Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Турфирма со стажем: юридическая практика

2572 04 сентября 2014

Сколько лет «живут» фирмы в туризме? Сколько юридических лиц разумно открыть для операционной работы туристической компании? Зачем турфирмы хотят поменять наименование или открыть новое юридическое лицо? К чему приводят многолетние судебные тяжбы? Наконец — о чем мечтают собственники туристических агентств?

Мохова Юлия
Юлия Мохова, управляющий директор ЮА «Персона грата»
Туристических компаний со стажем деятельности более 10 лет в действительности немало. Однако, опираясь на 15-летнюю практику юридического агентства «Персона грата», можно утверждать, что компаний, не поменявших юридическое лицо в течение 10 лет, единицы. Причины, по которым складывается такая картина, во многом отражают проблемы туристического бизнеса в нашей стране. Проблемы, решение которых в большей части возможно лишь на государственном уровне, но не внутри отрасли.

Деятельность турфирмы связана с большим числом рисков: работой с «чужими» деньгами, всяческими природно-техногенными (а порой и революционными) внешними обстоятельствами, повышенной ответственностью на любом этапе — за документы, паспорта, визы и персональные данные, в конце концов, есть и банальные ошибками сотрудников, — так что работа без сбоев и накладок остается недостижимым идеалом. Об «идеальном бизнесе» пишут книжки, об этом мечтает каждый директор, но в реальной жизни проблем всегда хватает — причем типичных, с которыми сталкиваются практически все турфирмы «со стажем». К счастью, способы решения этих проблем уже выработаны и проверены рынком. О них и поговорим.

Зачем турфирме несколько юридических лиц?

Непотопляемого бизнеса не бывает — с этим надо смириться. Серьезный экономический дефолт может вывести из равновесия любое, даже стабильное и хорошо развитое предприятие. В отсутствие резервных активов (а их, у турфирм, увы, нет) погасить непредвиденные убытки, наступившие вследствие исков, банкротства туроператоров и перевозчиков, претензий налоговых органов, — не всегда возможно. Тем не менее, восстановить фактическую деятельность вполне реально, если ваши «неприятности» разделены на несколько юридических лиц, каждое из которых обладает своим имуществом, набором прав и обязанностей, ведет самостоятельную (хотя и взаимосвязанную) деятельность и, соответственно, несет самостоятельную ответственность.

Турагенты со стажем, которые пережили лицензирование, сертификацию и другие бюрократические барьеры государства, всегда стремились к одному — больше зарабатывать. Имея статус турагента, это не так просто. Минуя туроператора как посредника, турагент может на некоторых направлениях зарабатывать больше — это аксиома. Но при этом формируется туристский продукт, то есть осуществляется туроператорская деятельность, что требует соответствующих разрешений от государства. На сегодняшний день статус туроператора обходится компании в сумму более 200 тыс. руб. в год, что для малого и среднего бизнеса сумма практически неподъемная, и, надо заметить, невозвратная. Используя маленькую хитрость — несколько юридических лиц — турфирма «расформировывает» туристический продукт на отдельные услуги, реализуя их по отдельности. Таким образом, ни то, ни другое юридическое лицо, продающее раздельно перевозку и размещение, не является туроператором, турпродукт не формируется, финансовое обеспечение не оформляется. Конечно же, в таком решении есть масса подводных камней и нюансов, которые лучше предварительно обсудить с юристом.

Работа под прикрытием: собственная торговая марка или франчайзинг?

Чем дольше турфирма работает, тем больший вклад в ее стоимость вносит и само ее название — если, конечно, оно удачно придумано. В зависимости от степени «раскрученности» и узнаваемости, наименование турфирмы может стать полноценным брендом, имеющим свою собственную реальную стоимость. Зарегистрированная торговая марка (кстати, для услуг правильно говорить — знак обслуживания) — один из легальных способов вести бизнес, имея в арсенале несколько юридических лиц с возможностью передавать бренд от одного к другому. Продвинутые компании ни в коем случае не вводят потребителей в заблуждение, когда восклицают в рекламе «нам 10 лет!», так как лицо турфирмы — это торговая марка, а не формальное название некоего общества с ограниченной ответственностью. Зарегистрированный по всем правилам товарный знак передается по лицензионным договору между собственником торговой марки и юридическим лицом, которое его использует. Случается, что торговая марка принадлежит индивидуальному предпринимателю или компании, которая ведет минимальную операционную деятельность и, по существу ничем не рискует, владея важнейшим активом предприятия — коммерческим брендом.

Еще один популярный вариант — уход «под франшизу». Практика показывает, что турфирмы, которые по каким-либо причинам меняют юридические лица, но при этом имеют значительный стаж работы, клиентскую базу и хороший офис — вступают в ряды сетевых турфирм с новым юридическим лицом, уже имея «багаж» и витрину, которые так ценят управляющие компании.

Юридические риски и судебные тяжбы

Турагентам за свою карьеру приходится сталкиваться с самыми разными туристами. В том числе и с теми, кто обращается в суд за возмещением убытков по причине испорченного отдыха. В ходе судебного процесса решат, кто прав, кто виноват, у кого юрист сильнее и профессиональнее, убедительнее доказательная база, лояльнее свидетели — но порой дела могут длиться годами и заканчиваются они не всегда в пользу турфирмы. В случае «тяжелых» решений суда смена юридического лица — одна из популярных мер по уходу от взысканий для малого бизнеса, к которому в основной своей массе относится и турагентская деятельность. Безусловно, свои долги необходимо погашать, но случаются ситуации когда на плечи турагента ложится чрезмерная и неоправданная ответственность за действия туроператора, перевозчика... или вулкана Эйяфьятлайокудль, вздумавшего извергаться где-нибудь в Исландии. К слову сказать, точно такой же способ ухода от взысканий нередко применяют туроператоры в стадии неплатежеспособности.

Из практики «Персоны грата»: турист, забронировавший тур в Испанию у одного из крупных российских туроператоров, незадолго до начала путешествия вынужден был отказаться от поездки вследствие болезни близкого родственника. В возврате денег ему было отказано со ссылкой на условия договора, предусматривающего удержание фактических расходов, понесенных с целью организации тура. Не согласившись с решением туроператора, а сумма была немаленькая, турист обратился в суд. Дело рассматривалось больше года, после чего решение было вынесено в пользу туриста — истца. Однако неприятный сюрприз ждал пострадавшего туриста уже на стадии исполнительного решения. Как выяснилось, за время рассмотрения дела туроператор, назовем его «Ромашка», фактически прекратил свою деятельность, а новые договоры уже несколько месяцев заключались от имени преемника — «Ромашки плюс». Денег на счетах прежней «Ромашки» не осталось, имущества также не было. В данной ситуации основания для предъявления дальнейших претензий к новому юридическому лицу — «Ромашке плюс» и у туриста, и у турагента формально отсутствовали. Конечно, это не мешает пострадавшей стороне использовать СМИ туристического профиля и иные внесудебные способы защиты своих интересов, но вернуть деньги это вряд ли поможет.

Налоговые риски и ошибки в бухгалтерском учете

Руководство и сотрудники компаний, давно работающих на рынке, часто придерживаются позиции: «мы все знаем и все делаем правильно». Этим они невыгодно отличаются от своих коллег из вновь созданных фирм, которые ничего не знают, но стремятся узнать, научиться, выстроить, наладить и разобраться. Особенно это заметно в сегменте бухгалтерского и налогового учета «бывалых». Обязательный аудит им по закону не нужен, на выборочный аудит всегда не хватает денег, к тому же периодически приключается смена бухгалтеров, порой незапланированная... Бывает так, что вследствие стечения обстоятельств проще закрыть компанию, нежели восстанавливать учет и доказывать свой доход — агентский процент — в налоговом органе.

Другая ситуация из реальной жизни: директор решил сделать паузу года на два по объективным (скажем, декретным) обстоятельствам. В результате — учет не ведется, отчетность не сдается. Но при этом желание продолжить бизнес остается, так как уже есть компания и опыт, наработанные контакты и клиенты. Но вот сюрприз: приступив с новыми силами к работе, директор выясняет, что за несдачу отчетности компания была исключена налоговым органом из реестра юридических лиц. Приходится регистрировать новое юридическое лицо и учиться на собственном опыте. Серьезная проблема и тема для отдельной статьи — это присутствие на туристическом рынке «серого учета», приема наличных денег и выдача операторами ненадлежаще оформленных документов. Это один из самых больших рисков с точки зрения возможной налоговой ответственности перед государством — да и перед туристами, которые могут лишиться права на компенсации по страховке или вследствие банкротства туроператора.

Тут надо отметить, что осознанно к «белому учету» приходят именно опытные компании. Директор, которому необходимо контролировать 3–4 офиса продаж, неизбежно вынужден переходить к строгому учету и контролю движения всех денежных средств и документов. А это возможно, по словам коллег, только с применением автоматизации документооборота и общих стандартов учета.

Почему турфирмы меняют наименование компании?

Не будем лишний раз озвучивать ряд громких имен туроператоров, причинивших отрасли в целом и многим агентам в частности массу неприятностей и финансовые убытки — их и так все прекрасно помнят. Отметим только, что обанкротившиеся туроператоры были представлены на рынке множеством уполномоченных агентов, которые использовали раскрученное имя туроператора (или его часть) в своем фирменном наименовании. Банкротство туроператора причинило им огромный репутационный вред, поскольку ранее эффектное и привлекательное наименование вдруг, в один миг, стало «репеллентом» от туристов. Этим компаниям было жизненно важно поскорее сменить наименование, чтобы вообще остаться на рынке.

Еще одна популярная ситуация: многолетняя работа учредителей на партнерских началах неожиданно завершается разладом — или просто кто-то решает идти своей дорогой. Партнеры расстаются, делят имущество, вынуждая оставшегося в бизнесе участника менять наименование компании, так как имя — это результат общей работы и креатива.

Также из практики можно привести пример совместных компаний с иностранными партнерами, когда фирма работает под иностранной маркой, представляя ее в России за определенный процент от прибыли или на основании эксклюзивных представительских полномочий. Но настает момент, когда одной из сторон становится невыгодно вести совместный бизнес или иностранный партнер открывает собственный офис в России и прекращает делегирование полномочий. В этом случае российская компания вынуждена менять наименование юридического лица, ранее сходного с известным брендом.

О чем мечтают владельцы турфирм?

Вопрос, конечно, философский, но с прикладным содержанием: желания у всех руководителей примерно одинаковые — сильная команда менеджеров, стабильные продажи, динамичное развитие, повышение доходов и... уменьшение занятости владельца — «чтобы само работало». Увы, в большинстве случаев последний пункт так и остается в области мечтаний. Работа есть работа, и когда ее много и она на протяжении многих лет находится в одном русле — случается, что приходит усталость от бизнеса. Частая ситуация в туризме, когда бизнес передают в управление детям или родственникам, либо кому-то из членов семьи. Более предприимчивые выставляют компанию на продажу, заранее грамотно выстроив бизнес-процессы и наведя порядок в документах. Практика юридического агентства «Персона грата», много лет занимающегося продажей готового бизнеса, показывает, что в последние годы все чаще на продажу выставляется туристический бизнес в «возрасте» от 8 лет и старше. Причины продажи бывают самыми разными.

Вот, например, живая история: небольшое агентство, существующее на рынке около 10 лет, продается по очевидно заниженной цене. С одной стороны, идут вполне успешные продажи, привычные клиенты довольны услугами агентства, сотрудники довольны работой, но с другой — рождение долгожданного внука и категорическая нехватка времени. Перемены в личной жизни заставили задуматься о продаже бизнеса. Достаточно быстро нашелся покупатель и предложил разумный вариант сделки — не уходить окончательно из бизнеса, а продолжить работу в качестве менеджера, и не на полную рабочую неделю, а по удобному графику.

Другая ситуация: «семейное» туристическое агентство уже 12 лет успешно работает на рынке, найдя свою нишу в лечебных турах. Но по прошествии лет собственник устал и потерял интерес к этому бизнесу, изменилось время, появились новые технологии, которые требуют изучения и применения их в бизнесе, на что уже не было ни сил, ни энтузиазма. На семейном совете решили создать новый бизнес в другой предпринимательской области, который бы освежил их жизнь. Удивительно, но тут же появилась энергия, которой так не хватало для ведения старого бизнеса. Смена профиля стала причиной продажи туристического агентства.

Да, бывает, что с турбизнесом расстаются и вполне добровольно, имея вполне доходные показатели по компании, с которыми можно неплохо жить. Уезжают в другие страны, начинают новый бизнес, пишут книги, растят детей. Но когда туризм остается в сердце — то нередко бывает, что и возвращаются. И когда в рекламе у такой фирмы мы прочтем «работаем в туризме 15 лет» — это будет чистой правдой!

В финале — несколько слов о самых редких и о самых впечатляющих примерах. Среди клиентов «Персоны грата» есть несколько компаний, которые работают в сфере туризма более 18 лет. Они начинали еще на заре развития коммерческого туризма в России, у них бессменные директора с момента основания, которые любят и ненавидят турбизнес одновременно. И каждый из них — профессионал высшего класса! Пожалуй, это самое ключевое достижение, которое зарабатывается годами. Какие бы препятствия ни вставали на их пути, они всегда их преодолевают. Это вам подтвердит любой юрист.

Юлия Мохова, управляющий директор юридического агентства «Персона грата»

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи