена и им подписана, а доказать, что работник принят на работу, не представляется возможным, поскольку нет ни приказа, ни заявления, ни трудового договора. Чтобы иметь возможность взыскать с сотрудника убытки, причинённые им фирме, необходимо подтверждение трудовых отношений.

  12. Другой важный элемент, обеспечивающий защиту турфирмы — обучение сотрудников, профессиональная подготовка персонала.
  13. Элементарная ошибка менеджера при оформлении тура может свести на нет все ваши методы правовой защиты, грамотный договор, документооборот и учёт. Правильная мотивация туриста при выборе тура также находится в ведении менеджера: то, как он объяснит туристу состав услуги, должно впоследствии обеспечить отсутствие немотивированных претензий.

  14. Ещё одна важная составная часть защиты — информированность сотрудников о правилах поведения в конфликтных ситуациях с туристом и правилах поведения при проверках государственных контролирующих органов.
  15. Каждый сотрудник обязан знать, что претензия должна предъявляться в письменной форме, что срок ответа на претензию — десять дней, что претензия должна быть передана руководителю или уполномоченному должностному лицу. Сотрудник не должен самостоятельно отвечать туристу на претензию и давать какие-то разъяснения. Если туристу возвращаются документы или деньги, необходима письменная расписка с указанием суммы и причины возврата.

  16. Следующий элемент, который можно отнести к факторам защиты — контроль за публичными предложениями, то есть предложениями, предназначенными для неограниченного круга потребителей, а так же рекламными каталогами, буклетами и прочей информацией, предоставляемой покупателю.
  17. Во-первых, то, что и как рекламируют туристические фирмы, нередко служит основанием для проверок антимонопольного органа по признакам нарушения законодательства о рекламе.

    Во-вторых, ваши предложения могут вводить в заблуждение потребителей, неправильно мотивировать их при выборе туров, а как результат — провоцировать претензии потребителей по качеству предоставленных услуг.

  18. Отдельный «участок» правовой защиты — соблюдение требований административных органов контроля — лицензионного контроля, пожарной инспекции, трудовой инспекции, санитарной инспекции, торговой инспекции антимонопольных органов, органов в сфере защиты прав потребителей и прочих.

Нередко проверка трудовой инспекции по жалобе уволенного работника приводит к последующей повторной проверке — для контроля за исправлением нарушений. Если к вам один раз зашли с проверкой, постарайтесь исправить недостатки и не допускать «рецидива»: то, что вы уплатили штраф, вовсе не означает, что все претензии к вам сняты. Практически все административные правонарушения предусматривают повышенные санкции при повторном правонарушении.

Мы перечислили лишь несколько формальных элементов защиты, позволяющих снизить риск ответственности. Каждый руководитель предприятия должен позаботиться о комплексе мер, обеспечивающих юридически грамотное соблюдение требований закона. И пусть вас не пугает обилие необходимой «бумажной» работы — как показывает практика, в конечном итоге она всегда оказывается далеко не лишней.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи