Электронный помощник
турагента с 2003 г.
Тонкости Pro
Вход или Регистрация

Ваш туристический бизнес: набор «Сделай сам» или покупка действующего?

196 03 апреля 2012

При открытии бизнеса «с нуля» вопросов всегда больше, чем ответов — а чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов. К счастью, мы не изобретаем вечный двигатель и всегда есть возможность получить совет от опытных коллег — в открытых источниках или на профессиональных интернет-форумах.

Мохова Юлия
Юлия Мохова, управляющий директор ЮА «Персона грата»
Начну с банального, но на 100 % верного утверждения, которым почему-то порой пренебрегают: просто открыть турфирму несложно, но чтобы бизнес заработал и приносил стабильный доход, нужно приложить немало усилий и потратить кучу времени. Впрочем, многим это удается: посетите хотя бы одну из международных туристических выставок в Москве. Там вы увидите тысячи людей, вовлеченных в туристический бизнес, и большинство из них — именно турагенты.

В многолетней практике «Персоны Грата» по созданию и поддержке деятельности туристического бизнеса накопилась масса примеров как удачных стартов, так и печальных историй, связанных с коротким сроком жизни «турфирм с нуля». Факторов, способных резко сократить «жизненный путь» турфирмы, очень много, и не все они поддаются учету. Но есть и вполне объективные: финансовые мировые кризисы, стихийные бедствия, политическая нестабильность в отдельно взятых регионах — равно как и последствия ошибок, сделанных от незнания или неправильного подхода к организации бизнеса «с чистого листа». Приведу несколько примеров таких ошибок:

  • Отсутствие четкого бизнес-плана, концепции проекта, расчета конкурентных преимуществ, финансового планирования и невнимание к организационной работе.
  • Конфликты с партнерами. Случаев, когда бизнес еще не заработал, а его уже делят, к сожалению, очень много. Здесь рецепт один: дружба дружбой, а деньги врозь. То, что прощается по дружбе, бизнес не терпит, порождая конфликты и взаимные претензии.
  • Недостаточность первоначальных капиталовложений. Открытие турбизнеса на «последние деньги» часто заканчивается на стадии организации и оборудовании офиса.
  • Ожидание значительных результатов в первый год деятельности. Возврат вложенных денежных средств в первый год работы, конечно, не утопия, но и не всегда достижимая задача. Часто это не берется во внимание, вызывая потерю интереса к бизнесу, который и через год требует не меньшего внимания, чем вначале.
  • Ошибки в ведении бухгалтерского учета. Недостаточное внимание к ведению бухучета, оформлению первичных документов и документообороту компании нередко приводит к неоправданно высоким налогам или штрафам. Случается даже, что по результатам первого года деятельности проще закрыть компанию, чем восстанавливать учет.

Чтобы преодолеть проблемы старта, неизбежные для любой новой компании, регистрирующейся «с нуля», нередко выбирается радикально иной вариант: покупка готового действующего бизнеса. Отмечу, что покупка действующего туристического бизнеса стала весьма популярной в последние 2-3 года; это связано с тем, что многие представители малого бизнеса обратили свое внимание на возможность открытия туристических компаний с небольшим порогом вхождения. Стоимость так называемого «однокомнатного» агентства в Москве колеблется в среднем от 300 000 до 2 000 000 рублей. По современным меркам это небольшая сумма, которая позволяет приобрести уже действующий бизнес с налаженной инфраструктурой, оборудованным офисом, клиентской базой и рекламой. Больше всего сделок по приобретению готового бизнеса заключается в весенний период, с конца января до середины апреля: новые владельцы хотят успеть заработать за летний сезон, сведя к минимуму «холостые обороты» сразу после покупки.

Оценка реальной стоимости туристической компании — непростая задача. Достаточно часто цена, заявленная учредителями, основывается лишь на их представлении о том, сколько они хотят получить для компенсации своих затрат на организацию этого бизнеса. Когда компания оценивается профессионалами и производится выборочный аудит (проверяются финансовые показатели, эффективность деятельности компании и т. п.), ранее объявленная цена обычно существенно понижается. Многое зависит от формальностей, от налаженного бухгалтерского учета и рабочего процесса, даже от способа оформления аренды и прочих факторов, требующих комплексной оценки. Естественно, что при выборе такой компании у покупателя обычно возникает множество вопросов, для решения которых нужна работа специалистов: необходимо провести юридическую экспертизу, выборочный аудит, возможно — восстановление учета, переоформление трудовых отношений.

Покупка готового бизнеса позволяет получить уже действующий инструмент для ведения бизнеса, но инструмент этот может иметь «скрытые дефекты», способные в значительной степени снизить эффективность его применения:

  • Сотрудники могут отрицательно отнестись к новому владельцу и уволиться при первой возможности.
  • Существующее оборудование и технологические процессы могут оказаться устаревшими и неэффективными.
  • Клиентская база может рассыпаться — уволившиеся сотрудники уведут за собой клиентов.
  • Собственник помещения может по тем или иным причинам отказать вам в аренде и не продлить договор на следующий год.
  • Кроме того, могут иметься и скрытые (до поры) последствия ведения бизнеса: старые обязательства и исполнительные листы, неудовлетворенные претензии потребителей, плохая репутация или испорченные отношения с поставщиками или агентами, причем об этом почти невозможно узнать заранее.

Если таких «косяков» наберется слишком много, создание новой компании «с нуля» покажется сам более простой задачей, чем вытягивание свежекупленной. Фактически, если дела установленного бизнеса не слишком хороши, может оказаться, что вы покупаете за свои деньги чужую головную боль. И если вы проявите неосторожность, то, возможно, заплатите слишком много за сомнительную честь ликвидации последствий чужой безответственности.

Итак, у покупки действующей компании могут быть и плюсы, и минусы. Не спешите. Исследуйте предложения по продаже действующих предприятий и изучите все возможности. Задавайте вопросы, запрашивайте подробные финансовые отчеты, требуйте ссылки и рекомендации. Говорите не только с людьми, чьи имена вам известны, но и со всеми остальными, кто может что-либо сказать о данном бизнесе. Если в какой-то момент вы почувствуете давление со стороны продавца или требование быстрого решения, или встретите сопротивление и нежелание предоставить требуемую информацию, или если еще в чем-то остаются сомнения — постарайтесь поскорее забыть о данном предложении. Не тратьте понапрасну время и не подвергайте опасности свое будущее в связи с неудачной инвестицией.

Из практики «Персоны Грата»
Предприниматель приобрел туристическую компанию за 120 000 USD. Компания работала около трех лет, имела положительную кредитную историю, хорошие отзывы туристов, налаженные контакты с туроператорами и хорошо организованную бухгалтерию. При оформлении документов не было выявлено никаких дефектов учета и задолженностей перед партнерами или бюджетом. Фирма была переоформлена на нового владельца, он приступил к обязанностям в офисе турфирмы в должности директора. Каково же было его удивление, когда первыми посетителями офиса стали... судебные приставы-исполнители, которые описали имущество фирмы и наложили арест на операции по банковскому счету. Как оказалось, на фирму была наложена судом обязанность по возмещению пострадавшим туристам значительной суммы денег, и когда судебное решение не было исполнено, в дело вступили судебные приставы с принудительными мерами взыскания. Ситуация была решена достаточно быстро, поскольку договор, составленный при покупке компании, предусматривал ответственность прежних владельцев по всем долгам предприятия, которые возникли в период их деятельности. Но эта история добавила много седых волос новому хозяину турфирмы.

Еще один сложный момент при покупке турфирмы — это «черный» учет и двойная бухгалтерия. Не секрет, что значительная часть денежных средств, поступающих в качестве оплаты туров, особенно наличных денег, не проводится по официальному учету. Связано это со многими факторами: высокими налогами, сложным учетом, неумением или нежеланием наладить грамотную финансовую схему работы и другими причинами. Бывают ситуации, когда «белые» показатели многократно расходятся с реальным оборотом компании. При этом для легальной сделки, естественно, будут применяться официальные данные учета, а «черную» бухгалтерию вам придется принять на веру, поскольку ее данные невозможно проверить по легальным документам. Сейчас ситуация на рынке меняется, все больше фирм «обеляет» бухгалтерию, и при выборе компании на это следует обратить самое пристальное внимание. Но что делать, если вам предложили выгодно купить компанию с «черным» учетом? Ответ на этот вопрос невозможно дать без оценки предприятия в целом — как имущественного и производственного комплекса.

Иной туристический офис, расположенный в проходном месте, действующий на протяжении нескольких лет и активно рекламирующийся во многих изданиях, при оценке юридической составляющей оказывается настоящей «подводной миной» для инвестора. Нарушения и налоговые риски столь велики, что вся выгода от деятельности может пойти на выплату недоимок и штрафов по налогам и восстановление учета. Не говоря уже об административной и уголовной ответственности руководителя. Однако при этом существует возможность создания нового юридического лица, что часто используется при покупке турфирм именно по причине «дикого» учета. Необходимо оценивать все плюсы и минусы в комплексе: возможно, вы увидите положительные факторы, которые перевесят все минусы и станут основой вашей мотивации при выборе приобретаемой фирмы. Например, выгодное расположение офиса, удачное и узнаваемое название, сложившийся круг клиентов могут перевесить проблемы с бухгалтерским учетом и несколько непогашенных претензий туристов.

Иногда даже выгодно купить фирму с некоторыми недостатками: такие предложения на рынке действующего бизнеса всегда значительно дешевле. Можно купить неоптимальный или даже неудачный бизнес, а впоследствии наладить производственный процесс, что называется, под себя и получить действующий инструмент бизнеса за сравнительно небольшие деньги.

Еще один из постоянных факторов риска — сотрудники турфирмы. Офис турфирмы, оставшийся без сотрудников — это просто набор мебели и оргтехники. Покупая действующую турфирму, следует особое внимание уделить очень важному моменту: сохранению сотрудников на рабочих местах хотя бы на некоторый период времени, пока вы не подберете новых. Сложившаяся команда — ценная составляющая, ее нельзя терять. Учтите, что не существует законных способов «привязать» сотрудника к рабочему месту, поэтому новый собственник должен создать условия, как минимум не ухудшающие положение работников фирмы после ее продажи.

Несмотря на все возможные риски и недостатки, покупка действующей турфирмы бывает намного выгоднее, чем регистрация «с нуля» и позволяет быстро занять свою нишу в туристическом бизнесе. Принимая решение о покупке, обязательно обратите внимание на следующие важные юридические факторы:

  • достоверное ведение бухгалтерского и налогового учета, своевременную подачу отчетности, кассовую и договорную дисциплину, грамотный документооборот;
  • оформленный договор аренды, договоры на связь, интернет, охрану;
  • наличие учредительных, регистрационных документов, необходимых разрешений (например, на рекламную вывеску);
  • наличие правоустанавливающих документов на доменное имя веб-сайта компании, товарный знак, используемое программное обеспечение;
  • оформление трудовых отношений с работниками;
  • отсутствие задолженностей перед партнерами, неисполненных судебных решений или текущих судебных процессов.

Кроме того, необходимо оценить эффективность ведения бизнеса, ознакомиться с рекламным планом, клиентской базой, программой участия в выставках. Особое внимание обратите на обучение и профессиональную подготовку сотрудников. После достижения всех договоренностей должен быть составлен контракт, четко прописывающий все стороны сделки, в котором обычно оговариваются следующие пункты:

  1. Точное определение того, что передается, кем и кому, по какой цене (этот пункт может включать указание ценности каждого подпункта имущества).
  2. Подробности относительно всех рассрочек и обязательств, которые вы готовы принять при совершении покупки.
  3. Способ оплаты, к какому сроку, каким именно образом.
  4. Все изменения в цене, которые могут случиться между моментом подписания договора и окончанием сделки (может быть включена распродажа имущества, приобретение оборудования, налоговые выплаты и т. д.)
  5. Гарантии продавца относительно надежности предоставленной информации и дополнительные условия на случай, если эта информация окажется ложной (штрафные санкции, применяемые к продавцу).
  6. Указания обязательств продавца в отношении управления бизнесом до момента смены владельца, метод передачи владения и любые оговоренные обязанности продавца после совершения покупки.
  7. Как поступать в случае любых потерь или выплат, которые могут случиться с бизнесом между моментом подписания договора и окончанием сделки.
  8. Положения, ограничивающие возможность продавца конкурировать с продаваемым бизнесом после совершения сделки или ограничивающие право продавца создать впоследствии такой же бизнес (например, с тем же названием).
  9. Подробности завершения сделки, включающие дату, время, место, список ответственных (уполномоченных) лиц.
  10. Величина аванса, выплачиваемого вами как покупателем, которая является гарантией того, что все оговоренные условия будут вами выполнены.

Рецепт успешной покупки готового бизнеса, возможно, не так прост, как хотелось бы — но только такой подход максимально застрахует вас от возможных малоприятных последствий. Будьте предельно внимательны ко всем деталям, собирайте информацию по всем доступным каналам, руководствуйтесь известным принципом «лучше перебдеть» и не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. Наконец, самое главное: принимайте решение о покупке только тогда, когда «белых пятен» совсем не осталось.

Поделиться

Статьи в разделе

Все статьи